Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

433. Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь и его окрестности

Спасо-Преображенский монастырь часто называют Спасским. Он основан 1642 г. на возвышенном месте (видно на фото). Эту часть Енисейска называют еще Нагорной.
Монастырь основан на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова, а строил монастырь "черный поп" - монах Феодосий. Первым настоятелем был игумен Варлаам.
Постройки монастыря долгое время оставались деревянными. Лишь в 1740 г. сооружением Спасского собора здесь начался процесс постепенной замены деревянных зданий кирпичными. В художе­ственном облике монастыря отразились многие традицион­ные мотивы русского зодчества XVII — начала XVIII вв., получили свое развитие некоторые черты и приемы, свой­ственные европеизированному русскому барокко.
В 1920 г. монастырь был закрыт, в 1930-е годы на его территории проводились массовые расстрелы.
Монастырь возобновлен в 1990 году. В настоящее время в ансамбль входят полностью сохранившиеся здания соборной церкви и настоятельского корпуса, большой участок монастырской ограды, а также фрагменты надвратной церкви Захария и Елизаветы.
Идем к монастырю по улице Худзинского (она начинается у Енисея):


По дороге встречается вертушка, непонятно кому и зачем преграждающая путь. Таких вертушек в городе немало:

 
Двухэтажный с подвалом настоятельский корпус, где живут монахи, начали строить в 1794-96 гг. Тогда его построили одноэтажным, верхний этаж достраивали в 1826-27 гг. В 1875 г. корпус вновь перестраивали.


На здании есть табличка о пребывании в монастыре декабриста Н.С. Бобрищева-Пушкина.



Вход на территорию монастыря свободный. Мы повязали головы и вошли через эти ворота:


На следующем фото - нстоятельский корпус с другой стороны. Когда мы входили, раздался звук колокола, и монахи, сидевшие на крыльце, вошли в здание. Мы подумали, что их призвали на обед. А может и нет.

 
Главное сооружение монастыря - Спасский собор - размещается в его центре. Благодаря размещению на высокой точке рельефа, собор виден практически из любой точки города. В 1731 г. архимандрит Дмитрий Смеловский начал строительство первой каменной церкви в Енисейске на месте старой деревянной Спасской церкви. Архитектор собора - А. Стахеев. Строительство длилось до 1756 г. В 1763 г. храм был освящен.
В архитектуре собора сохранены архаические черты русского зодчества 17 века и формы "уральского барокко", своеобразно освоенные местными мастерами.
В интерьерах здания, за исключением фрагментов масляной живописи в алтаре холодного храма, элементов прежнего убранства не сохранилось.

 
Сейчас это памятник федерального значения, о чем свидетельствует табличка слева от входа в собор:

 
Прочитала в одной книге, что жителями Енисейска изготовлялся великолепного качества кирпич. Делались удивительно изящные каменные узоры:

 
Пространство вокруг собора похоже на большую стройку. Но есть, конечно, и огород. Он за желтым заборчиком:


Назначение и история этого каменного здания на территории монастыря мне неизвестно:


А это все, что осталось от некогда прекрасной и величественной надвратной церкви Захария и Елизаветы. Сооружена она в 1785—1796 гг. на сред­ства архангельского купца Лобанова. Освящение церкви Захария и Елизаветы состоялось в 1822 г.
В 1823 году в левой пристройке надвратной Захарьевской церкви была открыта бурса, где обосновались учащиеся духовного приходского училища (открыто при Спасском монастыре в 1820 г.). В 1855—1859 годах церковь была рас­ширена пристройкой галерей с двумя приделами (Алексея Митрополита и Пресвятой богородицы — радости всех скор­бящих). Здание сильно пострадало в пожаре 1869 г. и вос­становлено в прежнем виде в 1875 г.
Церковь была разрушена уже после войны в 1946-47 годах.
До нашего времени сохранилась лишь часть нижнего яруса здания, прорезанного проемом проездных ворот. Мы еще увидим все это снаружи. А это вид со стороны монастыря - ведутся восстановительные работы. Радостно!


Вид от ворот монастыря на улицу Худзинского. Вдали - Енисей:


А мы сворачиваем направо и идем вдоль каменной ограды монастыря. Она строилась в 1789-1806 гг. на средства архангельского купца Дмитрия Лобанова и первоначально охватывала восточную и северную части монастыря, остальная часть ограды всегда оставалась деревянной. Такова она и сейчас.


Тут нас застал дождь, мы побежали вдоль этого великолепия, свернули за угол и спрятались под какую-то арку.


После дождя вышли и обнаружили, что это строение и есть остатки надвратной церкви Захария и Елизаветы:

 
Идем дальше мимо прекрасной ограды, которая является типичным примером сибирской монастырской и церковной ограды 18 века в барочных формах. Стены имеют "волнообразное очертание и равномерно расчленяются лопатками, украшенными филенками и штуковой драпировкой" (Памятники истории и культуры красноярского края. Вып. 1, с. 94).
Кругом старые деревянные дома с красивыми наличниками:

 




Обходим монастырь вокруг. На углу улиц Марковского и Перенсона:


А этот деревянный резной красавец (несмотря ни на что!) расположен напротив:


Фрагмент резной веранды:



Рядом со входом в монастырь находится здание бывшего кинотеатра или клуба. Что здесь сейчас, мы не поняли, на двери висит бумажное объявление "Закрыто на обслуживание":


Перед непонятной "Родиной" - памятник революционеру Худзинскому.
Т. И. Худзинский был приговорен к каторге за участие в революции 1905-1907 гг., каторгу заменили пожизненной ссылкой. Отбывал ссылку в Енисейске, являлся членом комитета енисейской организации РСДРП, организатором профсоюзов в городе:

 
Тут же, на улице Рабоче-Крестьянской, - здание народной лечебницы (1898), выполненное в формах архитектурной эклектики. Сейчас здесь аптека:


По соседству - бывшее здание городской богадельни (1865):

 
Когда-то красивый, а сейчас полуразрушенный, но населенный дом (ранее - дом мещанской жены П.М. Борзецовой, 2ая половина 19 века):

 
Зашли в калитку и с разрешения хозяина пофотографировали:



Идем дальше по Рабоче-Крестьянской улице. Наша цель - Успенский собор. Доходим до двухэтажного рубленого деревянного дома А.Ф. Калашникова (3-я четверть 19 в.):


Рядом - крест, установленный в честь протопопа Аввакума, отбывавшего ссылку в Енисейске в 1662-63 гг.



Успенская церковь построена в 1793-1818 на средства купцов Трескиных в духе тобольского барокко. Близко повторяла формы Преображенской церкви города - пятиглавый четверик с вычурным завершением, с трапезной и колокольней под куполом со шпилем. Северный придел пристроен в 1826-1827. Внизу Успенский храм (1799) с приделом Иннокентия Иркутского (1827, ныне Александро-Невский), вверху Петропавловский храм (1818) с приделом Александра Невского (1843, ныне Иннокентьевский). Изначально церковь была кладбищенской, в 1823 г. обращена в приходскую.

Закрыта в середине 1930-х, пятиглавие сломано. В те годы здесь размещался пересыльный пункт для раскулаченных крестьян.
Возвращена верующим в 1946, отремонтирована без воссоздания венчаний, в 1986 сооружено ныне существующее пятиглавие упрощенных форм. В 2008 начата реставрация.

В настоящее время имеет статус одного из кафедральных соборов Красноярской епархии. Церковь украшают несколько уникальных икон 18 века, ведь Енисейск когда-то славился не только зодчими, но и иконописцами.
Успенский храм посещают и участвуют в таинствах католики, т.к. своей церкви у них нет. Бывают на службах и "симоновцы", живущие недалеко от города в поселке Симоновщина.
"В поселок были сосланы представители истинно-православных христиан. Это люди православного исповедания. Их особенностью является то, что они не приняли советского гражданства, по этой причине не работали на производстве. От канонического общения с Московским Патриархатом они отказались тоже, обвиняя его в сотрудничестве с безбожным государством. По указу от 4 мая 1961 г., обвиненные в тунеядстве, они были сосланы целыми семьями в Сибирь, в том числе в Симоновщину", - пишет в своей книге "Енисейск православный" протоиерей Геннадий Фаст. Кстати, в этой книге содержится прекрасный очерк по истории всех церквей Енисейска. Особенно подробна изложена история Успенского храма, настоятелем которого является отец Геннадий.

О Геннадии Фасте
Лекции Г. Фаста в mp3 формате


Вокруг Успенского собора сохранилась первозданная застройка 19 века. Например, дом на углу Рабоче-Крестьянской и Дударева, когда-то принадлежавший купцу Вульфу. На доме есть табличка, свидетельствующая о том, что в нем жила Ада Лебедева. Семья занимала весь второй этаж. Ада училась в Енисейской женской гимназии. Для тех, кто не знает: Ада Лебедева (1892-1918) - одна из самых известных фигур революции в Красноярске и Енисейской губернии. В Красноярске есть улица ее имени.


На этом же перекрестке еще один старый дом, привлекающий внимание наличниками с зооморфными мотивами (головы коней):



Идем в сторону Енисея: в сквере на улице Иоффе (бывшая Нагорная) установлен памятник на братской могиле 242 участников Енисейско-Маклаковского восстания 1919 г. Восстание готовил подпольный комитет большевиков с целью восстановления Советской власти в Енисейском уезде.
Справа виден памятник на могиле Шестаева Андрея Евсеевича, командира обороны восточных подступов к Енисейску. Умер в 1934 г.


Идем по улице Иоффе. Местные бабушки принимают нас за журналистов. А мы меж тем фотографируем полуразвалившийся дом, где в 1915-16 годах жили арестованные и сосланные в Енисейск члены большевистской фракции IV Государственной думы Г.И. Петровский, Н.Р. Шагов, М.К. Муранов, Ф.Н. Самойлов, А.Е. Бадаев. В этом доме часто проходили собрания политссыльных, он являлся своеобразным центром енисейских большевиков:


Сворачиваем на ул. Вейнбаума и видим здание винного склада, построенное в конце 19 в.:


Последней здесь находилась контора кинопроката, повсюду вокруг и внутри валяется размотанная кинопленка:


А здание привлекает строгой кирпичной красотой:



Идем дальше по Вейнбаума, потом сворачиваем на Перенсона:



Отовсюду видны купола Спасского собора:


Еще о Енисейске:
Улица Петровского (Береговая)

Заречье (за речкой Мельничной)
Улица Ленина
Озеро Монастырское
Улицы Рабоче-Крестьянская и Кирова

Фотоизба

Книги о Енисейске

 

Tags: Енисейск, архитектура, деревянное зодчество, прогулки, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments