Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

390. По острову Молокова в Красноярске

11 мая исполнилось 75 лет авиапредприятию в Красноярске (1934 г.). Именно тогда было утверждено создание гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских на острове Телячьем.

Остров впоследствии был переименован в честь участника Челюскинской эпопеи красноярца В.С. Молокова, и именно туда мы и отправились в прошедшие выходные.



Сначала мы просто любовались окружающими видами:







Было очень тепло и пахло черемухой, среди кустов которой слева от дороги мы увидели некие сооружения, опознанные позже как пейнтбольные:





Бродя меж этими сооружениями мы вдруг увидели нечто  - это же то, что мы ищем!..
Но, прежде чем идти дальше, вернемся к истории.

В 1935 году мастерские были произведены в статус Красноярского авиаремонтного завода. До 40-х годов он был единственным заводом в Советском Союзе, где стандартные машины адаптировали к условиям Крайнего Севера: утеплялись кабины, монтировались устройства для аэрофотосъемки и ориентации над льдинами. Буквально каждый самолет, отправляющийся в Арктику, проходил через Красноярский авиаремонтный завод. Во время войны здесь переоборудовали мирные самолеты для нужд фронта. После войны в конце 1945 г. мастерские вновь перешли в ведение гражданской авиации.

Вот что пишет о поселке на острове Молокова (а это был именно поселок!) Александр Кацура в своей книге «Люди и небо»:

"Производственное здание мастерских, администрация, котельная и подстанция находились в центре острова. Рядом с производственным зданием были два склада для хранения запчастей и материалов. Недалеко от котельной на берегу Енисея была пристань. Катер в судоходный период привозил работников, живущих в городе, на остров на работу.

Западнее производственного здания мастерских находились летно-испытательная станция и ангар, в котором выполнялись сборочные работы. неподалеку – здание управления, где размещались службы гидропорта. В южной части острова находился жилой поселок, в котором было три двухэтажных дома; в одном жили семьи летного состава, в другом находилась военизированная охрана, в третьем была гостиница.
Остальные дома поселка представляли собой деревянные одноэтажные строения барачного типа и частные дома. Жили очень тесно, бараки были переселены. Каждая семья имела небольшое подсобное хозяйство и огород. В жилом секторе было печное отопление, и жители поселка сами заготовляли дрова на зиму, вылавливая бревна из Енисея, по которому производился сплав леса. В поселке была школа, детский сад, магазин, клуб. Побережье острова охранялось службой военизированной охраны, у которой состоял на довольствии питомник со служебными собаками.

На предприятии был всего один городской телефон, внутренних телефонов не было. В зимнее время большинство помещений не отапливалось, электроэнергия подавалась с перебоями и в недостаточном количестве. Воду для производственных нужд возили из Енисея в водовозной бочке.

После войны предприятие выпускало аэродромное оборудование: лестницы-стремянки, тормозные колодки, гидроподъемники, бензиновые обогреватели, агрегаты и запчасти к самолету По-2. ремонтировали здесь в разное время самолет-амфибию Ш-2, поршневые моторы М-11, самолеты По-2, Як-12, Ан-2, вертолеты Ми-1".


Судя по всему, это полуразрушенное здание - бывшая администрация авиаремонтного завода:









Внутренние  перекрытия почти нигде не сохранились:



На стенах - следы пейнтбольной стрельбы:







Ирина за "работой":



Перекрытие второго этажа в центральном помещении сохранилось, но с пробоинами:



Старинный осветительный прибор:



Еще раз взгляд в небо:



Справа от здания администрации (ближе к дороге) были расположены производственные мастерские. От них осталось очень мало:



Но контур стен "читается":









А это помещение с другой стороны от центральной части. Обратите внимание на величину деревьев внутри:



Вот как все это выглядело раньше (из книги А.В. Кацуры "Люди и небо". Красноярск, 2008):





Много лет авиаремонтные мастерские находились на острове Молокова, пока точку в устоявшемся укладе островной жизни предприятия не поставила природа. Частичное подтопление острова весной происходило почти каждый год, но весной 1966 г. во время ледохода произошло полное затопление производственных площадей авиаремонтных мастерских и жилого поселка. Все жители были эвакуированы в город, а работники отпущены в вынужденный отпуск. Уровень воды не снижался 2 недели. Эти обстоятельства заставили городские власти более интенсивно переселять жителей поселка с острова и подумать над тем, куда перевести предприятие. В 1974 г. авиаремонтные мастерские переехали на нынешнюю Взлетку.

Наводнение 1966 г.:



Видны жилые дома, от которых теперь ничего не осталось. Обратите внимание на кусочек Коммунального моста и часть здания на переднем плане справа:



Руины административного здания сейчас часть пейнтбольного клуба "Енисей-2". А это его административное здание :) :



Идем в сторону Енисея:



Здесь очень глубокий рукотворный овраг. И много-много непонятных ям и бугорков, очень красиво зеленеющих:



Перейдя по шаткому мостку овраг, увидели полностью разрушенное нечто. Где-то рядом, как я понимаю, когда-то были двухэтажные деревянные дома:



Под руинами сохранилось подвальное помещение, заглядываем туда через эту черную дыру:



Внутри пахнет сыростью. Обратите внимание на темнеющее отверстие рядом с Ирой, там - какой-то длинный лаз. Фото чуть ниже.



Стены из крупного камня (не кирпич), какие-то трубы:





А вот и "подземный ход". Туда мы не полезли :)



Выйдя из сумрака - чудесные виды левого берега: вантовый мост, Стрелка и т.п.









Идем дальше. Встречаются полуразрушенные объекты (сваи?):



и фундаменты так и не построенных зданий. Как выяснилось позже, здесь что-то хотели строить в 1970-е годы:



Выходим к "Золотому теленку". Вроде тоже бывшее сооружение авиаремонтных мастерских. Сейчас здесь "ребята плотничают":



Темное бревенчатое здание справа было построено в 1931 г. В нем размещались управленческие службы гидроавиабазы. Здание расположено на северо-восточной оконечности острова Молокова, близ полуразрушенных ангаров и мастерских. Первый этаж кирпичный, оштукатуренный, верхние два этажа – бревенчатые. На башне – небольшая наблюдательная площадка с флагштоком. С каждой стороны здания размещено по входу (с востока – открытая лестница на второй этаж). Увы, заснять лестницу, да и просто подойти поближе помешали два огромных лающих пса. Ныне здесь военно-спортивный клуб «Альбатрос».











Слева - остатки вертолетного цеха. Здесь в 70-е годы был пожар. Сейчас помещения "Альбатроса":



Идем назад. Слева - Абаканская протока:



Плавдок в Абаканской протоке:





Строящийся "Южный берег":



Интересный ракурс:



Еще фотографии с прогулки (гораздо больше) здесь и здесь.
Tags: Красноярск, авиация, прогулки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments