?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сколько же всего узнаёшь, когда работаешь со старым фондом! То старый «Енисей» радовал открытиями, теперь вот книги из коллекции «редкого краеведения» отдела редких книг. Открыла одну такую и не смогла оторваться, пока не прочитала всю.

Путь на Север : очерки Туруханского края / Михаил Никитин. – Москва : Изд-во "Федерация", 1929. – 153, [2] с., [4] с. объявл. – 4000 экз.

Язык – замечательный, никаких лозунгов, что можно было ожидать в издании 1929 года. А содержание – вообще песня. Про то, как летом и осенью 1928 года в Туруханске снималось кино. Настоящее, игровое, да еще и с артистами – из местных! Ещё больше в книге зарисовок туруханского быта и нравов.

Никитин_Путь_на_Север.jpg

«Киносибирь» и «Тунгус с Хэнычара»

Фильм «Тунгус с Хэнычара» снимало акционерное общество «Киносибирь», созданное в 1926 году. «Киносибирь» работала под девизом: «Деньги от кино — на развитие сибирского кино» и ставила перед собой две главные задачи: кинофикация края и создание своего, сибирского фильмопроизводства.

Контора «Киносибири» располагалась в Новосибирске.«Директор Алтайцев. Черная шевелюра, сутулая фигура. Носил в железной оправе очки. В стенгазете фабрики была карикатура на него с надписью "очки, очки: не видно глаз. Но, а без глаз души не видно." Вероятно, Алтайцев, кому-нибудь устраивал неуютную жизнь. Начальник производства - Игнатьев: высокая фигура, черная шевелюра. Недобрые, с желтизной глаза (вероятно, человек с "белым" прошлым). Сценарным отделом ведал т. Гольдберг. полный, седой мужчина, с замашками эрудированного литератора (живший в Новосибирске "не по своей воле").

Вот и все начальство. Режиссер Борис Большинцов, оператор Ажогин, бывший белый офицер. Фабрика помещалась в одноэтажном здании, бывшего торгового заведения Новониколаевского богача. Три большие комнаты с большими окнами и несколько закутков (вероятно, подсобные помещения) и кабинет директора в бывших жилых комнатах хозяев заведения. снималась в основном хроника, пытались снимать культурфильмы (как правильно кормить скот, сеять лен и т.п.).

Режиссер Большинцов, оказавшись в Новосибирске, снимал художественный фильм из жизни тунгусов: «Тунгус с Хэнычара». Пробуждение свободных инородцев и приобщение их к новым условиям советской действительности. Я несколько дней провел на съемках этой картины, заменив заболевшего помрежа. Это первое знакомство с условиями съемок на натуре, да еще в зимние, сибирские морозы»
(Отсюда: По мемуарам кинорежиссера В.В. Гребнёва – был ассистентом режиссера и оператора на кинофабрике «Киносибирь»).


Из жж john5r


Из жж john5r

Режиссёром, оператором и директором «Киносибири» был и Я. Г. Задорожный.

В 1928 году молодая студия переезжает в реконструированный клуб завода «Металлист» на улице Добролюбова (ныне старая часть современной кинокопировальной фабрики). В подвале — лаборатория, на первом этаже — кинотеатр, на втором — монтажные и рабочие кабинеты. Вскоре вместо кинотеатра оборудуется съемочный павильон. И в начале 1929 года [Никитин пишет, что "Тунгус с Хэнычара снимался в 1928 г.] первая за Уралом профессиональная киностудия «Фабрика акционерного общества «Киносибирь» приступает к съемкам художественных фильмов.

Первым художественным фильмом, вышедшим даже на всесоюзный экран и снятым без единого профессионального актера, был «Конец Журавлихи». Вторым игровым фильмом стал «Тунгус с Хэнычара». Съемки проходили в реальном стойбище на Нижней Тунгуске (неподалеку от Туруханска). Главные роли исполняли эвенки — два парня и девушка. Во время съемок фильма они впервые увидели город, пароход, паровоз. Главный герой наотрез отказывался ходить в Новосибирске без провожатого в столовую: «Заблужусь, однако, обязательно. В тайге я день пойду и ночью вернусь тем же путем, а тут попробуй запомни все дома — все какие-то одинаковые».

Остальные роли исполняли члены съемочной группы и жители стойбища. Например, в фильме сыграли инструктор из Туруханска Е.С. Савельев и репортер Перлов.

Трудностей было много. Например, для подсветки при съемке портретов члены съемочной группы вынуждены были возить с собой большое зеркало из вестибюля кинотеатра «Пролеткино». Пришлось для такого дела трюмо разобрать.

Третьим художественным фильмом стал «Огненный рейс». Здесь впервые появились московские профессиональные киноартисты. Местные жители использовались лишь в эпизодах. Фильм снимался с размахом — в Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Ростове, Москве. Это была «кинодрама с налетом мелодрамы». Снимали картину совместно с «Межрабпомфильмом». Успех был гарантирован. Однако в декабре 1929 г. «КиноСибири» уже не было. (Вечерний Новосибирск)
Ещё о Киносибири: Век сибирского кино (очерки истории кинематографа в Новосибирске)

Михаил Александрович Никитин

Автором сценария «Тунгуса» и был автор книги «Путь на Север» Михаил Александрович Никитин (1903-1973).
Родился в Димитровграде (Мелекессе), с 1924 г. жил в Сибири, позднее в Москве. Окончил институт сельского хозяйства и лесоводства в Омске. Публиковаться начал в 1925 г. Автор книг «Путь на Север: (Очерки Туруханского края)» (1929), «Второй гигант: (Очерки о Сибири)» (1931), «Безрогий носорог» (1933), «Кузбасские записи» (1953), «Здесь жил Достоевский: Повесть из 33 сцен» (1956), «Енисейская книга» (1957), «Сибирские повести» (1964), переработок северных и туркменских сказок и пр.

Его первый рассказ («Золотой челнок») был напечатан в 1925 в журнале «Сибирские огни». Сибирская советская энциклопедия считала его преимущественно очеркистом: «В его очерках поставлен ряд практических вопросов переустройства края. В центре внимания Никитина — образы энтузиастов-строителей на Кемеровском угольно-коксовом комбинате, в Челакском зерносовхозе, совхозе «Овцевод»…

М. А. Никитина называют «летописцем Кузбасса» – он первым написал книгу об истории города Кемерово и Кузбасса в целом, начиная с ХХ в. и заканчивая гражданской войной.
Женой Михаила Александровича была писательница Надежда Васильевна Чертова.

Немного прекрасного из книги Михаила Никитина «Путь на Север»

Описание Енисея:
«Нескончаемые дожди. Енисей сер, бугрист и прям. Танну-тувинцы, живущие в верховьях этой реки, зовут Енисей Улу-Кемом. В переводе на русский Улу-Кем означает, - большая вода.
Танну-тувинцы несомненно неправы: Енисей удачливее было бы назвать безработной водой. В самом деле, - за два дня пути мы не встретили ни одной посудины, если не считать двух илимок, - крытых лодок, тяжело ползущих вдоль берегов».


О Красноярске:
«Началось это так. По заказу Киносибири я написал либретто для сценария из тунгусской жизни. Либретто было категорически отвергнуто, затем столь же категорически принято.

… В Красноярске мы намеревались зафрахтовать катер и илимку с тем, чтобы дойти с катером до Подкаменной Тунгуски и по Тунгуске подняться вверх до фактории «Кузьмовка». Здесь экспедиция должна была оборудовать съемочную базу.

По приезде в Красноярск мы обнаружили, что все решительно посудины зафрахтованы экспедицией тунгусской культбазы, направляющейся на реку Кочечумо.Пришлось дожидаться пароходного рейса. Мы поселились в гостинице, ничем не отличающейся от той гостиницы, в которой по приезде в губернский город N-ск останавливался Павел Иванович Чичиков.

В ожидании парохода кинематографисты занялись поисками старичка для исполнения роли профессора в картине. Помреж напугал на улице несколько старичков, пока не наткнулся на безработного счетовода. Счетовод неустрашимо согласился сыграть профессора.

Помимо счетовода, в Красноярске мы нашли двух тунгусов, приехавших из Сымской тайги. Они встретились с нашим администратором в Комитете Севера. Режиссер решил их взять для исполнения тунгусских ролей.

Калбувыл Кима и Шикшиуль Кима – молодые парни, - скуластые, желтолицые и удивительно спокойные.
В первый раз я увидел их в городском садике, известном в Красноярске под именем «Эдема». Они сидели в густозеленой беседке, режиссер угощал их пирожками, стараясь поразить их воображение рассказами о чудесах Москвы.
Тунгусы ели пирожки, храня упрямое спокойствие.

Под конец режиссер рассердился. Наняв единственный в Красноярске автомобиль, он начал катать тунгусов по городу. Тунгусы признались, что впервые видят автомобиль, но на вопрос, нравится ли им машина, ответили с убийственным упрямством:

- Ниццево!

Равнодушие несомненно было притворное. Это была своеобразная гордость лесного жителя, желающего показать, что он не лыком шит. Это была тонка тактичность охотника, попавшего в положение дичи.
Покатавшись на машине, Шикшиуль и Калбувыл спокойно объявили: им хотелось бы полетать на аэроплане.
Аэроплана в Красноярске не было. Тем не менее, тунгусы присоединились к нашей экспедиции.

Улицы Красноярска покрыты плотными войлоками тишины и пыли. Наши кинематографисты в течение двух недель нарушали городской покой, разгуливая по улицам в ярчайших ковбойках и с револьверами у пояса.
Машинистки из учреждений и школьницы из второй ступени разглядывали их с провинциальной откровенностью.
Слух о приезде экспедиции взволновал тишайший город».


О съемках и Туруханске:
«Тунгуска обмелела, и экспедиция отправилась в Туруханск. Поселились на монастырском подворье, давным-давно превращенном в школу.
Монастырская усадьба стала наиболее экзотическим уголком Туруханска.
Монастырский двор широк и пуст. По середине двора белеет палатка экспедиции. На берегу дремлет седая часовня. Если заглянуть в заплывшее окно, в часовенке можно увидеть массивный гроб. На нем лежат вериги и пыльные иконки.
Неподалеку от часовенки в фонаре маяка проскакивают молнии световых сигналов. Круглое слюдяное оконце колокольни переливается на солнце блеклыми цветами».

«Вечером, вернувшись в общежитие на монастырском подворье, я записал в растрепанный блокнот:
- Еще старинные авторы выявляли переживания своих героев, заставляя этих героев проделать тот или иной жест.
<…>
Присутствие на репетициях, а также на съемке, убеждает меня в том, что если люди будут правильно двигаться в рассказах, то рассказы дойдут до читателя. Люди, описанные в книге, будут представляться как живые. Читатель будет видеть их ноги и руки, даже в том случае, если писатель не даст многословного описания этих рук и ног. Изучение биомеханики необходимо не только для режиссеров, но и для писателей…

Едва я успел кончить свои блок-нотные записи, как строгий наш завхоз А.Д. Степанов привернул фитилек керосиновой лампы. Репортер Перлов злорадно пропел петухом. Наше общежитие погрузилось в сон. Мы долго бодрствовали вдвоем: оператор Ажогин и я.
Оператор Ажогин, - страстный радиолюбитель, - весь вечер просидел над радио-приемником. Когда в общежитии стало тихо, ему посчастливилось.
- Поймал Берлин! – сообщил он, отрываясь от клавиатуры приемника: - хотите, поставлю громкоговоритель, слышимость слабая и мы никого не разбудим.
В полутьме Ажогин повозился со штепселем и снял наушники. В комнату вплыл ноющий джаз-банд. Это было, как эхо далекого, почти потустороннего мира».


У нас в библиотеке, кроме книги «Путь на Север», можно прочитать «Енисейскую книгу» 1944 и 1957 гг., «Сибирские повести» 1978 г., а также роман в 33 сценах «Здесь жил Достоевский» (1973).
upd: Мы оцифровали «Путь на Север» и добавили в электронную библиотеку. Читайте!

Никитин_Енисейская_книга.jpg

Енисейская_книга_содержание.jpg

В сборнике рассказов «Енисейская книга» Михаил Александрович «старался показать Енисей таким, каким увидел его в двадцатых годах», и рассказать читателем  о том, каким четверть века назад был старый Енисей.

upd: Прочитала "Енисейскую книгу" и добавлю фрагмент, касаемый нелегкой участи сценариста (с. 79-80 в издании 1957 г.):

"Надо было, конечно, приехать сюда [в киноэкспедицию] в июне или даже в мае,- это было б вполне возможно, если б не затянулась так волокита с многократным утверждением сценария. Кто только не участвовал в "утвердительных" заседаниях, и веди каждый, каждый участник считал свои долгом посягать на исправление авторских замыслов! В результате от сценария отсались рожки да ножки, и, намереваясь спасти остатки изувеченного труда, он добился того, чтобы его, сценариста [в "Енисейской книге" повестование ведется от имени сценариста Марка], включили в съемочную группу. Что же это дало? Ровно ничего, потому что и при нем изувеченные остатки тунгусского сценария будут так же расплющены, как были расплющены сценарии "Людей черного города" и "Затерянных в пустыне".

Михаил Александрович побывал на Енисее ещё раз, проплыв от Красноярска до Диксона летом 1958 года вместе с «писательским рейсом».

А что же фильм?

Фильм М.В. Большинцова «Тунгус с Хэнычара» был снят и смонтирован всего за 14 месяцев (общие затраты 75 тысяч рублей). Несмотря на критику, выразительность фактуры и свежие краски в поведении исполнителя главной роли, и «набитая» режиссерская рука все-таки вывели «Тунгуса с Хэнычара» на всесоюзный экран. Фильм с интересом смотрели зрители. Он вызвал отклики «Экрана», «Кино-фронта», «Советского экрана». По сообщению местной прессы, несколько копий ушло за границу. Подробнее о фильме, а также вообще о эвенках в кино читайте здесь. В сети фильм не нашла. Наверное, не сохранился.

604972.jpg
Кадры из фильма

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
2 май, 2016 16:32 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Рина Незеленая
4 май, 2016 03:52 (UTC)
Спасибо! Потрясающе интересно!Удивительны образы Калбувыл Кима и Шикшиуль Кима))))) и их особый такт))))и гордость лесных жителей.
kraevushka
4 май, 2016 15:31 (UTC)
Спасибо, друг) Книга действительно прекрасна, может быть скоро оцифруем, прочтешь.
Irina Basalaeva
18 май, 2016 14:09 (UTC)
Дорогие коллеги, большое вам спасибо за это сообщение! Работаю над статьёй о Сибири в советском кино 1920-1930-х, эта лента - одна из важнейших, но, к сожалению, недоступная для просмотра, приходится собирать косвенные (не кинематографические) сведения.
Пожалуйста, выложите скан книги. Непременно сошлюсь на вас))
kraevushka
25 май, 2016 03:37 (UTC)
Здравствуйте! Книга добавлена в электронную библиотеку ГУНБ https://clck.ru/9vbMW
( 5 комментариев — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner