?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1960. Книги о Холокосте

Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
Иегуда Бауэр

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года на специальном заседании, начатом с минуты молчания. Дата была выбрана неслучайно — именно 27 января 1945 года советские войска освободили узников нацистского концлагеря в Освенциме, за время существования которого в нем погибли, по некоторым оценкам, от 1,5 до 2,2 миллионов человек.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал «нынешнее и будущие поколения» не дать повториться ужасам фашизма.

Сегодня создается и публикуется множество книг, посвященных истории Холокоста. Это и научные исследования, и мемуарная литература, и художественные произведения, так или иначе отражающие данную тему. Книги эти могут различаться стилем, способом подачи материала, но их общая черта — боль за погубленные жизни и искалеченные судьбы. Слезы, застилающие глаза, комок в горле... так читаются эти истории.

Михал Моше Хенчинский
«Одиннадцатая заповедь: не забывай»


Это книга воспоминаний польского еврея, которая вместила в себя практически всю историю 20-го века: Первая Мировая война, Вторая Мировая война, гетто, концлагеря, коммунистическая партия, органы контрразведки, репатриация в Израиль. В начале мы воспринимаем мир глазами маленького еврейского мальчика из пригорода Лодзи: он только начинает постигать этот мир, берет первые уроки жизни. Его главный учитель и наставник — отец. Именно он внушил сыну те главные принципы, которым тот будет следовать до конца жизни, не изменяя им ни при каких обстоятельствах: нужно уметь защищать свои честь и достоинство, нельзя никого бояться и — самое главное — скрывать свое происхождение. «Ты — еврей, и должен этим гордиться!». Эти принципы автор пронес через всю свою жизнь. Самые страшные страницы книги — это начало войны и планомерного уничтожения евреев. Автор с семьей оказался в Лодзинском гетто, откуда людей увозили целыми группами и убивали. А оставшиеся никак не хотели верить в то, что даже нацисты способны на такую бессмысленную жестокость. Когда же поступило распоряжение об уничтожении в гетто всех детей до 10 лет, давно назревающие отчаяние и неверие прорываются в нем беспомощным криком: «Отец, где был ваш Бог, когда тысячекратно повторенные мольбы к Нему летели к небу на окровавленных крылышках детей-ангелов?». Автор потерял всю семью, но самому ему повезло: чудом выжив в Освенциме, он оказался единственным, кому удалось спастись во время «марша смерти». Война закончилась, началась мирная жизнь, в которой Хенчинский постоянно пытался найти свое место. Но почувствовать себя спокойно, позволить себе свободно вздохнуть и, наконец-то, не ощущать свое еврейство как позорное клеймо он смог лишь после репатриации в Израиль. Маленький мальчик из Лодзи, переживший ад Холокоста, ощутивший на себе все «прелести» антисемитизма в мирной обстановке, сумел сохранить доброту сердца и ясный взгляд. Он не затаил злобу и не возненавидел весь мир. И до сих пор он с гордостью произносит: «Я — еврей», и строго следует своей личной заповеди - «не забывай».

0_a0671_1990ce0a_XL.jpg
Лодзинское гетто

Рихард Глацар
«Ад за зеленой изгородью. Записки выжившего в Треблинке»


Рихард Глацар родился в Праге в очень обеспеченной еврейской семье. После оккупации Чехословакии родителям удалось спрятать сына в какой-то захолустной деревеньке, но в 1942 году он попал в руки нацистов и оказался в Терезинском гетто, а затем в лагере уничтожения Треблинка. Треблинка отличалась тем, что это был лагерь только для евреев, изначально предназначенный практически осуществлять «окончательное решение» еврейского вопроса. Из 900000 евреев в живых осталось меньше ста. В их числе — автор книги, пробывший в лагере 10 месяцев и бежавший во время восстания в 1943 году. Воспоминания Рихарда Глацара отличаются от многих подобных свидетельств своей беспощадной честностью, голыми, без всяческих прикрас откровениям о своих мыслях и поступках. Глацару было всего двадцать с небольшим, и единственное, чего он хотел, – выжить. Любыми способами. Невозможно было скрыть радость оттого, что тебя не отправили в «душевую» (где травили выхлопными газами) или в «лазарет» (где расстреливали из автоматов). Его назначение в команду, называвшуюся «Мужские пиджаки, 1» (она отбирала вещи, посылаемые в рейх, чтобы порадовать обносившихся немецких обывателей), было воспринято Глацаром как подарок судьбы. Он понимал, что нужно делать все возможное и невозможное, чтобы удержаться на этом месте. Нельзя было поддаваться сочувствию и жалости, иначе тебя сочтут слабаком, и ты окажешься в очередной группе, отправляемой на так называемую дезинфекцию. Но такая манера поведения давалась Глацару с большим трудом, муки совести отравляли его существование. Неспособный на открытый протест, он каждый раз с надеждой встречал группу новичков, в ожидании, что среди них найдется тот, кто сумеет воспротивиться, поднять бунт. Но ожидания оказывались напрасными, и Рихард успокаивал себя тем, что он такой же, как они.

После войны Глацар вернулся в Прагу, получил образование, стал экономистом, обзавелся семьей, однако сталинские репрессии не обошли его стороной: Глацара объявили политически неблагонадежным и послали перевоспитываться на металлургический комбинат. После он жил в Швейцарии. В 1963 и 1971 годах участвовал в процессах против убийц и их помощников, орудовавших в Треблинке. Рихард Глацар и еще 54 выживших узника давали показания. А в 1998 году Рихард Глацар покончил с собой. В его случае заповедь «не забывай» дала обратный эффект: он не смог жить с кошмарами из прошлого, которые не покидали его ни на минуту...

0_a0672_adfa6572_orig.jpg
Треблинка

Йохен фон Ланг
«Протоколы Эйхмана» (записи допросов в Израиле)


Эта книга позволяет встретиться «лицом к лицу» с одной из ключевых фигур Холокоста — Адольфом Эйхманом, оберштурмбаннфюрером СС, заведовавшим отделом гестапо, непосредственно отвечавшим за массовое уничтожение евреев. После войны Эйхман скрылся от суда в Южной Америке, однако агенты израильской разведки «Моссад» разыскали его и доставили в Израиль. Автор книги систематизировал материалы допросов Эйхмана, которые продолжались почти месяц, 275 часов. На протяжении всего этого времени Адольф Эйхман старался убедить допрашивающих в том, что был лишь «маленьким винтиком» в огромной машине истребления евреев, что он только лишь подчинялся приказам. Уверял, что ему становилось дурно при виде жестоких расправ, которые учиняли солдаты СС. Это говорил человек, задачей которого было сгонять людей в гетто, формировать эшелоны, уходившие в лагеря смерти. Именно он позаботился о полном использовании мощности газовых камер.
На протяжении всего судебного процесса Эйхман надеялся, что будет осужден только за пособничество убийствам и избежит смертного приговора.
31 мая 1962 года Адольф Эйхман был повешен. Труп его был сожжен, пепел высыпан в море.

Шарль Левински
«Геррон»


Прототипом главного героя романа французского писателя Шарля Левински стал немецкий актер и режиссер Курт Геррон. В 1944 году он вместе с женой был депортирован в концлагерь Терезиенштадт. Благодаря бывшим заслугам и былой популярности даже в лагере он имел некоторые привилегии: жил не в общем бараке, а в отдельной, пусть и очень крохотной, клетушке; не был задействован на общих работах. Однако в остальном его жизнь ничем не отличалась от жизни других обитателей лагеря: холод, голод, уныние, тоска... Но в один момент все резко меняется — руководство лагеря предлагает Курту снять пропагандистский фильм о том, как хорошо евреям живется в Терезиенштадте. Хотя «предлагает» - не совсем верное слово. Когда предлагают — у тебя есть выбор. У Геррона выбора нет, и он это понимает. Отказ предполагает вполне очевидные последствия. И все же он никак не может решиться. В попытках принять верное решение, Курт вспоминает свое прошлое, свои триумфы и поражения. И понимает — всю жизнь он воспринимал действительность как театральную сцену, съемочную площадку, а себя мнил главным актером и режиссером. Всегда ему казалось, что все плохое, неудачное, позорное можно исправить, переписать, переиграть. Но только не в данной ситуации. Ему приходится дать согласие. И на какое-то время он снова возвращается в привычные ориентиры: сценарий, поиски натуры, декорации, репетиции. Курт забывается, упиваясь иллюзорной властью режиссера. Он уверен, что пока снимается фильм, он и задействованные им люди буду неприкосновенны, отправиться в следующем эшелоне в Освенцим им не грозит. Он — их спаситель. Но в этой эйфории Геррон не замечает, что совершает роковую ошибку: он забыл, что здесь, в лагере, Курт Геррон — никто, его действия ничего не изменят. Он снова заигрался, но это была его последняя игра. В октябре 1944 года Курт Геррон с женой погибли в Освенциме в газовой камере.

0_a0673_351b6a7f_XL.jpg
Освенцим

«Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима — то, что мир забудет, что было такое место»
(Генри Аппель, узник Освенцима).


Лаврентьева Елена,
главный библиотекарь
отдела городского абонемента

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
26 янв, 2016 07:19 (UTC)
Книги о Холокосте
Пользователь shatalina_irina сослался на вашу запись в своей записи «Книги о Холокосте» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о Холокосте [...]
(Анонимно)
26 янв, 2017 22:54 (UTC)
43534654675
«Нам лижут пятки языки костра» – детская песенка о Холокосте в исполнении криптоевреев. Гладков тоже крипт.
«Высказывания известных людей о холокосте» - «Известные люди, литераторы» крипты. Врут по еврейской традиции – шажок назад.
Свастика тот же Маген Давид. Нацисты крипты, жертвы евреи. Вот, концерт. Государства еврейские образования. Армии и пр. структуры криптоеврейские.
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner