?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом…
Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь…
Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы.
У. Голдинг, Нобелевская речь, 1983 г.

Уильям Джеральд Голдинг – один из самых ярких и оригинальных писателей Великобритании, лауреат Нобелевской и Букеровской премий по литературе. Голдинг – автор таких известных романов, как «Повелитель мух», «Наследники», «Шпиль», «Пирамида», «Зримая тьма», «Двойной язык», морской трилогии «На край света» и др. Книги У. Голдинга насыщены философской проблематикой и заставляют читателя задуматься над многими сложными вопросами.

golding.jpg

Уильям Голдинг родился 19 сентября 1911 года в графстве Корнуолл в семье школьного учителя. Окончив Оксфордский университет, он преподавал в средней школе английскую литературу, религиоведение и философию. Будучи учителем, он начал писать пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. В январе 1939 года Голдинг познакомился с Энн Брукфилд, своей будущей супругой, а вскоре после рождения первенца, в связи с началом 2–ой мировой войны ушел служить на флот. Жизненный опыт военных лет лишил его иллюзий относительно свойств человеческой природы. Голдинг говорил, что «человеческую природу необходимо понять, иначе ее невоз­можно будет держать под контролем».
В каждой своей книге Уильям Голдинг изучает Человека – его сложную и противоречивую натуру. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов и всемирную известность ему обеспечил первый же из них – «Повелитель мух».

фото 2 - Повелитель мух.jpg

Повелитель мух        
Роман «Повелитель мух» вышел в 1954 году, но идеи, заложенные в этой книге, актуальны и сегодня, и будут значимы для нашего общества всегда.  В книге повествуется о том, как группа цивилизованных подростков, попавших в катастрофу, оказывается на необитаемом острове, где постепенно вырождается до состояния примитивной дикости. Пытаясь выжить на острове, дети сначала стараются использовать цивилизованные стандарты поведения. Они избирают лидера, находят место для обсуждения возникающих проблем, учатся строить шалаши, поддерживают огонь. Но все идеалы и стандарты, заложенные воспитанием, исчезают из их умов с пугающей легкостью. Одновременно в детских душах возрождаются иррациональные страхи: мальчикам начинает казаться, что из джунглей за ними кто–то наблюдает, какой-то Зверь, они начинают бояться темноты и того, что прячется в ней. И проходит совсем немного времени, как мальчики дичают и начинают охоту уже друг за другом. К счастью, к острову подходит военный корабль, который спасает оставшихся детей.  Основная проблема, которая была затронута в «Повелителе мух» – это несовершенство человеческой натуры, темная сторона которой может обладать разрушительной силой даже в детском возрасте.

фото 3 - Наследники.jpeg

Наследники
Роман «Наследники» продолжает идеи, заложенные в предыдущей книге, но на этот раз на наших глазах происходит процесс эволюции двух первобытных племен. К сожалению, эволюция разума не всегда приводит к эволюции сознания и совести.  Так, «рыжеволосые» – это племя мирных людей, их главная задача – выжить в этом мире. Они никому не причиняют вреда и живут в гармонии с природой и собой. Но однажды на их племя нападают неизвестные «новые люди»  – они убивают часть племени «рыжеволосых», а их детей уносят с собой.  «Новые люди» отличаются от «рыжеволосых» – на них мало шерсти, и ходят они прямо. Они не боятся воды, плавают на бревнах и все время что–то делают. У них даже есть подобие луков – гнутые палки, которые пускают стрелы. «Новые люди» не воспринимают представителей племени «рыжеволосых», как себе подобных, а их детей забрали с собой просто ради развлечения – как домашних животных. У. Голдинг показывает, что если для первого племени, пусть менее развитого, не было никаких причин нападать на другое племя, то «новые люди», уже испорченные знанием, ведут себя агрессивно по отношению к инородцам. «Новые люди» испытывают такие негативные чувства и эмоции, как страх, ревность, злоба, желание унижать и убивать. Такова плата за прогресс – испорченность разума и души. Что же ожидает этих людей впереди? Века эволюции…


фото 4 - Шпиль.jpg

Шпиль
Одним из важнейших произведений Голдинга считается «Шпиль». В этом романе автор обратился к исследованию природы вдохновения и размышлениям о том, какую цену приходится человеку платить за право быть созидателем. Действие романа происходит в английском городе XIV века. Священнику Джослину открылась воля Божья – Господь повелел ему возвести огромный шпиль над крошечной церковью. Джослин поклялся непременно исполнить священное повеление. Однако многие жители и прихожане церкви считают желание Джослина гордыней, а вовсе не благочестием. К тому же маленькая церковь стоит на заболоченной почве, и фундамент не позволяет возвести над ней такой монументальный шпиль. Но Джослин упрямо стоит на своем – даже перед смертью он жаждет узнать – стоит ли его шпиль над церковью. В основу романа «Шпиль» легла легенда о строительстве собора Девы Марии в Солсбери, вершину которого венчает самый высокий в Великобритании шпиль (общая высота 121 м). Священник Джослин истово верил, что он делает великое дело, строя огромный шпиль, однако во время стройки гибли люди. Чья же воля воздвигла монументальный шпиль над церковью – человеческая или божественная? На этот вопрос писатель предлагает читателям ответить самостоятельно.

фото 5 - Чрезвычайный посол.jpg

Чрезвычайный посол
Небольшая новелла «Чрезвычайный посол» вышла в авторском сборнике «Бог–скорпион» в 1971 году. Эта новелла переносит читателя в Древний Рим. Однако философские и социальные проблемы, которые поднимает автор в этом произведении, актуальны и сегодня. Обратная сторона прогресса, знание, которое может стать причиной несчастий – частый сюжет произведений У. Голдинга. По сюжету новеллы гениальный самоучка, грек Фанокл, прибывает ко двору римского императора и показывает ему несколько своих изобретений, которые могут перевернуть сознание и жизнь людей. Такие гениальные изобретения как взрывчатка и модель парового военного корабля остаются без внимания императора, а вот горшок–скороварка, о котором лишь вскользь упоминает изобретатель, интересует императора больше других. Ради этого «великого» изобретения император позволя­ет Фаноклу остаться при дворе и воплотить в жизнь все прочие проекты. Вскоре Фанокл изобретает машину для книгопечатания, и император решает в срочном порядке отправить опасного грека чрезвычайным послом в далекий Китай. Мудрый император понимает, что не все изобретения могут принести благо людям – машины заменят людей, а сами люди окажутся без работы. Книгопечатание наводнит мир ненужной и лишней макулатурой, ведь «не каждый же день рождаются Горации!». Понимая, что прогресс не остановить, лучшее, что может сделать мудрый человек – это попытаться согласовать развитие техники с человеческой жизнью.

фото 6 - Пирамида.jpg

Пирамида
Среди социальных романов У. Голдинга одним из самых значимых произведений является роман «Пирамида». Название романа содержит намек на классовую систему британского общества, которая вплоть до недавнего времени была очень строгой. Действие романа разворачивается на фоне воспоминаний пожилого человека Оливера. Он родился в маленьком городке, который носит звучное имя «Стилборн», что по–английски означает «мертворожденный». Книга состоит из трех частей, в каждой из которых глазами Оливера нам рассказывают историю чьей–то исковерканной жизни. Когда Оливеру было 17 лет, он готовился поступать в Оксфорд, и одновременно был влюблен в красавицу Эви, но не сделал ей предложения, как того требовала традиция. Выбрав учебу и карьеру, Оливер разорвал отношения с Эви, и перестал думать о ней. Автор же рассказывает нам о дальнейшей жизни Эви. После того как Оливер отказался жениться на ней, Эви не могла больше оставаться в Стилборне, где над девушкой все потешались. Она уехала в большой город и стала успешной дамой. Но автор не оставляет читателям сомнений в том, какой тяжелой ценой Эви добилась успеха.
Во второй части книги студент Оливер приезжает на каникулы в родной Стилборн. В это время он снова встречает Имоджэн Грантли  – свою давнюю платоническую любовь. Имоджэн всегда была окружена для Оливера ореолом священной красоты. Она была недосягаема в своем совершенстве. Находясь рядом с ней, Оливер снова предается мечтам, но однажды узнает о ней  правду – на самом деле Имоджэн пустая и бесчувственная, суетная женщина. Оливер уезжает обратно в Оксфорд, и так теряется еще одна надежда на любовь.

В третьей части книги Оливер приезжает в Стилборн уже взрослым человеком со своими детьми. Воспоминания переносят его в детство, в то время, когда он брал уроки музыки у пожилой леди Клары Долиш. Однажды Клара – обеспеченная леди со статусом в обществе, поняла, что влюбилась в простого водителя машины Генри Уильямса. Постепенно Генри вошел к ней в доверие, и однажды поселился у нее в доме. А скоро к ней в дом приехала жена Генри с ребенком на руках. И Клара не нашла в себе сил выгнать их – она  отвела флигель для Генри и его супруги. Со временем хитрый Генри прибрал к рукам всю собственность Долиш. Так, некогда уважаемая всеми Клара Долиш стала местным посмешищем, и люди перестали с ней общаться. После смерти Клары все в Стилборне постарались сделать вид, что ее никогда и не было на свете.
Роман «Пирамида» рассказывает читателям о трех трагических историях несостоявшейся любви, о людях, которые столкнулись с цинизмом и безразличием окружающего мира.

фото 7 - На край света.jpg

Морская трилогия «На край света»
Трилогия «На край света» состоит из книг «Ритуалы плавания», «В непосредственной близости», «Негасимое пламя». По сюжету книги, бывший военный корабль, переделанный под пассажирский, плывет из Британии в Австралию. Пассажиры – представители различных классов. Повествование ведется от лица молодого дворянина Эдмунда Тэлбота, который плывет в Австралию, чтобы занять должность помощника губернатора. Он, по просьбе крестного, пишет дневник своего путешествия, в котором отмечает все происшествия на корабле. И пока корабль плывет, он становится мини–государством, где происходят свои маленькие революции и преступления, любовь и предательство. Человек, находясь в ограниченном пространстве, вынужден приспосабливаться к новым условиям, и поневоле жертвами нового режима могут оказаться самые культурные и одухотворенные люди, которые оказываются совершенно беззащитными перед лицом грубой силы. Находясь в изоляции, каждый человек проявляет свою суть, и может узнать самого себя, узнать, на что он действительно способен. В этой ситуации лишь немногие способны сохранить человеческое лицо и попытаться помочь тем, кого выбрали в жертву. Путешествуя, Эдмунд обретает подлинное знание о человеке, не прикрытое традициями и культурой. Это знание приносит не только боль, но и надежду, потому что в противовес грубости и тирании всегда найдутся люди, несущие голос совести и разума.

фото 8 - Бумажные людишки.jpg

Бумажные людишки
Роман «Бумажные людишки» – это социальная трагикомедия, в основе которой лежит противоречие между старым и новым, высокой литературой и литературным жульничеством. По сюжету, пожилой романист Уилфрид Баркли, переживающий кризис творчества и уходящую молодость, начинает уставать от надоедливого журналиста Такера, который непременно желает написать биографию мастера. Пытаясь  избавиться от докучливого папарацци, Баркли ездит по всему свету, и за время его путешествия читатель много узнает об издательском мире и его нравах, одновременно попадая в комичные ситуации вместе с главными героями этой забавной книги. Однако невозможно вечно убегать от преследователя, и однажды Уилфрид Баркли решает вступить с Такером в финальную схватку за собственное доброе имя.

фото 9 - Двойной язык.jpg

Двойной язык
В начале 1993 года У. Голдинг приступил к работе над новой книгой, завершить которую не успел. Роман «Двойной язык» был восстановлен по незавершенным наброскам и был опубликован в июне 1995 года, через два года после смерти автора. «Двойной язык» – последнее произведение Уильяма Голдинга. Книга рассказывает о судьбе молодой девушки, которую избрали Пифией – оракулом в священных Дельфах. Быть прорицательницей – значит рассказывать людям о божественной воле, передавать высокий ответ самого Аполлона. Юная Пифия учится слышать голос Бога и давать ответы на вопросы желающих. Она – важнейшая часть загадочного мира античной Греции. Ведь именно там был возведен в культ сам Логос – само Слово. И язык прорицательницы не может звучать обыкновенной человеческой речью – это непременно должен быть особый язык. Мир Пифии – это мир двойного языка, ведь она должна так объяснить волю Бога, чтобы ответ был ясен и понятен, и в то же время загадочен и непостижим – только тогда каждый сможет найти в нем сокровенный ответ. Пифия мастерски переводит божественный язык на язык земной, играя значимую роль в истории античной Греции.

Произведения Уильяма Голдинга отличаются многоплановостью и тематическим разнообразием. Они охватывают обширные временные промежутки – от древнейших времен до современности. Исследуя проблему добра и зла, писатель в каждом своем произведении пытался понять подлинную природу человека: «Человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чем существо человеческое». Книги Уильяма Голдинга актуальны и сегодня, они помогут читателям лучше разобраться в человеческой природе и понять самих себя.

Приятного Вам чтения!
Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
Andrey Pivovarov
20 сент, 2016 16:33 (UTC)
Спасибо огромное!
Marina Reznik
21 сент, 2016 10:40 (UTC)
Пожалуйста, очень приятно, что статья вам понравилась!
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner