Располагается музей на третьем этаже Легочно-аллергологического корпуса ККБ (большие окна на 3-ем этаже и 3 окна слева). Этот корпус - старейший в больнице, решение о строительстве которой (тогда - городской) было принято в 1935 г. Предписывалось построить больницу на Караульной горе на расстоянии не менее 200 метров от кладбищенской стены. Строительство началось в 1936 г., первые два этажа открыли в 1939 году, а в 1940 г. состоялось торжественное открытие всего корпуса:
В годы войны в этом корпусе бывал В. Ф. Войно-Ясенецкий, оперировавший здесь раненых. А мемориальная доска у входа посвящена Владимиру Константиновичу Сологубу. Именно в годы его руководства ККБ (1954-1973) здесь активно развивались специализированные службы, число коек больницы увеличилось с 450 до 1000. (Подробнее об истории больницы).
А мы, поднявшись на третий этаж по широкой лестнице, видим Ибн Сину (Авиценну) и Гиппократа. Автор этой скульптурной композиции Анатолий Слободян, в те годы художник-монументалист Красноярского творческо-производственного объединения Художественного Фонда РСФСР (по проекту и эскизу В. Одношивкина):
В коридоре у входа непосредственно в музей висят плакаты. Некоторые из них весьма натуралистичны:
А нас сначала проводят в бывшую малую операционную. Эти стены когда-то видели святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Помещение с высоченными потолками и прекрасным видом из окна, дышится здесь легко, находиться необычайно приятно. Мы присели на диван и заслушались. Людмила Александровна поразила нас массой подробностей из истории медицины вообще и красноярской в частности.
Новый Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии при ККБ (открыт в 2006 г., архитектор А. Демирханов) хорошо виден из окна:
Это самый знаковый раздел музея, посвященный основателям красноярской медицины.
В проектном образе этого раздела задействовано много ассоциаций, метафор и аллюзий, выражаемых не только в форме, в общем композиционном решении, но и включая материалы. В общем то миф, легенда, пусть с историческим ароматом, но легенда. В этом помещении НИКОГДА не собирались учредители красноярского общества врачей, но сам дух этого исторического события и хотелось реализовать. Отсюда все как бы эфемерное, прозрачное, призрачное.
Мало кто догадывается, из чего сделаны ножки "стульев", которые ассоциируются благодаря во многом этому элементу со стульями действительно историческими. На самом деле, во много еще характерные для 19 века формы классической архитектуры в мебелестроении: балясины, волюты и проч., здесь имитированы продаваемыми еще до сих пор во многих хозяйственных магазинах... керосиновыми лампами. Достаточно приглядеться, чтобы в этом убедиться.
Сам стол представляет собой музейную витрину, вот один из экспонатов:
А называется композиция "Лекарственное древо Сибири". Это полностью ручная работа, включая металл и стекло. В колбах лекарственные травы Сибири. Материал - химическое легкоплавкое стекло.
А мы идем в следующий зал. Это бывшая главная операционная хирургического корпуса. В этом большом помещении расположена основная экспозиция музея, посвященная истории Краевой Клинической больницы № 1.
ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Это ключевая фраза, символ всего музея, в особенности этого раздела:
А вот что пишет В. Одношивкин: "Форма самой люстры продиктована не только идеей образа некоего "завтрашнего", но и образом (возможно очень отдаленным) люстры операционного зала. Подобных двойных, тройных... кодировок, казалось бы отвлеченных, экспозиционных форм применялось много. Не исключением в этом смысле был и выбор самих материалов. Полированный металл, стекло..., ассоциируемые с медицинским инструментарием.
Самое любопытное было в истории создания этой верхней части, включая "люстру", что никто не верил в саму идею реализации в общем то простого эффекта. Впрочем, таких "подводных камней" было в избытке, и приходилось самому все брать и делать своими руками.
Если внизу зеркало играет роль основания для колонны "Клятва Гиппократа", то верхнее зеркало должно было прорвать потолок и еще более подчеркнуть идею бесконечности... в том числе и медицинского знания - культуры. Как видно на снимке, зеркало имеет "усеченно - пирамидальную" форму. Зачем? С одной стороны, для создания образа некоего космического "Завтра", с другой же совершенно прагматичную преследуя цель увеличить освещенность всего зала".
«В этом помещении никогда не было внутреннего балкона - антресоли. Балкон не только увеличил экспозиционную площадь музея, но и разграничил все пространство этого раздела на несколько дополнительных локальных экспозиционных зон, придав этому большому пространству человеческий масштаб.
Конструкция всей системы - балкон/лестница во многом уникальна. Интересный факт из истории проекта. НИКТО не захотел/не взял на себя смелость просчитать конструктив. Опять пришлось все самому делать. Сомнения были развеяны классическим приемом. После того, как антресоль-балкон была подвешена к потолку, мне пришлось по примеру древних инженеров встать под ней. Осторожно нагрузили сверху мешками. Не шелохнулась, еще нагрузили, еще, еще... Выстояла антресоль, ничего не шелохнулось, не поплыло, не потрещало», - рассказывает В.Н. Одношивкин.
Музейные стенды рассказывают о славной истории больницы:
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне:
Работники музея разыскивают фото первого главного врача хирургического корпуса в 1939-40х годах Ваксмана Ильи Исаевича:
В этом разделе экспозиции можно поближе познакомиться с Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким и его деятельностью. Сотрудники музея были одними из первых, кто стал популяризировать это имя в начале 1990-х годов:
В витрине слева - первое издание книги Войно-Ясенецкого "Очерки гнойной хирургии", за которую хирург получил Сталинскую премию:
Уголок Владимира Михайловича Крутовского, первого доктора Енисейской губернии, как называли его, и замечательно-разностороннего человека: общественного деятеля, много сделавшего и для развитии культуры. И погибшего в застенках НКВД. И мы не знаем, где он похоронен. И почему-то в Красноярске нет улицы Крутовского... Вот хорошо, что мед. колледжу присвоили его имя:
Из бывшей главной операционной идем в небольшой зал истории хирургии. Такие вот кювезы для новорожденных раньше выпускали на красноярском предприятии Красцветметавтоматика (название могу попутать, поправьте кто знает):
Стол операционный с ручным подъемом производства Досчатинского завода мед. оборудования:
В сестринском зале:
Пила жуткая:
Предметы, извлеченные из желудков:
а эти - из лёгких:
Воспоминание из детства: когда-то в 5 классе у меня испортилось зрение, и такой ящик я видела много раз, приходя к окулисту:
В.Н. Одношивкин пишет о реализации проекта: "Для того, чтобы это случилось, пришлось довольно много времени потратить на убеждение всевозможных "парткомов-месткомов-замов-завов..."
В музее 224 стенда, альбомы с описанием и изображениями работы отделений и кабинетов больницы. Музей располагает фотонегативным фондом, фондом рукописей и документов. Библиотека музея насчитывает около 1200 книг. Музею дарят подарки — книги, оригинальные поделки, рисунки. На хранении в музее ККБ № 1 числится 6151 дело.
На базе музея со студентами-медиками идут занятия по истории медицины, проводятся просветительские беседы на темы: “Природа, медицина и человек”, “Твое здоровье — в твоих руках”, “Нравственность и медицина”, “Общество и врач”. За экспозицию музея “История и культура медицины” на первой региональной выставке дизайна “Мост-97” в г. Красноярске музей был отмечен дипломом. В апреле 2000 года музей посетил профессор кафедры интерьера, проректор Московского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова Стасюк А.Н. В книге отзывов он написал: “Удивительный музей, а самое главное дух, который в нем обитает. Медицина духовна, что может быть прекраснее любви, любви к человеку”.
На следующей фотографии Тамара Александровна Кулакова – человек, организовавший и создавший музей. Долгие годы она руководила им. 7 ноября будет 40 дней, как Тамары Александровны не стало…
Людмила Александровна! Огромное Вам спасибо за Ваш труд, за замечательную экскурсию, за трепетное отношение к своему делу.