?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как мы уже рассказывали, в электронную краеведческую библиотеку оцифровываются книги из фондов нашей библиотеки, в том числе издания, находящиеся в отделе книгохранения. Я внимательно слежу за новыми поступлениями в электронную библиотеку, всегда нахожу для себя много интересного. Среди последних оцифрованных изданий есть книга:
Легенды и сказки нганасанов / текст и предисл. Б. О. Долгих ; ред. И. В. Кокорев. – Красноярск : Красноярское краевое издательство, 1938. – 135 с.

1.jpg

Легенды, сказки – это понятно, а вот нганасаны – стыдно сказать, я ничего не знаю об этом народе. Заглянув в итоги Всероссийской переписи 2002 года (коренные и малочисленные народы Российской Федерации), я выяснила, что нганасаны проживают только на Таймыре, на территории Красноярского края. Их всего 834 человека, 362 –мужчин, 472 – женщин (для сравнения ненцев около 50 тыс.). Это наш край, наши люди, и я хочу об этом знать!

В 1742 году отважный русский моряк, штурман Семен Челюскин, впервые объехал на собаках полуостров и нанес на карту северную оконечность Таймыра. Его успех завершил многолетнюю работу Великой северной экспедиции, снаряженной еще по распоряжению Петра I.

В те далекие времена, когда исследователи начинали осваивать полуостров, были люди, целый народ, для которых Таймыр был родиной, той единственной страной, которую они знали, где они родились, где они жили, где умерли их предки. Их родной стихией была  тундра. Там они дома. Каждое озеро, каждая река знакомы им, имеют свою историю.
Веками у них складывались навыки оленеводов и охотников. Нечеловеческая выносливость, острые глаза, безошибочная память, впитавшая в себя каждую деталь поверхности, каждый изгиб реки, очертания каждого озера, силуэт любой сопки или хребта – этими качествами обладал этот народ, чтобы выжить в столь суровых условиях.
На языке этих людей человек называется «нганаса». Отсюда образовано их название – нганасаны.

В то время они были самым северным народом на нашей планете. Нганасаны, как и родственные им ненцы, - народ кочевой. Вместе со стадами своих оленей они кочуют по необъятным тундрам Севера почти от берегов океана до северной границы лесов. Главным боевым и охотничьим оружием нганасанов был лук со стрелами, отказы (ножи, насаженные на длинные рукоятки, вроде копий), простые ножи и топоры. Жили нганасаны в шестовых чумах. В тундре, на белой скатерти снега, эти черные чумы видны уже издали. Около чума стоят ряды грузовых санок. Выделяются своим видом женские санки. Их высота от одного до полутора метров. В пургу закрываются пологом, и женщины перед вереницей грузовых санок, словно плывут над тундрой в вихрах снега. Ночью из черного конуса чума вылетают снопы искр, на мгновение освещая почерневшие нюки (покрышки) у вершины чума, и исчезают на фоне низко нависшего неба. Внутри чума обычно господствует полумрак, озаряемый лишь пламенем костра. Направо и налево от входа сидят на оленьих шкурах нганасаны. Над костром висит котел. Другой котел, в котором тает снег или лед, стоит позади костра. Основной и почти единственной пищей нганасанов было оленье мясо. Все силы нганасанов были направлены на то, чтобы сохранить и увеличить стада домашних оленей и побольше добыть диких. Идеалом довольства было: сидеть у ярко горящего костра, перед полным котлом мяса, в то время как кругом в тундре бушует метель или царит белое безмолвие полярной ночи.

У нганасанов сохранялось еще много пережитков обычаев родового быта. Разрешалось многоженство. За жену уплачивали калым (выкуп). Если умирал старший брат, то на его вдове должен был жениться младший. Жену можно было брать только из чужого рода. Строго запрещалось жениться на женщине своего рода. Выморочное имущество должно было обязательно оставаться в пределах рода и не передавалось в другой род по женской линии. Нельзя было назвать по имени старшего человека. Грехом считалось стричь волосы, запрещалось переезжать дорогу перед едущим, нельзя было обойти кругом чума (так можно спугнуть сидящих около чума «духов»). Для мужчин грехом было участвовать в установке чума, рубить дрова, доставать воду, выделывать шкуры, так как все это были женские работы.

«Грешно» было мужчине сесть на женскую санку, а женщине на мужскую. В последнем случае санка подвергалась специальной процедуре очищения. Женщине нельзя было перешагнуть через лежащий на земле аркан, через постромки оленей, через лежащего в чуме мужчину, чтобы их не «осквернить». После смерти мужчины его оставляли в тундре на санке вместе с его оружием, в лучшей одежде. С ним оставляли несколько убитых оленей и запас пищи. Все это требовалось мертвецам для «дороги в загробное царство» - в «нижнюю землю». Женщине оставляли чум и все ее личное имущество.

Шаман был единственным врачом. «Лечил» он, действуя на психологию, стараясь вызвать в больном нервное потрясение, нервный подъем, кратковременный прилив сил, который помог бы преодолеть болезнь. В большинстве случаев получалось обратное - больные и роженицы гибли.
В конце зимы нганасаны устраивают особое празднество. Этот праздник, в основе своей очень интересный и красивый, был захвачен шаманами и превращен ими в шаманскую мистерию. Наряду с этим на празднике солнца сохранились веселье и пляски молодежи, правда, сопровождающиеся потасовками между парнями, похищением девушек, узаконенным на время праздника увозом девушек и внебрачным сожительством молодежи.

При охоте на диких оленей у нганасанов сохранился обычай обязательного дележа добычи со всеми соседями и гостями, так что самому охотнику часто остается незначительная часть. Только голову охотник обязательно берет себе, чтобы «не потерять талан» (удачу).
В быту сохранился обычай жить несколькими семьями в одном чуме, помогая друг другу в работе.
В настоящее время пережитки родового быта исчезают из жизни нганасанов.

Легенды и сказки нганасанов до 1938 года ни разу не опубликовывались и не издавались. Это первое издание фольклорного материала, которое является ценнейшим источником для ознакомления с историей этого народа.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
(Анонимно)
26 фев, 2016 07:34 (UTC)
Ирина Викторовна! Очень интересная и познавательная статья. С удовольствием прочитала.
С уважением Валентина Петровна, заведующая библиотекой МБОУ СШ №14 имени И.М. Смоктуновского.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner