Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

497. Былые символы Сибири

     4 ноября вся наша огромная страна отмечает День народного единства. В этот праздник говорят о подвиге и сплоченности русского народа, об основах государственности, а также о государственных символах России – флаге и гербе. Я согласна, что всё это важно, это должен знать каждый гражданин РФ. Но также важно нам, жителям Сибири, помнить свою местную историю, знать герб, флаг и День Сибири.

Герб

     Сибирский герб – два соболя, поддерживающих царскую корону и лук с перекрещенными стрелами, появился в XVII веке, когда впервые был составлен государственный герб России. В 1625 году в него ввели три короны, «знаменующие три великих покоренных царства: Казанское, Астраханское и Сибирское». Присоединение Сибири привело к появлению в титуле наших самодержцев еще одного географического названия, которых к началу XX века набралось более полусотни. Начиналось это перечисление так: «Мы… Император и Самодержец Всероссийский: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский…». Сибирский герб входил составной частью в большой государственный герб империи. Соболи были главным богатством Сибири, лук и стрелы символизировали военный характер присоединения Сибири к Российскому государству. Исторически герб вполне достоин возрождения в качестве одного из символов макрорегиона: он нейтрален и не вызывает неприязни ни у одного из многочисленных этносов, проживающих между Уралом и Тихим океаном, будь то христиане, мусульмане, буддисты или язычники. К слову, само понятие «Сибирь» в советскую эпоху значительно трансформировалось. Прежде оно обозначало территорию «от гор Уральских до берегов Восточного океана». Госплановское экономическое районирование расчленило ее на Западную Сибирь, Восточную и Дальний Восток. Эти плоды административного творчества советских времен перешли и в нынешние – Дальний Восток по-прежнему стоит наособицу от Сибири, хотя за рубежом его обычно от Сибири не отделяют. Не считается Сибирью даже Якутия.


    Большинство гербов российских городов утверждалось в ходе губернской реформы 1775-1785 годов. Первым гербом Красного Яра стал герб Сибири. Своего особого герба у города не было до XIX века. «В щите, разделенном горизонтально надвое, в верхней половине герб Томский, а в нижней – в серебряном на земле с левой стороны означена красная гора». Так описывалось первое изображение герба Красноярска, в то время уездного города Томской губернии, которое относится к началу XIX века. Уже в XIX веке в связи с учреждением Енисейской губернии герб Красноярска был вновь изменен. Герб описывался так: «На червленом щите изображен золотой, стоящий на задних лапах лев, который несет в передних лапах того же металла серп и лопату. Щит увенчан золотою императорскою короною». Надо отметить, что изображение императорской короны подтверждает высокий государственный статус Красноярска. На всю дореволюционную Россию в гербах городов найдется дюжина корон. Помимо недвусмысленного указания на богатство города здесь присутствует и зашифрованное на условном геральдическом «языке» сообщение о главных занятиях его жителей – добыче золота и земледелии. Лев же, пожалуй, - самая авторитетная фигура в геральдике, символизирующая достоинство и величие. Золотой лев к тому же означает богатство города. Красный («червленый») цвет герба – могущество.

Флаг

     Свой флаг сибиряки получили гораздо позднее – в 80-е годы XIX века. «Еще в 80-е годах ядринцевским кружком в Петербурге при устройстве первого вечера в пользу учащихся-сибиряков были приняты как отличительные знаки распорядителей вечера белый и зеленый цвета, ставшие с тех пор «сибирскими» цветами, - свидетельствует П.И.Казанский.

     Его символика до гениальности проста: белый цвет ассоциируется с белоснежными вершинами Алтая и Саян, со снежным покровом; зеленый – с тайгой, лугами, весенней степью, крестьянскими нивами.

     Про эти цвета вспомнили в 1917 году. Тогда они трансформировались в бело-зеленые флаги – символ борьбы за автономию Сибири. Конференция общественных организаций региона в Томске 5 августа 1917 года утвердила следующее описание флага: «Национальный Сибирский флаг представляет собой сочетание двух цветов: белого и зеленого. Белый цвет означает снега Сибирские, зеленый – Сибирскую тайгу. По форме флаг является прямоугольником, который диагональю, соединяющей левый верхний угол с правым нижним, разделяется на две части, причем верхняя часть зеленая, нижняя белая». Состоявшийся в декабре 1917 года в Томске чрезвычайный Сибирский Областной съезд провозгласил создание в регионе «автономной областной власти» и подтвердил постановление конференции о сибирском флаге.

     В первой половине 1918 года эти цвета стали отличительным символом антисоветского подполья. А когда в ночь на 26 мая 1918 в Новониколаевске началось вооруженное выступление легионеров Чехословацкого корпуса и местной эсеровско-офицерской дружины, в качестве опознавательных знаков мятежники надели бело-зеленые нарукавные повязки. Временное Сибирское правительство, пришедшее к власти летом того же года, использовало бело-зеленую символику достаточно широко – знамена для воинских частей, шевроны и кокарды для военнослужащих. Государственная символика наложила отпечаток даже на моду: «патриотически» настроенные дамы одевались в зеленые юбки и белые кофточки.

     Уже в дальневосточной эмиграции (Маньчжурия) стоящие на позициях продолжения вооруженной борьбы с большевиками сибиряки создают Совет уполномоченных организаций автономной Сибири (СУОАС). В его уставе по поводу флага говорилось следующее: «Сибирский флаг устанавливается из двух полос: белый вверху и зеленый внизу; в одну четвертую часть флага в верхнем углу к древку нашивается Русский национальный флаг из трех продольных полос – белой, синей и красной». В этом варианте предполагалось параллельное расположение цветов.

День Сибири

     В 1881 году у сибиряков появился «красный день календаря» - День Сибири или Сибирский день. Тогда отмечалось 300-летие присоединения Сибири к Российскому государству, начавшегося с похода дружины Ермака в 1581 году. За отправную точку был взят день вступления казаков в столицу Сибирского ханства Кашлык – 26 октября 1581 года. Нынче этот день – по новому стилю – падает на 8 ноября. Во всех крупных городах края, в Москве и Петербурге 26 октября 1881 года прошли торжественные мероприятия. Традиция празднования Сибирского дня стала неотъемлемым элементом культурной жизни региона, отмечали его очень торжественно в губернских, окружных, уездных городах, в волостных центрах. Ежегодно, вплоть до конца 1919 года , 26 октября в сибирских городах проводились собрания и вечера интеллигенции, заседания научных и просветительских организаций, на которых произносились речи, связанные с достижениями, проблемами, нуждами Сибири. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европейской части России, об экономике, культуре, образовании, об отмене в наши края ссылки. В театрах, в учебных заведениях в этот день шли спектакли, концерты, устраивали чтения, давали балы и обеды. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов, в книжных магазинах появлялись новые издания, посвященные Сибири.

     Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу семьи, друзей или даже один, если случалось находиться за пределами Сибири, России. И, наверное, не случайно, что второй в Сибири после Томского университет – Иркутский был открыт именно в день празднования Сибири, 26-27 октября 1918 года.

     Некоторые относились к празднику почти как к национальному. Но большинство сибиряков просто веселились, закатывали пиры горой и очень гордились, что у русских, живущих в коренной, европейской России, подобного сибирскому своего такого замечательного дня нет.

     После Октябрьской революции и гражданской войны праздник забылся. Вспомнят ли о нем, попытаются ли власти краев и областей Сибири возродить 8 ноября, День Сибири? Очень хотелось бы, чтобы праздник всех народов, населяющих Сибирь, праздник понятный всем, не надуманный и не притянутый «за уши», возродился.

 

Наталья


Tags: Сибирь, история, праздники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Девять книг о войне

    Год за годом мы отмечаем самый светлый весенний праздник – День Победы. Вспоминаем героев Великой Отечественной войны, сохраняем военную…

  • Рассказы Павла Зальцмана

    Представляем вашему вниманию рассказы Павла Зальцмана, опубликованные во втором номере журнала «Знамя» за 2021 год. Это не совсем…

  • Давид Юм и Зигмунд Фрейд – юбилеи знаменитых ученых

    «Ничто не свободно так, как мысль человека» Д. Юм «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Девять книг о войне

    Год за годом мы отмечаем самый светлый весенний праздник – День Победы. Вспоминаем героев Великой Отечественной войны, сохраняем военную…

  • Рассказы Павла Зальцмана

    Представляем вашему вниманию рассказы Павла Зальцмана, опубликованные во втором номере журнала «Знамя» за 2021 год. Это не совсем…

  • Давид Юм и Зигмунд Фрейд – юбилеи знаменитых ученых

    «Ничто не свободно так, как мысль человека» Д. Юм «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе.…