Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

468. Выставка об истории фотографии

К 170-летию изобретения фотографии в отделе редких книг открыта выставка «Следы ушедшего времени».

В первую очередь обращают на себя внимание раритетные книги из собрания знаменитого красноярского библиофила Геннадия Васильевича Юдина. В основном, это практические руководства по фотографии. Интересно читать их названия: «Фотосепия и фотосангвин», «Печатание серебряными солями», «Очерк микрофотографии», «Как фотографировать облака, воду, волны, бурю, молнию, против солнца, лунные виды», «Отделка фотографий (посвящено дамам и барышням», «Фотокерамика или фотография на фарфоре», «Фотография на больных и микрофотография с малыми увеличениями» и другие.




Фотографы 19 века учились по книге Д. Монговена «Полное руководство по фотографии», также представленной в числе юдинских книг. Имя француза Монговена в свое время было известно всему миру, книга выдержала множество переизданий на родине автора, была переведена на многие языки, в том числе русский. Вышла в Санкт-Петербурге в 1876 г. В книге много интересных иллюстраций.


Есть в этом разделе выставки и издания другого рода. Например, книга В.В. Стасова «Фотографическая и фототипическая коллекции Императорской публичной библиотеки» (СПБ., 1885), знакомящая читателей с богатствами этого знаменитого книгохранилища.

Интересно, что на многих книгах из Юдинской коллекции есть скромный штамп «Алексей Геннадьевич Юдин». Дело в том, что эти книги Геннадий Васильевич покупал для сына Алексея, который увлекался фотографией:


Другой раздел выставки представляет нам старые фотографии в современных изданиях. Это альбомы: «XIX век в фотографиях : из коллекции Михаила Виллие» (Москва, 2006), «Губернский город Пермь на иллюстрированной почтовой открытке, 1899-1917» (Екатеринбург, 2005), «Москва на рубеже XIXXX веков. Почтовая открытка» (Москва, 1997), «Петербург в старых открытках» (СПб., 1993) и др. С огромным удовольствием я разглядывала книги Бориса Фрезинского «Илья Эренбург с фотоаппаратом, 1923-1944» и В.Е. Копылова «Былое светописи. У истоков фотографии в Тобольской губернии».


Чуть подробнее расскажу о красивейшей книге «Вся Тюмень : портреты горожан начала XX века в фотографиях Л.И. и К.Л. Родионовых из собрания А.Г. Елфимова (г. Тобольск)», вышедшей в Тюмени в 2006 году. Авторами уникальной коллекции фотографий являются тюменские фотографы начала XX столетия Лука Иванович Родионов и его сын Константин Лукич. Время создания фотографий – с 1904 по 1917 год.


Интересна судьба этих фотографий. Один из знатоков старой фотографии Сибири, красноярец Андрей Капранов, в конце 2005 г. передал Аркадию Елфимову коллекцию старых, чудом сохранившихся фотопластинок-негативов. Андрей был уверен, что они связаны с Тобольском. В Красноярск коллекция попала по маршруту Киев – Лодзь – Белосток – Красноярск. Многие факты указывали на сибирское происхождение коллекции. Вместе с фотонегативами в отдельной папке оказалось несколько интересных подлинных документов: листки из рукописи священника Стефания Знаменского – отца известного тобольского художника 19 века М.С. Знаменского, два портрета с изображениями сибирских митрополитов, дореволюционные, изданные в тобольской типографии, брошюры. На всех документах присутствовала надпись: «Из собрания И.С. Абрамова». В течение десятилетий коллекция хранилась в частном собрании в ненадлежащих условиях: стеклянные пластинки были сильно загрязнены, на большинстве негативов наблюдались утраты основы, трещины, царапины, сколы. Требовались большие работы по их расчистке, цифровая пересъемка с негативов-оригиналов, бережная компьютерная реставрация утраченных деталей фона и фигур, устранение механических повреждений и только в конце – печать фотографий. В итоге – коллекция ожила, возникли портреты, лица тех, кого запечатлел объектив самобытных фотографов почти сто лет назад.


Еще одно необычное издание – страницы книги выполнены в виде старых почтовых открыток – это две книги историка моды Александра Васильева из серии Carte postale «Мода и путешествия» (М., 2006), «Детский маскарад» (2007):


Традиция устраивать детские маскарады уходит в глубь веков. В России детские маскарады устраивались чаще всего зимой, но не только. Их приурочивали к дням рождения или просто к детским спектаклям или утренникам. А. Васильев много лет собирает старинные фотографии детей в маскарадных костюмах, разыскивает их по разным странам. Такие фотографии довольно редки, ведь подобные детские праздники устраивались редко. В предисловии автор пишет, что в 19 веке в России в дворянских семьях обязательными были русские костюмы для детских праздников, популярными были также кавказские черкески, украинские вышитые рубашки и фартучки, польские краковские костюмы.

Национальными костюмами увлекались и в Европе. Это увлечение проходит по время Первой мировой войны. Огромный межнациональный конфликт отразился и на детской психике. На смену народным приходят костюмы сестры милосердия, солдатика… Гастроли Русского балета Сергея Павловича Дягилева вводят в маскарадную моду костюмы Арлекина и Коломбины, Пьеро, костюмы с тюрбанами на тему «Шахерезады»… В 1920-е годы дети были джазменами, кабаретными дивами в перьях, танцовщицами танго. В 1930-е годы популярны костюмы ковбоев. Так тема кино находит отражение в мире образов детского маскарада.
А это фотография, понравившаяся мне больше всего - маленький мальчик в костюме Братца Кролика (Германия. 1939):


Представлены на выставке и альбомы красноярских фотографов «Неповторимый Красноярский край», «Красноярские Столбы», «Один день из жизни большого города» и др.

Выставка продлится до 26 октября. Жду вас в отделе редких книг. Выходной - пятница. Пон.-четв. с 9 до 19, суб., воскр. - с 10 до 17.30.


Tags: Юдин, выставки, наша библиотека, редкие книги, фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments