Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

408. Молот ведьм

     Захотелось отойти от привычных рамок и рассказать о книге, которая никак не связана ни с Сибирью, ни с экологией, ни даже с российской историей. Тем не менее, эта книга признанный «бестселлер средневековья». Это «Молот ведьм» - знаменитый средневековый трактат, написанный в конце XV века теологами-доминиканцами Яковом Шпренгером и Генрихом Инститорисом. Этот труд объединил опыт борьбы инквизиции с многочисленными ересями, став самым знаменитым документом того времени. Также эта книга дополнена материалами из научно-популярных сочинений второй половины XIX века – в частности, о том, как боролись с колдунами и ведьмами на Руси.

     Средневековая Европа культурой и образованностью особо не блистала. Времена были тёмные, люди тоже. Зато было много еретиков и ведьм. Наибольшей концентрации популяция ведьм достигала во время шабашей, когда на развалинах замка или покинутом кладбище собирались ведьмы целого округа. Чтобы попасть на шабаш, ведьмы пользовались специальной мазью, приготовленной из печени детей, умерших некрещеными. Достаточно ведьме намазать себе тело этой мазью, произнести магическое слово и сесть верхом на помело, чтобы сейчас же полететь по воздуху и очутиться на месте шабаша. Ещё в то время было распространено сожительство женщин с дьяволом, бесами и прочей нечистью. В результате рождались чудовища с волчьей головой и хвостом дракона (впрочем, рождение таких мутантов может говорить об очень плохой экологии в Европе). В обществе царил крайний упадок нравственности и полнейшее моральное разложение.     

Функции министерств культуры, образования, здравоохранения и исполнения наказания выполняла церковь. Посему ей то, бедненькой, и пришлось больше всех отдуваться, дабы направить на путь истинный несознательных гражданок. И хотя церковные штаты были укомплектованы до отказа, сотрудников для ведения просветительско-пропагандистской работы всё равно не хватало. Поэтому «Молот ведьм» стал для «полиции нравов» (церкви) той спасительной инструкцией, лучом света в тёмном царстве, проблеском надежды, которая строить и жить помогает.

     Известные теологи писали содержательные отзывы об этой книге: «В своей теоретической части книга обстоятельна, в практической – она стоит на твердой почве канонических законов; в общем, она может рассчитывать на сравнительно небольшой круг компетентных читателей и специалистов; за этими пределами она с трудом будет находить усердных читателей». Кроме того, книга была снабжена выражением чувств глубокой признательности императора Максимилиана I в адрес обоих авторов-инквизиторов, которым папа поручил столь ответственную и высокую миссию. На долю книги выпал неимоверный успех: в течение девяти лет она выдержала девять изданий, семь раз была издана в XVI веке и продолжала выходить новыми изданиями и позднее, так что их общее число равно двадцати девяти, причем шестнадцать изданий вышло в Германии, одиннадцать – во Франции и два – в Италии. И заметьте, книга издавалась и продавалась большими тиражами во времена, когда ещё не были распространены книжные ярмарки и книжные магазины, а маркетологи только учились искусству продвигать товар. Громкий успех сопровождал книгу вплоть до конца XVIII века, когда были отменены процессы против ведьм (в Испании последняя ведьма была сожжена в 1781 году, в Германии в 1775 году, во Франции в 1793 году).

     «Молот ведьм» состоит из трех частей. Первая – теоретическая часть; она заключает много головоломных вопросов, на которые, однако, следуют очень незамысловатые ответы. Например: существует ли колдовство; придают ли ведьмы людям облики животных; что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? Вторая часть посвящена двум коренным вопросам: кому не приносит вреда колдовство и какими средствами можно колдовство устранить? Третья часть – по преимуществу юридическая, в ней рассматривается, как следует начинать процесс против ведьм, как его вести и как закончить, но эта часть и представляет наибольший интерес. Во время процесса обвиняемому не давалось никаких средств защиты. Также не надо думать, что наказание для приговоренных всегда заключалось только в сожжении на костре. Инквизиторы были большими мастерами своего дела, а также выдумщиками и виртуозами – они для каждой ведьмы могли придумать свою «терапию с изюминкой» (т.е. применялся личностно-ориентированный подход). Вдобавок к невыносимым физическим страданиям добавлялось моральное унижение – для остроты ощущений женщинам сбривали волосы. При этом палачи и инквизиторы выставлялись в лучшем свете, как добрые и заботливые отцы: «А когда палач сочтет, что пытуемая не в состоянии больше вынести пытку, то пусть ему будет приказано освободить её, лечить и заботиться о ней до полного выздоровления».  

     От рук инквизиции было замучено гораздо больше женщин, чем мужчин (женщины более эмоциональны – чаще плачут, чаще смеются и более болтливы – всё это признаки одержимости дьяволом). За время инквизиции произошло значительное вырождение европейского генофонда (если не сказать уничтожение) – мало того что сгубили умных, творческих и инакомыслящих, так ещё и практически всех красивых (женская красота происходит только от врага рода человеческого – следовательно, надо искоренять).

     За что же страдали бедные женщины, за какие тяжкие грехи? А за всё что делали, чего не делали и даже не мечтали. В одном процессе в 1656 году подсудимая была подвергнута пытке, созналась в возведенных на неё обвинениях и была казнена. Главными фактами, на которых основывалось обвинение, были следующие: один крестьянин, укравший у подсудимой мешок и употребивший его для заплаты своих брюк, получил боль в колене; далее другому крестьянину подсудимая дала поесть пирога, после чего ему стало дурно; у третьего после её угроз заболел бык. В одном австрийском городе сожгли двух женщин за то, «что они летом много бродили по лесам, ища кореньев». В одном процессе 1665 года свидетельница показала, что подсудимая обтёрла себе рот после причастия при обходе вокруг алтаря. На основании одного этого показания подсудимую обвинили в намерении превратить вынутый изо рта кусочек просфоры в колдовские средства и присудили к смертной казни.

     Во время охоты на ведьм страдали не только люди, но и животные, особенно кошки, коих сжигали на кострах штабелями. А уж про несчастных чёрных котов я вообще молчу…

     Очень страшное это было время. Будем надеяться, что оно закончилось. И закончилось навсегда.

 

Наталья     


Tags: история, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments