Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Фестиваль «Дети одной реки»

 С 1 по 12 июля 2007 года мне с коллегой довелось участвовать в замечательном и очень красивом событии – этнокультурном фестивале «Дети одной реки». О фестивале написано немало – ведь с нами на дизель-электроходе «Михаил Лермонтов» находилось много журналистов: http://vecherka.ru/socium/4637 или
Замечательные сюжеты сняты тележурналистами компаний «Енисей-регион» и ВГТРК. Я тоже написала еще в сентябре свои впечатления, получился вот этот «путевой дневник», но по разным причинам он пока не попал на сайт библиотеки. Поэтому публикую здесь.
Немножко предыстории. О фестивале мы с Натальей Казачкиной узнали еще зимой, на очередной планерке в отделе. Заведующая отделом Наталья Владимировна, вернувшись от директора, сказала, что мы будем участвовать с выездной выставкой в фестивале. Спросила, кто желает. Мы с Наташей были первыми, кто пожелал! Потихоньку готовились к поездке, начитывали материал по истории освоения русскими севера, истории Туруханского района, по этнографии коренных народов нашей территории.
Ближе к лету продумали структуру и оформление выставок. К сожалению, не всё, изначально задуманное, удалось воплотить в жизнь. Но Лидия Андреевна, наш художник, оказалась на высоте и отлично исполнила все, о чем мы ее просили.
 
1 июля
В этот день мы отплывали. Приехав на Речной вокзал, обнаружили около 8 судов Енисейского пароходства на рейде – ведь в это воскресенье отмечался день речника! Был даже небольшой салют в честь праздника. Наш «Лермонтов» возглавлял вереницу судов и очень красиво смотрелся с берега. 
Тут же, на берегу, познакомились с Галиной Алексеевной из бибколлектора, с которой потом жили в одной каюте. Нас провожать пришли коллеги: Ольга и Татьяна Павловна. И принесли нам «гостинцы» - пирожки и пиццу.
Потом была суматоха расселения, отплытие под марш славянки, первые прогулки по палубе, первые фотографии, сделанные купленным накануне фотоаппаратом…
 
В 22.00 на верхней палубе состоялся концерт-презентация творческих коллективов. Это: минусинский казачий ансамбль «Лад», красноярские ансамбли «Вольница», «Яр», вокальный дуэт «Лада», диксиленд из Красноярска «Дикси-Джокер», солисты из оперного театра Анастасия Лепешкина и Евгений Балданов, танцевальный ансамбль из Канска «Алые паруса» и, конечно, эвенкийский певец Владимир Хоменко. Ребята выступали на фоне великолепных пейзажей, а закат был вообще обалденный!!!
 
Во время концерта рядом с нами присел замечательный фотограф Владимир Иванович Чин-Мо-Цай и попросил показать ему мои фотки. Потом показал свои фотографии, сделанные за день. Забавно - мы оба «отщелкали» по 52 кадра!
Концерт закончился, а по реке растелился туман… 
 
2 июля
Проснулась ночью. Оказалось, что мы стоим. За окном ничего не видно, кроме бело-серой мглы тумана. Утром выяснилось, что мы ждали рассвета, чтобы пройти Казачинский порог.
 
Высокие сопки при подходе к порогу сжимают долину. По берегам Енисея тянутся скальные Подъеминские камни, кое-где отвесно опускаются в воду. На подступах к порогу все более усиливается шум воды. А вот и сам порог! Здесь русло Енисея сужается до 700 метров. Около Каменного мыса, откуда порог зарождается, по дну реки пролегла гряда Енисейского кряжа. Некоторые гранитные глыбы и валуны в мелководье выступают над поверхностью воды. От столкновения с ними вода бурлит, перекатывается высокими валами. Обстановка на пороге усложняется еще и тем, что по узкому фарватеру может пройти только одно судно. Долгое время    Казачинский порог являлся грозным препятствием на пути пароходов и барж между Красноярском и Енисейском. Только в 1882 году, с помощью канатов и якорей, через порог впервые с большим трудом был проведен пароход «Москва». Однако и позднее о подводные камни порога разбивались многие суда, плоты. В 1898 году, например, от удара о подводную глыбу потерпел аварию пароход «Модест». Сегодня напоминанием об этой беде является одна из подводных каменных плит порога, названная «Модест». (фото Казачин – по центру)
Маломощные суда, идущие снизу вверх, преодолевают порог с помощью специального буксира-туера (туер «Енисей», см. о нем ниже). Движение судов в пороге регулируется диспетчерскими блокпостами, узкий фарватер обозначен буями. (Колесов А.Н. По Енисею. – Красноярск, 1990).
 
И действительно, пройдя порог, мы увидели вереницу судов, ждущих своей очереди.
На завтраке нас «озадачили» - необходимо организовать и провести «круглый стол». Загорали на корме и думали об этом. Придумали название - «Коренные народы Сибири: традиционная культура в меняющемся мире» и решили, что перед открытием «стола» будет презентация нашей выставки «Дети одной реки».
В 12.00 ходили на открытие выставки «Это мой край» фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Виталия Иванова. Забегая вперед, замечу, что за время нашего путешествия фотографии Виталий менял несколько раз! Эта экспозиция – часть большой выставки «Неизвестная Сибирь», к созданию которой приложил руку Александр Лебедь, и которая побывала в 17 странах мира!
В 16.00 в гостиной 2 палубы прошла презентация Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Презентацию открывало выступление ансамбля казачьей песни «Лад», один из парней нарядился Минусинским помидором. На выставке представлены образцы традиционной хакасской одежды, а также муляжи самых крупных помидоров.
Днем проплывали Лесосибирск и Енисейск. Лесосибирск растянулся вдоль Енисея на 30 км, вот и получается, что при скорости «Лермонтова» 20 км/ч + скорость реки 5 км/ч (итого 25 км/ч) мы шли мимо Лесосибирска более часа. Поразил, конечно же, Крестовоздвиженский храм, огромный!….. Через 2 часа после Енисейска пропала сотовая связь. В Игарке и Туруханске работает только Билайн. Так что большинство из жителей «Лермонтова» были отрезаны от близких и друзей почти на 10 дней. 


Вечером на верхней палубе Владимир Хоменко http://toongo.net давал сольный концерт. В национальном костюме, с бубном в руках, Владимир завораживал зрителей. Отличный был концерт, некоторые даже в пляс пустились. 


После концерта тесно пообщались с французами: Беатрис и Коленом. Беатрис около пяти лет назад защитила диплом по кетам – народности, компактно проживающей в Туруханском районе и Эвенкии. Общаться с ребятами очень приятно, они хорошо говорят по-русски, понимают юмор и сами прекрасно шутят. Большую часть вечера обсуждали заимствования в наших языках. Колен галантен как истинный француз.
 
3 июля
Рано утром причалили к Ворогово. Старожилы села утверждают, что его основателями были промышленные люди Иван Ворогов и Осип Цапаня. На месте Ворогова они с товарищами построили в 1637 году небольшую слободку. На землю, богатую лесами, пастбищами и рыбным промыслом, охотно съезжались переселенцы из архангельского Поморья.
 
Село Ворогово стоит на высоком берегу, от которого Енисей исправно каждый год «отгрызает» по метру, а за роскошными заливными лугами огибает село енисейская же протока или, как здесь говорят, Шар. Топит село регулярно… Здесь живут искуснейшие на Енисее охотники и рыбаки, земледельцы и лесорубы, здесь заливные луга, молочное стадо, первоклассные пастбища, знаменитая вороговская сметана. Заповедный Вороговский плес – лучшие нерестилища и зимовальные ямы осетровых (Туруханск. Северная вотчина государства российского. – Красноярск, 2004).
 
На дебаркадер первыми в Ворогово (а также и во всех остальных населенных пунктах) вышли артисты минусинского казачьего ансамбля «Лад». Им же и хлеб-соль в руки. 


 В 10 часов утра в Ворогово был концерт.
Я Ворогова не видела вообще, потому что проболела весь день.
В 16.00 ходили на презентацию Шушенского историко-этнографического музея. Экспозиция посвящена этнографии русских в Сибири.
Днем проходили через Осиновский порог.  Как и Казачинский, он труден для судоходства: фарватер в нем узок и извилист, а главное неглубок. Енисей в этом месте широк, до 10 км, а ширина фарватера не превышает 50 м. Специальная драга постоянно углубляет его дно. Движение через порог также одностороннее, ведь двум судам здесь не разойтись! За порогом местность чрезвычайно живописна: сначала мы увидели Осиновские Щеки – горные скалы, представляющие собой плотные породы Енисейского кряжа. При выходе из щек Енисей изгибается то влево, то вправо.
За одним из поворотов открылся изумительный пейзаж – два небольших скалистых островка. Первый похож на корабль-буксир, за что речники и назвали его Корабликом. За ним второй – Барочка (похож на небольшую баржу). Слева, напротив Барочки, высится громадный каменный остров, покрытый могучими деревьями, - Монастырский. Когда-то на нем селили провинившихся монахов Енисейского Спасского монастыря. Скалы острова испещрены надписями типа «здесь был я».
Пока смотрели порог познакомились с некоторыми участниками будущего «круглого стола» и общались, решая организационные вопросы, совмещая полезное с приятным.
Чуть далее по Енисею - устье Подкаменной Тунгуски, а напротив него, на другом берегу поселок Бор
 
В Бору важный промежуточный аэродром на линии, связывающей Красноярск с Норильском, Диксоном, Игаркой, Туруханском. В Бору – дежурный пост санитарной авиации. На территории Бора нахоится зональная гидрометеообсерватория (Туруханск. Северная вотчина государства российского. – Красноярск, 2004).
 
В Бору мы вновь причалили. Очень красивое место – действительно, поселок расположен прямо под высокими соснами. Воздух чист и напоен запахом хвои. Люди тоже красивые и очень гостеприимные, улыбчивые и разговорчивые. Здесь проживает около 4000 тысяч человек. Во время концерта был примечательный эпизод. Настя Лепешкина, исполняя арию Кармен, подсела к старичку и пела прямо ему в ухо. Тот смутился и всем своим видом показывал: не понимаю. Односельчане покатывались со смеху. Дедушка оказался туг на ухо и мастерства Насти не оценил.
После концерта некоторые журналисты и артисты рискнули искупаться в Енисее. Я примкнула к купающимся. Кстати, пляж в Бору песчано-каменистый, на любой вкус. Вода была очень холодна, зато на берегу чувствуешь себя заново рожденной, очень тепло, ни ветерка. Дольше всех плавал Виталий Иванов, известный красноярский фотограф.
Во время отплытия на верхней палубе играл инструментальный ансамбль «Яр». Ребятам надо было сыграть три композиции, но они разошлись не на шутку и продолжали играть более часа. Подключились Настя Лепешкина и Женя Балданов, тоже солист оперного. А ведь ребята в этот день отработали уже два концерта, причем при 30-градусной жаре!!! Одним словом – молодцы!
Ночи уже светлые, северные и очень красивые. Краски неба и реки меняются каждые 5 минут. Много фотографировала.
На палубе до утра продолжается гуляние и пение. Кто-то аккомпанирует, остальные – поют и даже танцуют.
 
4 июля
Ходили на презентацию Таймырского дома народного творчества. Работы очень интересные, но дорогие.
День был заполнен подготовкой к «круглому столу». Готовились, провели совещание участников, где определились с ведущим, регламентом и т.п. Вечером даже не пошли на концерт ансамбля «Вольница», потому что надо было ставить выставку в салоне второй палубы. Другого времени просто не было, потому что открытие нашей выставки с 16.00 5 июля было перенесено на 10 утра из-за более раннего прибытия в Игарку. 
Под утро, в 5 часов, пересекли Полярный круг.
 
5 июля
Презентацию выставки «Дети одной реки» начали с опозданием из-за того, что она была назначена на 10 утра. А в это время начался завтрак у второй смены. Поэтому ждали некоторых участников «круглого стола». Наталья рассказала о выставке очень хорошо. Я фотографировала, ВГТРК снимала.  Было много журналистов. На «круглом столе» выступили В.А. Гапеенко, Беатрис Марулье, О.И. Боярченко из Минусинского музея и Л.Г. Сажаева (гос. этнографический музей-заповедник «Шушенское»).

 После этого пришлось прервать наше мероприятие, т.к. прибыли в Игарку. Договорились продолжить на другой день.
Бродили с французами по Игарке. Пристань расположена в «старом» городе, из которого люди переселены в «новый» город. Но все равно встречаются заселенные дома, стоящие среди полностью или частично разрушенных. Дорога ужасна, тротуаров вообще нет. Хорошо, что стояла жара, и было сухо. Несколько раз мимо проезжал пазик, кажется № 1. Почти сразу познакомились с Николаем, местным жителем. Николай закончил когда-то Минусинское училище культуры, играл на саксофоне. Сейчас на пенсии. Он проводил нас почти до корабля. В Игарке горела школа искусств – двухэтажное деревянное здание старой постройки. Николай сказал, что поджег кто-то из детей. Из-за пожара перенесли концерт на более позднее время, потому что в районе не было электричества.
Концерт проходил на площади перед Домом культуры. Было очень жарко, стоять можно только в тени. Жалели ребят, находящихся на сцене не один час. Людмила Михайловна Тельнова подвела к нам с Натальей журналистку с местного телевидения: «Девочки, поговорите!» Журналистка же, узнав, что мы из библиотеки, воскликнула: «А вы-то что делаете на фестивале?!?!?!» Мы так поняли, что в понятие «культура» у нее входит только музыка и танец.
Долго стояли с французами в очереди за местным шашлыком и взяли почти последние порции. Повезло! А за столиком сидели с очаровательными, молоденькими девчушками. Они страшно смущались, когда Колен их фотографировал, тем более – узнав, что он француз.
Самое замечательное в Игарке – это Музей вечной мерзлоты http://www.museum.ru/M1405
Подземная часть музея расположена на глубине до 10 метров, и, конечно, там довольно холодно. Хотя некоторые легкомысленно пошли в босоножках.
Уникальный музей вечной мерзлоты создан Игарской научно-исследовательской мерзлотной станцией в 1965 г. Подземелье, вырытое в вечномерзлой толще в 30-е годы, ранее использовалось учеными как естественнонаучная лаборатория для изучения свойств вечной мерзлоты. Основным экспонатом в музее служит сама вечная мерзлота, из которой и сложены стены подземелья на глубине 8-10 м. Вечная мерзлота похожа на слоеный пирог: полоска грунта, затем лед, потом опять грунт и т.д. 


Потолки в подземелье увиты белым кружевом. Здесь есть остатки реликтовых деревьев, возраст которых 24500 лет. Игарской вечной мерзлоте 49000 лет. Придумал и создал уникальный музей основоположник российского мерзлотоведения, руководитель комитета по вечной мерзлоте при Академии наук СССР Михаил Сумгин.
Вечером, уже после отплытия, смотрели фотографии у Владимира Ивановича Чин-Мо-Цая в каюте, а потом и на палубе. Выставка «От южных гор до северных морей» поражает красотой сибирских пейзажей… Её Владимир Иванович подготовил к своему 75-летию.
 
6 июля
После завтрака вновь собрались на «круглый стол». К собравшимся присоединился Виталий Иванов и очень оживил наш разговор. Было действительно интересно! Выступали: Елена Мусина, представляющая Таймырский дом народного творчества; я – с рассказом о деятельности библиотеки по сохранению культуры коренных народов (говорила об информационной составляющей научной работы, обеспечении исследователей источниками, комплектовании и сохранности фондов, ведении базы данных, о наших указателях «Фольклор Красноярского края» и «Этническая история народов Красноярского края»). Геннадий Климик и Виталий Иванов говорили о роли СМИ в освещении проблем сохранения культуры коренных этносов Красноярского края. Елена Панькова, директор Фонда поддержки творческой инициативы «Forever», поделилась идеей бизнес-проекта по созданию в Красноярске этнической деревни кетов.
Итогом круглого стола стало принятие резолюции. В нее вошли:
1.     Обращение к краевым и районным органам власти с рекомендацией при разработке планов социально-экономического развития Красноярского края и, в частности, Туруханского района уделять особое внимание вопросам экономического развития коренных малочисленных народов в части сохранения традиционной материальной и духовной культуры.
2.     Рекомендация научно-исследовательским и образовательным учреждениям при организации этнографических, археологических, филологических исследований взаимодействовать с администрацией Туруханского района, Общественной палатой по делам коренных малочисленных народов Севера и Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края.
 
Всем участникам «круглого стола» мы подарили наш указатель «Этническая история…», чему они были чрезвычайно рады. И впоследствии, при личных встречах, высоко оценили его. 
 
Сразу после «круглого стола», едва переодевшись, отправились на верхнюю палубу на праздник Нептуна. Нептуном нарядился Виталий Иванов. 


 Было весело, раздевшихся обливали из шланга и провожали к шлюпке, которая перевозила народ на берег. Берег… О нем отдельные слова, много-много слов…
И они уже сказаны ранее http://kraevushka.livejournal.com/4939.html?mode=reply
Вечером на верхней палубе был концерт, подготовленный журналистами. Вела концерт диктор краевого радио Людмила Базарова. Виталий Овчаренко («Вечерний Красноярск») читал стихи и пел песни собственного сочинения. Александр Елтышев (гл. редактор журнала «Агро-Сибирь») читал свои стихи. Пели Александр Кустов, Владимир Лисюткин. В целом, концерт был очень теплый и веселый.
 
7 июля
В 5 утра разбудила громко лающая собака – Туруханск
Тут же в открытое окно налетели комары да столько, что спать мы больше не смогли. Потом выяснилось – никто на корабле после 5-ти не спал по той же причине. 
Основано в 1607 как зимовье. После первого большого пожара в Мангазее в 1619 Туруханское зимовье, расположенное на большой реке (тогда Енисей протекал вблизи от нынешнего города), стало заселяться мангазейцами и превратилось в город. Опустошительные пожары Мангазеи в 1642 и 1662 привели к окончательному её запустению, жители переселились в Туруханск, который долго был известен, как Новая Мангазея. В 1677 были выстроены 4 деревянные башни с пушками. В 1785 Туруханск был сделан уездным городом. Во 2-й половине XVII и в течение всего XVIII веков — крупный торговый центр, специализировавшийся на пушнине. На туруханскую июньскую ярмарку съезжались купцы и торговцы не только из Сибири, но и со всей России. Гостиный двор имел 25 лавок; кроме того, много временных лавок и балаганов было построено на открытом месте, а в 25 верстах от города происходила ярмарка на судах и лодках. В 1822 Туруханск стал заштатным городом, стал приходить в упадок, население его уменьшилось, торговля прекратилась.
 
Сразу же после завтрака погрузили нашу выставку в машину, а сами отправились пешком. Все выставки: библиотечная, музейные, фотографий, картин туруханских художников, а также работ местных умельцев, - проходили в спортивном зале, пристроенном к ДК. На сцене перед ДК – концерт, но он начался значительно позже, приблизительно в час дня. В 11 часов начиналось торжественное собрание, к которому мы и торопились успеть. Все успели, поставили и оформили свою выставку «Четыре века на Енисее», с книгами об освоении Севера русскими, о Мангазее, о Новой Мангазее (Туруханске). 


 Почти сразу же нас нашли коллеги из Туруханской районной библиотеки и пригласили к себе. Что мы и сделали (за выставкой следила одна из туруханских коллег). По пути зашли в дом-музей Свердлова. Поспорили с директором музея о подлинности фамилии Свердлова: она утверждала, что фамилия подлинная, а мы – что нет. 


Его подлинное имя – Ешуа Соломон Мовшевич
Библиотека нам понравилась, и фонды по краеведению (естественно, что первым делом обратили внимание на них) очень даже неплохие. Работают в библиотеке настоящие энтузиасты. Например, когда-то давно по МБА заказывали они книгу «Туруханский бунт» 1925 года издания. Тогда еще не было ксероксов, так они ее на печатной машинке всю перепечатали, рисунки сфотографировали, а затем переплели! Имеют теперь такой раритет. Чай с конфетами был вкусный, но мы торопились вернуться.
На выставке было много посетителей. Некоторые хорошо знают многие из представленных книг и радовались тем изданиям, которых раньше не видели. Одна женщина провела возле нас несколько часов, по очереди брала и читала книги! Особенной популярностью пользовалась книга Г.Н. Тарасенкова «Туруханский край». – Красноярск, 1930.
 
 
Наталья Евгеньевна – директор библиотеки, дежурила на выставке. Благодаря ей мы смогли сбегать посмотреть Туруханский монастырь. С утра службу там вел Антоний, специально приехавший на праздник. К слову, позже он плыл с нами на «Лермонтове» до Красноярска. 

 
Наталья Евгеньевна помогала и паковать, и грузить выставки. Замечательная женщина!
 
8 июля
Ближе к вечеру причалили к пристани Верхнеимбатска. Этому поселку также исполнилось 400 лет. Имбатское зимовье, так он когда-то назывался. Очень симпатичная деревня, приветливые, гостеприимные жители. Новый клуб, библиотека. 


 Нас очень хорошо приняла заведующая библиотекой Галя. Тут же нашли общих знакомых из нашей библиотеки, с кем она училась в Кемеровском институте. Наши французы были с нами, в библиотеке не было вездесущих паутов и жары. Колен нашел на полках книгу Бориса Виана «Пена дней», а потом долго изучал энциклопедию по географии. Галя накормила и напоила нас, а также всех, кто заглядывал в дверь или окно: музыкантов из «Яра» и «Дикси-джокера». Галя проводила нас на корабль и выскочила в самый последний момент, когда уже убрали один трап.
В В.-Имбатске на площади лежит большой камень с надписью:
«Поверь что я скажу тебе,
Какая злая грусть
Лежит на сердце у поэта,
Как этот тяжкий камень на земле…»

 
 Нам рассказали, что раньше этот камень лежал на берегу, а затем, когда благоустраивали площадь, его подняли и слегка подкрасили золотой краской буквы. Автор стихов неизвестен.
На площади сварили уху из стерляди и угощали бесплатно всех! Ух… потому и не пошли на другой день на завтрак.
 
9 июля
В 12.00 в салоне первой палубы была встреча с фотохудожником Александром Кустовым О нем здесь:  http://foto-alexx.sitecity.ru/. Заслушались и засмотрелись! Впервые услышала про пикторальную фотографию. Все показанное страшно понравилось! Александр по профессии врач-стоматолог. Возглавляет краевое отделение Союза фотохудожников России.
 В 17.00 в том же салоне мы смотрели фильм из цикла «Губерния» о Туруханском районе. Автор фильма – Лидия Рождественская (дочь поэта Игнатия Рождественского). Фильм снят в 2004 году. Лидия сказала, что собирается делать новый фильм. Ее голос завораживает.. И вообще Лидия – очень приветливая, контактная, и за здоровьем следит – три раза в день моцион по 30 минут обязательно!
 
10 июля
Утром в салоне была встреча с ветеранами Туруханского района, которые путешествовали вместе с нами. Потом загорала на верхней палубе и познакомилась с одним из ветеранов. Александр работал в пожарной части Туруханска, а до этого – на Красноярской ГЭС. На палубе в это время «Енисей-регион» снимал клипы Насти Лепешкиной и Жени Балданова. 
 
В 17.00 в салоне первой палубы был концерт епархиального хора (точнее пятой его части). Ребята - 5 человек, плыли с нами из Туруханска. На концерте присутствовал и комментировал выступление архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Регент хора Дмитрий Васянович работает также на «Радио России – Красноярск» диктором и в редакции новостей, преподает в Академии музыки и театра, руководит хором Сибирского федерального университета. Народу в салон набилось множество и не зря! Ребята пели замечательно! Голоса завораживали.
Ночью на корме отлично потанцевали! Прекрасно смотрелся встреченный теплоход, море огней в темной уже ночи.
 
11 июля
С утра появилась связь – все прилипли к трубкам. Посыпались смс-ки.
В 12.00 была встреча организаторов выставок с Валентиной Анатольевной Гапеенко. Обменялись впечатлениями, мнениями и предложениями по улучшению подобной работы в дальнейшем. Всем участникам вручили благодарственные письма от администрации Туруханского района.
После обеда писали отзыв в корабельную Книгу отзывов и предложений. Текст сочинил Виталий Иванов, а художник Кузнецов нарисовал капитана «Лермонтова» в окружении атрибутов фестиваля. Затем мы обошли участников фестиваля и собрали подписи.
Вечером на верхней палубе пошел прощальный концерт-капустник. В назначенное время не начался, так как ждали прохождения Казачинского порога. Через порог нас тащил туер «Енисей».
 
«Енисей» — уникальное судно, единственный действующий туер в составе речного флота России. Туер-буксир «Енисей» проводит пассажирские и грузовые суда через через Казачинский порог. Скорость течения на этом участке реки достигает 20 км/ч, поэтому очень немногие суда могут преодолеть его своим ходом. К тому же судовой ход здесь извивается буквой S, а ширина его составляет всего семьдесят метров, порожистый участок изобилует подводными камнями и водоворотами. Условия плавания на этом участке осложняет и то, что течение воды идёт под углом к судну, что увеличивает опасность сноса на камни. Туер же следует вдоль проложенного точно по фарватеру троса, и без затруднений вписывается в фарватер. Длина Казачинского порога — три с половиной километра. Туер «Енисей» был построен по спецзаказу в 1964 году на Красноярском судоремонтном заводе. «Енисей» заменил туер «Ангара», который работал на Казачинском пороге с 1903 года.
Экипаж туера — 26 человек.
Туер «Енисей» и его предшественник, туер «Ангара», упоминается в сборник рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» (рассказ «Туруханская лилия»)

Затем брошен якорь – и вся команда собралась на палубе вместе с участниками фестиваля. Концерт был очень веселый. Отличные номера подготовили Настя Лепешкина и Володя Лисюткин, переодевшись в костюмы друг друга. Веселые куплеты о корабельной жизни пропел «Яр». Парень из «Вольницы» звонко играл на бутылках!
 
12 июля
В моей записной книжке в этот день были сделаны только личные записи.
Загорали, фотографировались с друзьями-французами, обменивались контактными данными. 


 Время прихода в Красноярск постоянно менялось. Уже за ужином выяснилось, что вместо назначенных 9 часов вечера придем после 11-ти, т.к. будем заправляться. Так и вышло. После Октябрьского моста более часа стояли у бункерной. Перед этим несколько раз строгий голос объявлял: «Курение во время заправки запрещено!».
К Речному вокзалу подходили в темноте: город очень красив, весь в огнях, что-то фантастическое…
Так закончилась наше замечательное путешествие. Теплые встречи, замечательные люди, с которыми мы познакомились во время фестиваля, великолепные пейзажи Енисея навсегда останутся в нашей памяти…
Tags: Енисей, Красноярский край, выставки, командировки, наша библиотека, фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments