Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

462. Как жили в Красноярске в годы войны

Недавно я получила письмо от человека, который ребенком в годы войны жил в Авиадоме вместе с родителями. Помните, накануне Дня Победы пост о местах Красноярска, связанных с перегонной трассой «Аляска – Сибирь», в том числе об Авиадоме?

Так вот, Авиадом, оказывается, в те годы дал приют сотрудникам опытного завода гидроавиации и КБ Г.М. Бериева, эвакуированных из Таганрога в Омск, а затем в Красноярск.  В Красноярске сотрудниками КБ наряду с серийно выпускавшимися корабельными разведчиками КОР-2 была создана летающая лодка ЛЛ-143. Проект ее был сделан в Омске, а испытывалась она уже в Таганроге. О деятельности КБ Бериева пишет А.Б. Григорьев в книге «Альбатросы».

Итак, вот письмо, которое вместе с некоторыми присланными позже фотографиями, я публикую с согласия Владимира.

Для меня было большой радостью найти Ваш материал в Сети. Мне сейчас 73 года. В Авиадоме мы (работники  опытного завода гидроавиации и КБ Г.М. Бериева и члены их семей) жили  в 1943-1945 гг.  Завод располагался возле затона судоремонтной верфи. В  начале 1946 г. завод вернулся из эвакуации в Таганрог.

Моя семья жила в угловом подъезде на самом верхнем этаже. Из окна летом на закате были видны розовые скалы - Столбы, Одна скала называлась, кажется, Чертов палец. Выход из полузамкнутого двора был направо. Прямо через двор был подъезд, в подвале которого располагалась библиотека. Фонтана в центре двора не помню.

Перед домом проходила круто спускавшаяся дорога, по которой ездили грузовики, вместо бензина работавшие на угарном газе. По обе стороны шоферской кабины  были закреплены широкие цилиндры, в которых тлели чурки. Ребята постарше на коньках-снегурках, привязанных к валенкам, вооруженные проволочными крючьями, цеплялись за задние борта грузовиков, и мчались, вздымая снежную пыль. Другим спортивным развлечением была "жёстка" - кусочек свинца, прикрученный проволокой к клочку меха. Ворс тщательно расчесывался, получалось что-то вроде волана. Задача состояла в том, чтобы как можно дольше продержать жёстку в воздухе, подбрасывая  ее вверх внутренней стороной пятки. Пока снаряд находился в воздухе, отдельные мастера успевали сменить ногу, доводя чиисло подбрасываний до 100 и более.

По этой дороге я ходил в мужскую школу (№40 ?) в 1-й и в первых две четверти  2-го класса. Мама работала в детском саду, расположенном рядом с лагерем заключенных. Летом все сотрудники завода сажали картошку на огородах за сопкой Лысой. Недалеко от огорода протекала речка Красненькая,(?) куда мы с отцом иногда ходили ловить рыбу.

Лакомства - конечно, кедровые орешки и "мороженное".  Хозяйки наливали молоко в миски, выносили на мороз , бросали туда щепки, чтобы , когда молоко замерзнет, удобней было вынимать белыке кругляши и в мешках несли на базар. Когда мама приносила с базара замороженное молоко, не было ничего слаже, как соскрести и съесть полуоттаявшую поверхность кругляша.

Недалеко от дома проходила железная дорога. Летом сперва на восток, а после окончания войны с Японией на запад шли воинские эшелоны.  Под колеса вагонов мы подкладывали гвозди. После расплющивания из них делали мечи и сабли. Иногда отец приносил горсточку авиационных заклепок ярко-ярко красных и синих, кажется американских. Мы подкладывали их под колеса трамваев. При сдавливании заклепки взрывались
Вот что мне вспомнилось, когда я прочел Вашу статью.

Заводская маёвка на Столбах весной 1945 :


По дороге с огорода на Лысой горе:


Встреча Нового 1945 года в одной из квартир Авиадома:


Владимир обещал прислать еще фотографий, так что, очень надеюсь, продолжение следует.
Tags: Красноярск, война, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments