?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чайна Том Мьевиль – известный британский писатель-фантаст. Родился в 1972 году в Лондоне, с детства любил читать научную фантастику и увлекался творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта, Брайана Ламли, М. Р. Джеймса и других признанных авторов загадочного и необъяснимого. Еще в школьные годы Мьевиль стал писать свои первые произведения, в 1985 году были опубликованы его первые работы. В возрасте восемнадцати лет Чайна Мьевиль год проработал в Египте и Зимбабве, где преподавал английский язык.

Вернувшись в Англию, Мьевиль получил в Кембридже степень бакалавра по социальной антропологии, а затем с отличием закончил магистратуру в Лондонской школе экономики и получил кандидатскую степень в области международных отношений. Его докторская диссертация «При столкновении двух равных прав: марксистская теория международного права» продемонстрировала связь международного права с империализмом. Интерес к политике заметен во всех произведениях Мьевиля – он отстаивает свободу литературного творчества и свободу личности от политического вмешательства.

Фото 1 - Чайна Мьевиль.jpg
Чайна Мьевиль

Жанр, в котором пишет Чайна Мьевиль, невозможно свести к единому. В творчестве автора присутствуют элементы научной фантастики и фэнтези, литературы ужасов и стим-панка, детектива и социального романа. За свое творчество Чайна Мьевиль получил множество литературных премий: им. Артура Кларка, British Fantasy, «Локус», «Хьюго», «World Fantasy».

Фото 2 - обложка книги Крысиный король.jpg

Первый роман Мьевиля «Крысиный король» вышел в 1998 году и номинировался на Bram Stoker Award, International Horror Guild Award и Locus Poll Award. «Крысиный король» может быть отнесен к жанру мистики. По сюжету произведения однажды утром молодого человека Сола Гарамонда будит грохот вышибаемой двери. Полиция увозит его в тюрьму и обвиняет в преступлении, которого Сол не совершал.

В камеру Сола неуловимой тенью проникает призрак городских свалок и выводит его на свободу. Призрак представляется Крысиным королем и заявляет ему, что в жилах Сола также течет королевская кровь. В произведении нашла свою современную интерпретацию старинная легенда о Гамельнском Крысолове – единственном человеке, которого боялся Крысиный король.

Фото 3, 4, 5 - трилогия.jpg

Следующим большим произведением, прославившим Чайну Мьевиля как мастера фантастики на весь мир, стала трилогия из цикла «Нью-Кробюзон». Она включает в себя произведения: «Вокзал потерянных снов» (2000), «Шрам» (2002), «Железный совет» (2004).

В «Вокзале потерянных снов» перед взором читателей предстает гигантский мегаполис Нью-Кробюзон, в котором проживают не только люди, но также киборги и мутанты - жукоголовые хепри, русалки, водяные, люди-кактусы. Каждый из видов занят своей работой: кто-то изготавливает статуи из цветной слюды, другие следят за порядком и контролируют мастеров сна.

В «Шраме» из мегаполиса Нью-Кробюзон в поисках лучшей жизни уезжает опытный лингвист Беллис Хладовин. Она устраивается переводчиком на корабль, идущий в Нова-Эспериум. Но корабль захватывают пираты, и новая жизнь Беллис начинается не в далекой кробюзонской колонии, а на Армаде — составленном из тысяч судов плавучем пиратском городе. Подобно Нью-Кробюзону, Армаду населяют люди и мутанты. Получив работу и найдя друзей в этом странном плавучем городе-государстве, Беллис все же хочет увидеть свой родной город и пытается выяснить тайну Армады, которую тщательно охраняют властелины города.

В «Железном совете» мегаполис Нью-Кробюзон буквально трещит по всем швам — его силы истощает война с далекой державой Теш. Диссиденты и лоялисты перешли от полемики к уличным боям, таинственные мороки разъедают саму ткань городского бытия. Группа смельчаков отправляется по следу бежавшего из Нью-Кробюзона големиста Иуды Лёва: по слухам, тот ищет легендарный Железный Совет — символ свободы на паровом ходу.

Фото 6 - В поисках Джейка.jpg

Фото 7 - Три момента взрыва.jpg

Чайна Мьевиль – также мастер коротких историй. Два сборника с его рассказами открыли новые грани его писательского мастерства.

Сборник «В поисках Джейка» (2005) содержит тринадцать коротких историй об удивительных городах, призраках, монстрах и загадочных заболеваниях. Один из рассказов называется «Червеслов» и повествует о немыслимом недуге, когда слово-паразит, произнесенное вслух, способно поработить человеческий разум. В сборнике есть также рассказ-комикс с иллюстрациями известного художника Лайама Шарпа.

Сборник «Три момента взрыва» (2017) содержит двадцать восемь захватывающих историй, в которых Чайна Мьевиль снова поражает читателей богатством воображения. Эти рассказы показывают людей, столкнувшихся с необъяснимой странностью мира – вовне или внутри себя. Даже незначительное изменение привычного нам реального мира может вывести человека из равновесия.

Короткие рассказы-зарисовки чередуются в сборнике с боевой фантастикой (рассказ «Крепость»), сатирическим рассказом об искусстве «Манифест второго разреза» и разнообразными фантастическими рассказами.

Фото 8 - обложка книги Нон Лон Дон.jpg

Первый роман для подростковой аудитории «Нон Лон Дон» вышел в 2007 году и понравился читателям всех возрастов. Нон Лон Дон – это необыкновенный, вымышленный Лондон, город, которого просто не может быть. И все же он существует, но дороги, ведущие в этот город, не менее причудливы, чем его название. По сюжету романа две лондонские девочки в погоне за живым зонтиком попадают в невероятный город, населенный фантастическими обитателями. И то, что они здесь очутились, вовсе не каприз случая.

Именно одна из подруг призвана спасти Нон Лон Дон от зловещего чудовища Смога, вознамерившегося захватить власть в городе и уничтожить всех его жителей. Роман-приключение «Нон Лон Дон» рассказывает о тайном Лондоне, который скрывается под оболочкой реального города и ждет, когда же люди заметят дорогу к нему.

Фото 9 - обложка книги Город и Город.jpg

Таинственный город, скрывающийся от посторонних глаз – одна из самых любимых тем писателей-фантастов. Чайна Мьевиль продолжает развивать эту тематику в романе «Город и Город» (2009). Книга рассказывает о противостоянии двух городов - Бещеля и Уль-Комы, которые фактически являются единым городом, но жители каждого из городов предпочитают не видеть и не замечать существование другого. И хотя Чайна Мьевиль по большей части пишет фантастические романы, эта книга – детектив.

По сюжету в городе Бещель милиция находит труп молодой девушки. Инспектор Тьядор Борлу берется вести расследование. Изучая улики, он приходит к выводу, что девушка уже мертвой была привезена в их город из другого – Уль-Комы – современного развивающегося города. Теперь инспектор Борлу в срочном порядке отправляется в командировку в Уль-Кому – там его встречает местный полицейский Дхатт, который должен помочь в расследовании.

Помимо интересной детективной линии Мьевиль с необычной стороны раскрывает психологию горожан, их стремление не замечать жителей другого города. Парадокс заключается в том, что даже улицы там поделены – одна принадлежит Бещелю, а другая – Уль-Коме. Являясь фактически одной улицей, жители другого города не имеют права ее пересечь, иначе они совершат преступление, и откроют так называемую Брешь – пограничную область между двумя городами, которая контролирует порядок в двух городах и не допускает их незаконного пересечения. Один и тот же город, увиденный в калейдоскопе параллельных реальностей, накладывает многомерность на все стороны человеческой жизни.

Фото 10 - обложка книги Кракен.jpg

Книга «Кракен» (2010) рассказывает о музейном экспонате – огромном кальмаре-архитевтисе, который находился под защитой сотрудника Музея естествознания Билли Харроу. Внезапно обнаруживается пропажа древнего архитевтиса и выясняется, что пропал не только музейный экспонат, но и мощнейший магический артефакт, за которым теперь охотятся все маги Лондона.

В книге очень хорошо прописаны различные культы и секты Лондона. За Лондоном реальным скрывается тайный город-шкатулка, по жилам которого течет настоящая кровь, который охраняют десятки магов, и в котором воюют друг с другом мифические существа с суперспособностями. Сам же Кракен представлен как непознаваемый морской бог и в качестве действующего персонажа выведено само море – живое и мыслящее.

Найти Кракена – основная цель главных героев, и времени у них немного – ведь злоумышленники готовятся сжечь гигантское головоногое, а смерть бога, согласно пророчеству, повлечет за собой и гибель всего мира.

Фото 11 - обложка книги Посольский город.jpg

В жанре научной фантастики написан следующий роман Мьевиля «Посольский город» (2011). Действие книги происходит в далеком будущем. Люди, сами называющие себя «терранцами», давно уже расселились по всей вселенной, научившись путешествовать в иммере. Иммер – особое пространство, дополнительная реальность, позволяющая путешествовать со сверхсветовой скоростью.

Люди колонизировали планету Ариеку, обитатели которой владеют самым уникальным языком во Вселенной. Лишь немногие из землян, и то специально модифицированные, способны общаться с этими существами. После долгих лет, проведённых в глубоком космосе, на планету возвращается Авис Беннер Чо. Она не может говорить на языке ариекаев, но она — неотделимая его часть, давно превращённая в фигуру речи — живое сравнение.

Когда в результате сложных политических махинаций на Ариеку прибывает новый посол, хрупкое равновесие между людьми и аборигенами резко нарушается. Авис должна сделать выбор – остаться на Ариеке и выучить язык заново, или отправиться дальше в глубины космоса.

Фото 12 - обложка книги Рельсы.jpg

Роман «Рельсы» (2012) рассказывает об островном мире «Рельсоморье». Земля его покрыта сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи соединяют не только острова, но время и страны и проложены во всех возможных направлениях. Есть пути, уходящие в вечность. И есть один секретный путь, который ведет в Рай – чудесное место, где нет рельсов, где есть твердая земля под ногами.

Найти путь в этот Рай стремятся многие, но только Шэмус ал Суурат, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Успеет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него? Книга выдержана в лучших традициях жанра приключений, в духе произведений Жюля Верна; содержит отсылки к морским приключенческим романам, и, что порадует наших читателей – к братьям Стругацким.

Фото 13 - обложка книги Октябрь.jpg

Последний роман Мьевиля «Октябрь: История Русской революции» (2017) посвящен осмыслению событий Великой Октябрьской социалистической революции в России. Чайна Мьевиль неспроста заинтересовался темой русской революции. Являясь троцкистом - представителем левого крыла социализма, Мьевиль был членом Британской социалистической рабочей партии.

Драма, разыгравшаяся сто лет назад - в 1917 году, повлияла не только на нашу страну, но на всю мировую историю, ведь буквально за несколько месяцев на карте мира возникло первое социалистическое государство. Исследуя это невероятное преобразование, автор не просто перечисляет сухие факты, но рассказывает захватывающую историю, полную интриг и страстей, надежд и предательств, вдохновения и отчаяния.

Книги Чайны Мьевиля давно уже полюбили ценители интеллектуальной фантастики. Автора отличает неподражаемый стиль – изящное владение словом, яркие образы, точность в деталях. Каждое произведение писателя – это ступенька, уводящая читателя в мир, в котором действуют иные законы места, пространства и времени, в причудливый мир безграничной фантазии.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна,
главный библиотекарь отдела городского абонемента

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
livejournal
20 ноя, 2017 03:35 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner