Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

398. Игрушки наших бабушек

     1 июня – День защиты детей. А мы все родом из детства. Поэтому давайте, немного поговорим о самой любимой детской теме – об игрушках. В разных странах есть немало музеев игрушек, есть они и в России – в Сергиевом Посаде находится музей игрушки, существует даже музей уникальных кукол.

     В целом русская игрушка была очень долго привержена традициям. В 1899 году были произведены раскопки рязанских курганов XII века. Современники князя Игоря забавлялись глиняными свистульками, «очень напоминавшими нынешнего петушка. В шейке находится отверстие, в которое дуют; по обе стороны спинки и сзади хвоста – пять круглых дырочек, предназначенных для изменения высоты звука». В 90-х годах, при земляных работах в московском Кремле, были найдены глиняные игрушки  XVII века – обломок куклы, фигурка медведя и, конечно же, свистулька, изображающая птицу.  

  Исторические данные позволяют отнести начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде к первым десятилетиям XVI века. Но сами посадские рассказывают легенду, в которой дедовское и отцовское ремесло объявлялось куда более древним. Предание поминало имя Сергия Радонежского. Преподобный Сергий, «ангелам собеседник и светильник многосветный российской земли», в монашеском уединении полюбил вырезать игрушки и одарять ими крестьянских детей. Так хотелось думать мастерам, верившим в благословение чудотворца на своем тихом и мирном труде.

     Вернуться домой, не привезя детям игрушки от «Троице-Сергия», считалось чуть ли не грешным делом. Богомольцы разносили сергиевские поделки по всем уголкам России. К концу XIX века в посаде и слободах занимались игрушечным делом свыше 5550 дворов. В год они вырезали игрушек на 400 тысяч рублей. Сергиевские фигурки были известны и за границей. Лучшим материалом у сергиевских мастеров считались липа, ольха, осина и береза. Заготовленные летом чурки оставляли сушиться и брали в работу только через два года. Одну лишь осину предпочитали резать распаренной. Сырые чурки клали в протопленную печь на несколько часов – вот и вся подготовка. Или же мастер первым делом «зарубал» будущую игрушку, укладывал заготовку в горшок, плотно закрывал крышкой и ставил в жар. «Зарубание» заключалось в том, чтобы вчерне вырезать контур игрушки. Наконец мастер обматывал колено толстой тряпкой или куском кожи, упирал в него подготовленный чурок и брался за нож из мягкой стали с острым концом.

     Расписывали игрушки чаще всего клеевыми красками, но фигурки подороже покрывали акварельными, масляными и эмалевыми.

     Из расписных игрушек не было ярче и веселее троице-сергиевских «дур», как их называли сами мастера. «Дуры» были ходовым и дешевым товаром, поэтому одежды их грубы и неправдоподобны – неимоверной величины шляпы, тюрбаны, цветы, перья, громадные гребни в фантастических прическах, кричащие платья и при всём этом чопорные, надутые манеры. Под стать «дурам» - натянутые, франтовые гусары, с подзорной трубой в изогнутой «кренделем» руке и высоченных сапогах. Куда с большим старанием игрушечники делали «барынь» - полную противоположность «дурам» и по цене, и по благородству осанки.

     Столь же часто сергиевские резчики мастерили «кормилиц». Всегда дородные и богато одетые кормилицы прижимают к пышной груди господского младенца, а за её юбки держится ребенок постарше. Чтобы показать, что и это «дите» барское, игрушечник, не задумываясь, надевал на него дворянскую или военную фуражку с кокардой.

     «Игрушка – зеркало жизни», - говорил основатель первого в России и одного из первых в Европе музее игрушки Николай Дмитриевич Бартрам. Среди первых поступлений Музея игрушки одно собрание обладало наибольшей притягательностью – это «коллекция игрушек царских детей». Она сформировалась из произведений, собранных Бартрамом на протяжении 1920-х годов из бывших царских дворов: Екатерининского и Александровского в Царском селе, Аничкова и Таврического в Санкт-Петербурге, Гатчинского, Большого Ливадийского. Почти на всех предметах памятки – специальные ярлыки с указанием того или иного источника поступления, как, например, «Александровский дворец. Учебная комната младших княжон», «Александровский дворец. Половина наследника. Игральня». Известно, что девочки жили в комнатах по двое: Ольга с Татьяной, Мария с Анастасией. У цесаревича были отдельные комнаты. Главной в детских была не отделка, а обстановка: большую часть помещений занимали учебные столы с индивидуальными учебниками, библиотечные шкафы с личными книгами, наглядные пособия, карты, глобусы, музыкальные инструменты, а также гимнастические снаряды, в игральной наследника было множество игрушек.

     Все экспонаты этой коллекции (а их более 500) рассказывают о воспитании детей в царских семьях. Девочки непременно получали в подарок куклы с фарфоровыми головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы – кукольное производство в России ещё только зарождалось. Такие куклы, как «Украинка», «Осетинка», «Боярыня», были достаточно дороги, и играть в них дозволялось лишь по праздникам. В остальное время княжны играли более простыми игрушками.

     Для кукол шилась чудесная одежда и белье, изготавливалась мебель, фарфоровые сервизы, строились кукольные домики, которые, впрочем, не получили широкого распространения в России.

     Мальчиков воспитывали иначе. Их готовили к военной карьере и к управлению государством. Наиболее распространенными были лошадки-качалки, луки и стрелы, маленькие пушки, предметы для спортивных игр. У всех царских отпрысков были целые армии оловянных и деревянных солдатиков.

     Но не только военная игрушка была уделом царских забав. В дворцовых детских комнатах находились также спортивные игры и игрушки, развивающие силу и ловкость: английский комплекс для игры в индейцев с входящими в него вигвамом, пирогой, луками и томагавками.

     Немаловажное значение придавалось и обучению посредством игры и игрушки, о чём свидетельствуют всевозможные лото, кубики, настольно-печатные игры.

     В какое бы время ни жили дети, они все и всегда любили игрушки. Даже в самых бедных крестьянских семьях дети имели игрушки. Правда, их было мало, и играть в них было некогда. К восьми-девяти годам дети становились настоящими помощниками в доме. Игрушками для них часто было то, что можно было найти в природе: бусы, браслеты из ярких ягод рябины, калины, венки из цветов, найденные на берегу реки или озера камушки и ракушки, шишки, желуди, каштаны. Шли на игрушки и всевозможные листья, тростник, цветы. Из глины и песка сооружали дома, рыли пещеры. Зимой игрушками были ледяные сосульки, снеговики или просто снежки. Куколок делали из соломы: обвязывали тряпочкой голову, пеленали туловище вместе с ручками и укачивали в подвесной люлечке или на руках. В небогатых дворянских семьях игрушек было тоже не очень много.

     По древней русской традиции игрушки делали, в основном, из дерева. Из дерева вырезали петушков, разных зверюшек, сказочных героев. В дворянских семьях у детей были тоже деревянные игрушки6 у мальчиков – деревянные лошадки ростом с ребенка, кареты на колесах, сабли, шпаги, кинжалы. У девочек было по нескольку кукол с красивыми нарядами, которые они складывали в деревянные сундучки. Куклы были деревянные, тряпичные с мягкой головкой и фарфоровыми личиками. Были игрушки из фарфора, но они служили больше для украшения, чем для игры. Это были фигурки зверюшек, пастухов и пастушек, цыганок, балерин.

     Мягких игрушек из пушистого меха, плюша в начале XX века не было. Были мягкие игрушки-самоделки: зайчики, кошки, собачки из тряпочек и пакли. Глазками были бусинки или пуговки, а носик был деревянный.

     Одной из любимых игрушек в то время был мяч. Конечно, такого разнообразия мячей, как сейчас, в начале XX века не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком.

     У тех ребят, чьё детство прошло во время Великой Отечественной войны, игрушек практически не было – не до того было. После войны дети сами мастерили себе игрушки. Мальчики выстругивали из дерева ножи, сабли, кинжалы, из старых газет вырезали солдатиков и играли в войну. Если враг, то закрашивали углем бумагу в черный цвет, если свой, то оставляли неокрашенной. Черный солдатик – немец, а белый – русский.

     После войны жизнь постепенно налаживалась. Дошли руки и до детских игрушек. В 1960-е годы фабрики детских игрушек выпустили целое море разных игрушек. Построили магазины игрушек, открыли отделы игрушек в детских магазинах. Впрочем, всё это было лишь в городах – в деревнях по-прежнему играли тем, что найдешь под ногами или смастеришь.  

     В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только теперь видов таких игрушек стало гораздо больше: пирамидки с детальками в виде колечек, ромбиков, любимые детьми красочные матрешки, мебель для кукол, замечательные конструкторы. В 1960-е годы многие дети считали конструктор своей любимой игрушкой. Их многих ребят получились потом прекрасные инженеры. Также в это время появилось много игрушек из легких металлов, из пластмассы, из мягкой и уплотненной резины и мягких игрушек из меха, бархата, плюша.

                                                     

Литература:

Беленький А. Мои сверстники рассказывают о своих игрушках (конец XIXXX в.) //Преподавание истории в школе. – 2002. - №1.
Греков А. Куклой воспитать княжон. Игрушки царских детей //Родина. – 2000. - №12.
Шацков В.С. Жизнь замечательных детей. Очерки по истории мировой игрушки – М.: Прометей, 1990. – 244 с.

 

Наталья           


Tags: декоративно-прикладное искусство, дети, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments