?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2065. Модный мир

«Встречают по одежке» (русская пословица).

Задумывались ли вы когда-нибудь, что приходит вам на ум, когда слышите слово «мода»? Какие ассоциации первыми появляются в вашей голове? Что за феномен «мода» если ей удается отразить внутренний мир человека и наоборот настроить его на нужную волну, если одеться в соответствующую цели одежду?

На эти вопросы попытались ответить авторы книг издательства "Новое литературное обозрение". Издательство основано в 1992 году, имеет несколько серий, серия «Теория моды» рассматривает моду, как культурный феномен, изучает историю костюма, прослеживает влияние на моду морали разных эпох, рассказывает, как появлялись цвета, раскрывает особенности моды в советское время.

Например, автор книги «Поэтика моды» Инна Осиновская рассматривает кутюрье, башмачников и портных, показанных в сказках, как волшебников, которые колдуя над нарядом, делают его магическим, так, что облекшись в новое платье, человек становится другим, и как, сказочники-кутюрье, создавая параллельный мир, свободный от несовершенства, делают моду лекарством от смерти.

рисунок1.jpeg


У людей, в зависимости от сферы, в которой они заняты, мода может пониматься по-разному. Изучающие историю костюма, сразу представят моду целыми эпохами, от появления первых сшитых древним человеком шкур, до современных подиумных костюмов, которые с легкостью можно отнести к искусству.

Так, автор книги «Облаченные в мечты: мода и современность» Элизабет Уилсон профессор Лондонского колледжа моды, описывает свои исследования о формировании моды и модной индустрии в западной культуре, первых модистах-законодателях моды при дворах, распространении моды (например, при помощи куколок, которые можно было отправлять в отдаленные уголки государства и передавать модные веяния).

рисунок2.jpeg

А в книге Сьюзан Дж. Винсент «Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней» прослежена не просто история костюма от средневековья до наших дней, но целое исследование о формировании разных частей костюма, как в разные эпохи с помощью костюма подчеркивались или скрывались части тела.

рисунок3.jpeg

В серии есть книги описывающие появление и эволюцию отдельных предметов одежды, так автор книги «Политическая история брюк» Кристин Бар исследует не просто появление брюк, а появление брюк на политической арене, как и когда брюки стали символом власти и мужественности. Как и для чего женщинам пришлось отвоевывать этот предмет гардероба.

рисунок4.jpeg

А в книге «Обувь. От сандалий до кроссовок» впервые описывается многовековая история обуви, затрагивая все сферы, которых могла касаться обувь. Ремешки античных сандалий, длинноносые туфли средневековья, использование обуви в религиозных ритуалах, появление каблука, знаменитые дизайнеры обуви.

рисунок5.jpeg

Мода может восприниматься как манера поведения, часто можно услышать фразу "взял моду так себя вести" (чаще отрицательный оттенок). Для других мода - это веяния новых тенденций в fashion индустрии, недели моды в Париже, Милане, модные дома Армани, Шанель, Гучи, Диор.

Социологи понимают моду как одну из форм социальной регуляции человека наряду с социальными нормами, ценностями, институтами, организациями и обычаями.
Так, автор книги «Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе» Жиль Липовецкий, рассматривает, как мода служит механизмом управления, производства и потребления вещей, рекламы и культуры, а также управляет социальными и идеологическими взглядами.

408481_38861943.jpg

И есть люди, которые видят в моде, больше чем модные тенденции, привычки и вкусы, доминирующие в данное время, они видят в моде вещи материального мира имеющими свои смыслы, со своим языком. Ведь одежда, прилегающая к нашему телу, может многое рассказать о нашей душе! Здесь можно говорить о психологии или языке моды.


Начиная с палеолита, когда человек носил шкуры, чтобы согреться, до сегодняшнего дня, мода, а точнее одежда, имела для человека важное значение, при этом, являясь источником многочисленных споров. Так, моралисты средневековья, осуждали роскошь и внимание к нарядам, связано это было с влиянием на моду в Европе христианства, считающее плоть греховной.

Например, в книге «Мода и мораль» Эйлин Рибейро приводится пример средневековой проповеди, произнесенной на языке одежды:

«Сперва человек был голым, а затем надел на себя шкуры животных, в знак того, что через свой грех стал подобен зверю, затем была шерстяная одежда, но после, в стремлении плотскому наслаждению, он облачился в льняную ткань и наконец, в шелк, сделанный из внутренностей червей».

рисунок7.jpg

Говоря о языке одежды, мы с легкостью можем вспомнить несколько примеров зашифрованных в одежде кодов. Например, безутешная вдова, одетая в черное, чтобы выразить свою скорбь, понимается европейцами одинаково. Встретив на улице незнакомого человека, мы мгновенно считываем информацию о нем через одежду (особенности личности, приблизительный уровень образования, увлечения, доход, социальный статус и даже самооценку).

Одежда может говорить о принадлежности человека к субкультуре, связывая его с социальным миром, а может выразить внутренний мир человека, наоборот отделив его от социума.

В книге «Дьявольская материя или история полосок и полосатых тканей» Мишель Пастуро описывает историю полосатых тканей. Так, в средневековье, проститутки и прокаженные, должны были иметь полосатые платья, или иметь элементы одежды из полосатой ткани (капюшон). И платить штрафы за ношение благородных одежд. Иудеи же наоборот, носили полосатые одежды, как народ отделенный по другому принципу - богоизбранности.

i252391.jpg

Итак, одежда служит не только индикатором: классового, профессионального и других различий между людьми, но может помочь достичь желанной цели. Зная, какие послания зашифрованы в одежде, можно легко подобрать нужный имидж. Ведь мы понимаем, как нужно одеться на собеседование, на первое свидание или знакомство с родителями, чтобы произвести правильное впечатление.

Ждем вас в библиотеке!
Яковлева Татьяна
главный библиотекарь городского абонемента

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
yu_sinilga
21 мар, 2017 10:37 (UTC)
Это Пастуро такое пишет: "Иудеи же наоборот, носили полосатые одежды, как народ отделенный по другому принципу - богоизбранности" - в христианской Европе? Иудеи в средневековье были приравнены именно к отребьям общества, полоска - прообраз жёлтой звезды. Полосатые чулки носили, кроме шлюх, шуты и скоморохи, люди богоотверженных профессий.

(Удалённый комментарий)
livejournal
25 апр, 2017 23:06 (UTC)
2065. Модный мир
Пользователь osenny_list сослался на вашу запись в своей записи «2065. Модный мир» в контексте: [...] Оригинал взят у в 2065. Модный мир [...]
( 3 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner