?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(рецензия на роман Антона Ратникова «Йетство». Нева, 2017, N 1).
Авторский неологизм, вынесенный в заглавие, ассоциируется по звучанию со словом детство, и темой маленького романа действительно становятся детские годы двух братьев из обычной петербургской коммуналки в переломную эпоху 90-х. Само собой разумеется, что роман соткан из описаний детских проказ и афер, причем эти проказы и аферы отнюдь не всегда невинные - «детки» проявляют чудеса хитрости и изобретательности, когда, например, им нужно «развести» родителей на деньги.

Психология ребенка устроена так, что он быстро схватывает и примеряет на себя все новое, не утруждаясь критическим анализом – новый образ жизни, новые ценности, новых героев. И поскольку образцом для подражания в лихие 90-е вместо пионеров-героев становятся гангстеры из голливудских боевиков, Костик и Пашка изо всех сил стараются им соответствовать: ночью пробираются в школу, чтобы «поживиться» школьным инвентарем, а заодно разгромить учебный кабинет ненавистного учителя. Однажды старший крадет деньги из маминой сумки - младший же, сев на диван в картинную позу гангстера, незамедлительно предлагает «братскую сделку»: «Я молчу, а ты даешь мне половину».

Когда школа самоустраняется от воспитательной работы, а родители не видят собственных чад в упор, когда улетучиваются высокие идеалы уходящей эпохи, пусть в чем-то и эфемерные, и насажденные «сверху» - вот тогда и образуется под ногами у отпрысков твердая почва маргинально-криминального состава. Учитель Илья Семенович из культового советском фильме «Доживем до понедельника» с горечью произносит фразу, моментально ставшую крылатой: «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена с чертополохом». В романе же это разумное, доброе, вечное сеять уже никто даже не пытается - и белена с чертополохом благодарно прут из всех щелей.

Грустный подтекст романа о трудностях взросления в эпоху безвременья как нельзя точнее озвучивает один из юных героев: «Мы не дети – мы йети», - так у заглавия «Йетство» появляется еще один важный смысл – слово превращается в емкую метафору коллективного духовного одичания.

Однако в романе не все так безнадежно - дети, несмотря на игры в бандитов, остаются в глубине души добрыми и совестливыми – несчастные взрослые вызывают у них искреннее сочувствие, и деньги в мамину сумочку в скором времени возвращаются. А все детские злоключения и разочарования подаются автором с приправой такого блестящего юмора, что от «чернухи» не остается и следа - чего только стоит одушевление в воображении ребенка ненавистной манной каши: «Манная каша! Ее Костя иногда даже видит во сне. Манная каша атакует его. У нее есть зубы, лапы и белый отвратительный язык с комками. Манная каша преследует его и хочет съесть…»

Легкий и юморной стиль текста, предназначенного для взрослых, но созданного по образу и подобию детской литературы, позволяет нам увидеть всю абсурдность «взрослого» мира глазами ребенка и ставит произведение в один ряд с бессмертно-остроумными творениями о детях О. Генри и Марка Твена.

Об авторе:
Антон Ратников родился в 1984 году. Получил высшее образование по специальности «журналистика». Работает журналистом в городских новостных изданиях, занимается спортивной журналистикой. В 2014 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Входил в лонг-лист премии «Дебют» (2009), публиковался в журналах «Октябрь», «Нева», «Звезда», «Аврора», «Дети Ра». Лауреат премии журнала «Нева» (2014). Живет в Санкт-Петербурге. Участник семинара прозы Совещания молодых писателей при СПМ в 2014 г.
Ольга Кургина
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner