Музей основан в 1970 году к 100-летнему юбилею В.И.Ленина. Самому же пароходу более ста лет, это уникальный памятник истории и техники. Построен он в 1886 году на средства крупного сибирского золотопромышленника Александра Михайловича Сибирякова. Заложен он был в Красноярске, а две паровые машины и туерную лебёдку для подъема на порогах изготовили в Швеции, в Гетеборге. Из Швеции до Томска везли на поезде, от Томска до Красноярска по частям на подводах. В Тюмени для парохода заказали железный корпус и четыре котла. В Красноярске пароход собрали и освятили, назвали в честь Николая Чудотворца, который покровительствует всем мореплавателям и путешественникам.
В первое плавание по Енисею он отправился 24 июня 1887 года. По тем временам он был самым быстроходным и комфортабельным судном на Енисее. Пароход имел 6 кают 1-го класса (одно, двух и трёхместных); 8 кают 2-го класса (четырёх, шести и восьмиместных). Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом прямо на палубе, со временем для их удобства были построены двухярусные нары. Хозяин парохода был человеком широкой души, поэтому на его корабле были самые дешевые билеты. Самые дешевые это: проезд в каюте 1-го класса стоил 12 рублей, 2-го класса – 8.10 рублей, 3-го класса – 4.50 рублей (а за 4.50 в то время можно было купить корову). В кают-компании Лампа Буфет в кают-компании Рында На палубе Верхняя палуба Штурвал капитана
В 1927 году пароход списали и из его корпуса сделали судоходную баржу №218, затем – нефтеналивную №318. В 1960 году корпус поставили в Подтесово, на пароходное кладбище. Также пароход несколько раз переименовывали. Кок в камбузе Метровые дровишки
В 1968-1970 годах по инициативе ветеранов Енисейского пароходства «Святитель Николай» был восстановлен на Красноярском судоремонтном заводе. Руководила восстановлением специально организованная комиссия, в которую входили старейшие капитаны, помнившие, каким пароход был в старое время. С 1970 года, после восстановления, пароход ещё какое-то время был на балансе Енисейского речного пароходства, но уже работал как музей. Хотя слово «восстановили» какое-то очень облагороженное для данного случая – по новой собирали пароход со всякого хлама: я его слепила из того, что было. В машинном отделении
К сожалению, после наводнения 2006 года каюты были затоплены – целый месяц пароход по самые иллюминаторы стоял в воде. Выставки не пострадали – они все были вовремя вывезены и сейчас находятся в Красноярском краеведческом музее. Но в данный момент на пароходе выставок нет, в каютах ведется ремонт. Работники парохода-музея говорят, что ремонт закончится к зиме этого года. Когда же музей на воде полностью распахнет двери перед посетителями, то можно будет увидеть интересные экспозиции: «Сибирское чаепитие», «Последний государь России», «Командор Рязанов» и другие, а также «царские» вещи – кресло с двуглавым орлом, изготовленное в честь приезда цесаревича, и даже гимн России «Боже, царя храни!», вышитый вручную. Так что, будем ждать.
Наталья