Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

493. Музей истории медицины при Краевой клинической больнице № 1

Музей истории медицины при Краевой клинической больнице № 1 был открыт 1 октября 1993 года. Открытию музея предшествовала пятилетняя работа по созданию интерьера и сбору материала. Главный художник проекта музея — зав. кафедрой интерьера Красноярского художественного института, профессор Одношивкин Владимир Николаевич, он же arttutor. Дополняю первоначальный текст его комментариями.

Располагается музей на третьем этаже Легочно-аллергологического корпуса ККБ (большие окна на 3-ем этаже и 3 окна слева). Этот корпус - старейший в больнице, решение о строительстве которой (тогда - городской) было принято в 1935 г.  Предписывалось построить больницу на Караульной горе на расстоянии не менее 200 метров от кладбищенской стены. Строительство началось в 1936 г., первые два этажа открыли в 1939 году, а в 1940 г. состоялось торжественное открытие всего корпуса:


В те годы больница не называлась краевой клинической. Построенный корпус был хирургическим корпусом городской больницы. С началом войны в здании размещались сначала Харьковский эвакогоспиталь челюстно-лицевой хирургии, а затем больница специального назначения, куда сразу же стали прибывать эвакуированные из блокадного Ленинграда. В 1942 году приказом по Крайздравотделу № 12 в краевой больнице открывается 120 коек экстренной и неотложной хирургии для жителей края и города Красноярска. С 15 октября 1942 года приказом по краевому отделу здравоохранения № 173 краевой больнице присваивается статус клинической, т.к. на ее базе размещаются клиники эвакуированных Ленинградского и Воронежского медицинских институтов, послужившие началом Красноярского медицинского института, организованного 21 ноября 1942 года. В это время в больнице были развернуты отделения: терапевтическое, два хирургических, оториноларингологическое и офтальмологическое.

В годы войны в этом корпусе бывал В. Ф. Войно-Ясенецкий, оперировавший здесь раненых. А мемориальная доска у входа посвящена Владимиру Константиновичу Сологубу. Именно в годы его руководства ККБ (1954-1973) здесь активно развивались специализированные службы, число коек больницы увеличилось с 450 до 1000.
(Подробнее об истории больницы).

 


Но вернемся к музею. Главные врачи Гаус В.Я., Петров Р.И., Маштаков Б.П. в трудное, безденежное время начала 1990-х нашли возможность финансировать строительство музея. Работу в архивах вела Кулакова Тамара Александровна, ветеран краевой клинической больницы (42 года вместе с ККБ №1). Было переработано много материалов по истории становления медицины в Сибири и Енисейской губернии с 16 века до 20 века. Площадь для размещения музея выделили в первом корпусе больницы, в “святом” месте — бывшем операционном блоке.

А мы, поднявшись на третий этаж по широкой лестнице, видим Ибн Сину (Авиценну) и Гиппократа. Автор этой скульптурной композиции Анатолий Слободян, в те годы художник-монументалист Красноярского творческо-производственного объединения Художественного Фонда РСФСР (по проекту и эскизу В. Одношивкина):


Экскурсию для нас проводит заведующая музеем Людмила Александровна Мотина, врач и дочь Тамары Александровны Кулаковой.
В коридоре у входа непосредственно в музей висят плакаты. Некоторые из них весьма натуралистичны:



Экскурсии в музее проводятся с 9.00 до 11.00 и с 13.00 до 15.00, предварительно надо записаться по телефону. Сюда приходят в первую очередь студенты-медики, экологи, врачи, повышающие квалификацию, работники самой ККБ, больные, школьники. А мы попали по знакомству :) Ограничения объясняются просто: чтобы попасть в музей, надо пройти через больницу, в которой необходимо соблюдать особый санитарно-гигиенический режим. В дальнейшем планируется сделать отдельный вход в музей. Тогда сюда сможет попасть любой желающий.
А нас сначала проводят в бывшую малую операционную. Эти стены когда-то видели святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Помещение с высоченными потолками и прекрасным видом из окна, дышится здесь легко, находиться необычайно приятно. Мы присели на диван и заслушались. Людмила Александровна поразила нас массой подробностей из истории медицины вообще и красноярской в частности.


По проекту в этом помещении планировалось разместить раздел, посвященный современной истории красноярской медицины.
Новый Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии при ККБ (открыт в 2006 г., архитектор А. Демирханов) хорошо виден из окна:


В помещении малой операционной впервые был применен эндотрахиальный наркоз. В 1952 г. здесь также впервые в нашем крае хирургом Александром Михайловичем Дыхно была проведена операция на сердце. В старых окнах сохранились трубки для проветривания операционной после подачи наркоза:


Старинное австрийское пианино Smidt & Wegener (конец 19 века) с клавишами из слоновой кости:


Чтобы попасть в зал бывшей малой операционной надо пройти через зал, находящийся в центре всего музея.

Это самый знаковый раздел музея, посвященный основателям красноярской медицины.


Фотографировать этот зал трудно, ведь здесь почти всё прозрачное. В центре композиции - стол и кресла вокруг него из оргстекла. На креслах выгравированы портреты и имена докторов - членов Общества врачей Енисейской губернии. Это Л.И. Бургер, П.И. Мажаров, Р.К. Пикок, П.И. Рачковский, П.Д. Сысоев, Е.М. Скорковский, В.А.Тихомиров и ветеринарный врач В.А. Дорзет. Как будто это стол заседаний Общества врачей. Девятому члену Общества - Владимиру Михайловичу Крутовскому, - посвящена экспозиция, которую мы еще увидим.

В проектном образе этого раздела задействовано много ассоциаций, метафор и аллюзий, выражаемых не только в форме, в общем композиционном решении, но и включая материалы. В общем то миф, легенда, пусть с историческим ароматом, но легенда. В этом помещении НИКОГДА не собирались учредители красноярского общества врачей, но сам дух этого исторического события и хотелось реализовать. Отсюда все как бы эфемерное, прозрачное, призрачное.




Мало кто догадывается, из чего сделаны ножки "стульев", которые ассоциируются благодаря во многом этому элементу со стульями действительно историческими. На самом деле, во много еще характерные для 19 века формы классической архитектуры в мебелестроении: балясины, волюты и проч., здесь имитированы продаваемыми еще до сих пор во многих хозяйственных магазинах... керосиновыми лампами. Достаточно приглядеться, чтобы в этом убедиться.


Сам стол представляет собой музейную витрину, вот один из экспонатов:


Над столом впечатляющая хрустально-стеклянная композиция. Хрупкая, как человеческая жизнь.

А называется композиция "Лекарственное древо Сибири". Это полностью ручная работа, включая металл и стекло. В колбах лекарственные травы Сибири. Материал - химическое легкоплавкое стекло.


Вокруг, по стенам - музейная экспозиция, рассказывающая об истории медицины в Енисейской губернии:


Наверху, по всему периметру помещения - книжные полки с книгами из коллекций известных красноярских врачей:


К сожалению, пол в этом разделе не удалось реализовать в соответствии с проектным замыслом. Это должен был быть пол из белой керамической плитки с красными вставками в форме медицинского креста, центр которого должен был быть совмещен с центром колонны.
А мы идем в следующий зал. Это бывшая главная операционная хирургического корпуса. В этом большом помещении расположена основная экспозиция музея, посвященная истории Краевой Клинической больницы № 1.

ПУТЬ В БУДУЩЕЕ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Это ключевая фраза, символ всего музея, в особенности этого раздела:

 
В центре - ритуальная композиция "Колонна - клятва Гиппократа". Это центральная композиционная ось ритуального зала музея, символизирующая путь от прошлого к будущему. Над колонной на потолке и под ней - зеркальные плоскости. Заглядывать туда, скажу я вам, занятие не для слабонервных - бездна, пусть и светлая, но безграничная. И в ней где-то глубоко и далеко вдруг видишь вроде бы себя. Но узнаешь с трудом.

А вот что пишет В. Одношивкин: "Форма самой люстры продиктована не только идеей образа некоего "завтрашнего", но и образом (возможно очень отдаленным) люстры операционного зала. Подобных двойных, тройных... кодировок, казалось бы отвлеченных, экспозиционных форм применялось много. Не исключением в этом смысле был и выбор самих материалов. Полированный металл, стекло..., ассоциируемые с медицинским инструментарием.

Самое любопытное было в истории создания этой верхней части, включая "люстру", что никто не верил в саму идею реализации в общем то простого эффекта. Впрочем, таких "подводных камней" было в избытке, и приходилось самому все брать и делать своими руками.

Если внизу зеркало играет роль основания для колонны "Клятва Гиппократа", то верхнее зеркало должно было прорвать потолок и еще более подчеркнуть идею бесконечности... в том числе и медицинского знания - культуры. Как видно на снимке, зеркало имеет "усеченно - пирамидальную" форму. Зачем? С одной стороны, для создания образа некоего космического "Завтра", с другой же совершенно прагматичную преследуя цель увеличить освещенность всего зала".



 


 

«В этом помещении никогда не было внутреннего балкона - антресоли. Балкон не только увеличил экспозиционную площадь музея, но и разграничил все пространство этого раздела на несколько дополнительных локальных экспозиционных зон, придав этому большому пространству человеческий масштаб.

Конструкция всей системы - балкон/лестница во многом уникальна. Интересный факт из истории проекта. НИКТО не захотел/не взял на себя смелость просчитать конструктив. Опять пришлось все самому делать. Сомнения были развеяны классическим приемом. После того, как антресоль-балкон была подвешена к потолку, мне пришлось по примеру древних инженеров встать под ней. Осторожно нагрузили сверху мешками. Не шелохнулась, еще нагрузили, еще, еще... Выстояла антресоль, ничего не шелохнулось, не поплыло, не потрещало», - рассказывает В.Н. Одношивкин.



Музейные стенды рассказывают о славной истории больницы:

 
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне:



Работники музея разыскивают фото первого главного врача хирургического корпуса в 1939-40х годах Ваксмана Ильи Исаевича:



В этом разделе экспозиции можно поближе познакомиться с Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким и его деятельностью. Сотрудники музея были одними из первых, кто стал популяризировать это имя в начале 1990-х годов:



В витрине слева - первое издание книги Войно-Ясенецкого "Очерки гнойной хирургии", за которую хирург получил Сталинскую премию:

 
Уголок Владимира Михайловича Крутовского, первого доктора Енисейской губернии, как называли его, и замечательно-разностороннего человека: общественного деятеля, много сделавшего и для развитии культуры. И погибшего в застенках НКВД. И мы не знаем, где он похоронен. И почему-то в Красноярске нет улицы Крутовского... Вот хорошо, что мед. колледжу присвоили его имя:

 


Из бывшей главной операционной идем в небольшой зал истории хирургии. Такие вот кювезы для новорожденных раньше выпускали на красноярском предприятии Красцветметавтоматика (название могу попутать, поправьте кто знает):

 


Стол операционный с ручным подъемом производства Досчатинского завода мед. оборудования:



В сестринском зале:



Пила жуткая:



Предметы, извлеченные из желудков:



а эти - из лёгких:



Воспоминание из детства: когда-то в 5 классе у меня испортилось зрение, и такой ящик я видела много раз, приходя к окулисту:

 




В.Н. Одношивкин пишет о реализации проекта:
"Для того, чтобы это случилось, пришлось довольно много времени потратить на убеждение всевозможных "парткомов-месткомов-замов-завов...", чтобы самые высокие и светлые помещения были отданы под музей. Для этого пришлось делать очень большой демонстрационный макет, в котором пришлось все (даже очень мелкие) детали будущего музея показывать. Сейчас, по истечению уже большого кол-ва лет, сам себе удивляюсь – откуда было столько энергии и сил?"

В музее 224 стенда, альбомы с описанием и изображениями работы отделений и кабинетов больницы. Музей располагает фотонегативным фондом, фондом рукописей и документов. Библиотека музея насчитывает  около 1200 книг. Музею дарят подарки — книги, оригинальные поделки, рисунки. На хранении в музее ККБ № 1 числится 6151 дело.

На базе музея со студентами-медиками идут занятия по истории медицины, проводятся просветительские беседы на темы: “Природа, медицина и человек”, “Твое здоровье — в твоих руках”, “Нравственность и медицина”, “Общество и врач”. За экспозицию музея “История и культура медицины” на первой региональной выставке дизайна “Мост-97” в г. Красноярске музей был отмечен дипломом. В апреле 2000 года музей посетил профессор кафедры интерьера, проректор Московского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова Стасюк А.Н. В книге отзывов он написал: “Удивительный музей, а самое главное дух, который в нем обитает. Медицина духовна, что может быть прекраснее любви, любви к человеку”.

На следующей фотографии Тамара Александровна Кулакова – человек, организовавший и создавший музей. Долгие годы она руководила им. 7 ноября будет 40 дней, как Тамары Александровны не стало…

 
Людмила Александровна! Огромное Вам спасибо за Ваш труд, за замечательную экскурсию, за трепетное отношение к своему делу.

Tags: Красноярск, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal