Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

446. Пароход-музей "Святитель Николай"

Музей основан в 1970 году к 100-летнему юбилею В.И.Ленина. Самому же пароходу более ста лет, это уникальный памятник истории и техники. Построен он в 1886 году на средства крупного сибирского золотопромышленника Александра Михайловича Сибирякова. Заложен он был в Красноярске, а две паровые машины и туерную лебёдку для подъема на порогах изготовили в Швеции, в Гетеборге. Из Швеции до Томска везли на поезде, от Томска до Красноярска по частям на подводах. В Тюмени для парохода заказали железный корпус и четыре котла. В Красноярске пароход собрали и освятили, назвали в честь Николая Чудотворца, который покровительствует всем мореплавателям и путешественникам.


В первое плавание по Енисею он отправился 24 июня 1887 года. По тем временам он был самым быстроходным и комфортабельным судном на Енисее. Пароход имел 6 кают 1-го класса (одно, двух и трёхместных); 8 кают 2-го класса (четырёх, шести и восьмиместных). Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом прямо на палубе, со временем для их удобства были построены двухярусные нары. Хозяин парохода был человеком широкой души, поэтому на его корабле были самые дешевые билеты. Самые дешевые это: проезд в каюте 1-го класса стоил 12 рублей, 2-го класса – 8.10 рублей, 3-го класса – 4.50 рублей (а за 4.50 в то время можно было купить корову).

В кают-компании 

 

Лампа 

Буфет в кают-компании 

Пароход ходил от Красноярска до Минусинска вверх по течению, и от Красноярска по Енисейска вниз по течению. Ночью пароход не шёл, стоял – ещё не был изучен фарватер. Первым топливом служили дрова, их сжигали по 50 кубометров в сутки. Для удобства дрова сразу пилили метрами. Мощность машины 110 лошадиных сил. Скорость по течению 25 вёрст в час, против течения – 9 вёрст в час.
 

Рында 

На палубе 

В конце июня 1891 года от Березовки до Красноярска на пароходе «Святитель Николай» проплыл цесаревич Николай, будущий Всероссийский император Николай II. Визит начался с посещения Богородице-Рождественского собора и встречи с общественностью города в доме купца Николая Герасимовича Гадалова. Вторую половину дня цесаревич посвятил посещению учебных заведений города: духовного училища, женской и мужской гимназий, где он встретился с учащимися, преподавателями и общественными деятелями, которые занимались попечительством и благотворительностью. В парке мужской гимназии посадил кедр. В честь высокого гостя вечером в помещении Общественного собрания был дан обед.
Верхняя палуба 

 

Штурвал капитана 

А 30 апреля 1897 года из Красноярска в Новоселово на пароходе «Святитель Николай» в шушенскую ссылку отправился Владимир Ульянов со товарищи. Из достоверно сохранившихся помещений корабля наибольший интерес представляет кают-компания, где обедали и цесаревич и вождь мирового пролетариата.

В 1927 году пароход списали и из его корпуса сделали судоходную баржу №218, затем – нефтеналивную №318. В 1960 году корпус поставили в Подтесово, на пароходное кладбище. Также пароход несколько раз переименовывали.

Кок в камбузе 

Метровые дровишки 

 
В 1968-1970 годах по инициативе ветеранов Енисейского пароходства «Святитель Николай» был восстановлен на Красноярском судоремонтном заводе. Руководила восстановлением специально организованная комиссия, в которую входили старейшие капитаны, помнившие, каким пароход был в старое время. С 1970 года, после восстановления, пароход ещё какое-то время был на балансе Енисейского речного пароходства, но уже работал как музей. Хотя слово «восстановили» какое-то очень облагороженное для данного случая – по новой собирали пароход со всякого хлама: я его слепила из того, что было.
В машинном отделении 


К сожалению, после наводнения 2006 года каюты были затоплены – целый месяц пароход по самые иллюминаторы стоял в воде. Выставки не пострадали – они все были вовремя вывезены и сейчас находятся в Красноярском краеведческом музее. Но в данный момент на пароходе выставок нет, в каютах ведется ремонт. Работники парохода-музея говорят, что ремонт закончится к зиме этого года. Когда же музей на воде полностью распахнет двери перед посетителями, то можно будет увидеть интересные экспозиции: «Сибирское чаепитие», «Последний государь России», «Командор Рязанов» и другие, а также «царские» вещи – кресло с двуглавым орлом, изготовленное в честь приезда цесаревича, и даже гимн России «Боже, царя храни!», вышитый вручную. Так что, будем ждать. А сейчас можно лишь побродить по палубам, посидеть в кают-компании, заглянуть в машинное отделение, в рубку капитана, увидеть камбуз и каюту механика.

Наталья


Tags: Красноярск, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments