Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

520. Кинотеатр "Родина", Е.С. Кобытев и фашистский концлагерь

В Красноярске есть многострадальный кинотеатр "Родина". Несколько лет его пытаются продать, но не выходит. Здание заброшено и превращено в ночлежку для бомжей. Между тем с ним связана потрясающая трагизмом история. Дело в том, что автором мозаики, украшающей здание кинотеатра, является человек, который в годы Великой Отечественной войны попал в плен и находился в концлагере "Хорольская яма", а после войны создал серии рисунков и написал об этом книгу. Имя этого человека - Евгений Степанович Кобытев.





В следующем году 25 декабря художнику исполняется 100 лет. Родился Евгений Степанович на Алтае, в 1927 г. окончил школу с пед. уклоном и с 16 лет работал учителем в сельской школе. После окончания Омского художественно-промышленного техникума он преподавал изо в Красноярском педтехникуме им. Горького. В 1936-1941 годах учился в Киевском художественном институте. В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт.

В октябре 1941 года часть, в которой он служил, попала в окружение. Кобытев был ранен и, пытаясь пробиться к своим, попал в плен. А дальше – самое страшное. Кобытев в числе 60 тысяч других попадает в фашистский концлагерь «Хорольская яма», расположенный в городе Хорол Полтавской области.
Яма эта образовалась за долгие годы работы кирпичного завода, отсюда брали глину. Высокие обрывы были изрыты овражками, пещерами, норами. "У подножия этих обрывов, в овражках и пещерах, на песчаных откосах осыпей - везде толпятся, ютятся, сидят и лежат люди... Мы не знали тогда, что многотысячные толпы людей, согнанные с оккупированных территорий в этот лагерь под открытым небом, в подавляющем большинстве своем уже обречены фашистами на смерть от голода, холода, болезней, пуль и пыток..." - пишет Е.С. Кобытев в "Хорольской яме".
У нас в библиотеке есть два издания этой книги. Я выбрала то, что по-старее - Красноярского книжного издательства, 1965 года. Книга читана-перечитана множеством людей. В конце книги - рисунки Евгения Степановича, созданные им после войны. Но наброски он делал в лагере, рискуя жизнью.

В 1959 году была создана первая из двух серий, посвященных Хорольской яме, - «До последнего дыхания».

Черно-белые листы (карандаш, уголь, тушь, акварель) решены крупным планом, почти плакатно, внимание художник сосредотачивает на лицах узников, раскрывая множество характеров, настроений, но объединенных общими чувствами ненависти к врагу, тоски по Родине.




"Последний раз спрашиваю: кто пойдет в военизированную охрану?"


Барак обречённых


Ненависть


У колючей проволоки

В 1963 году художником была выполнена вторая серия, посвященная Хорольской яме, - «Люди, будьте бдительны». В этой серии художник показал сатирические, гротескные портреты фашистов, творивших чудовищные злодеяния.


Капитан Дитман - начальник Хорольского гестапо


Помощник начальника гестапо


Капитан Зингер - комендант лагеря ("Боров")


Эсэсовец Миша из дорожного лагеря


Ефрейтор Судек

Работа над сериями графических работ натолкнула автора на мысль поведать людям о Хорольской яме не только средствами изобразительного искусства, но и словом. И появилась книга.



Памятник жертвам «Хорольской Ямы» (фото взяла на wikimapia):



Свои графические работы и книгу Евгений Степанович создавал в Красноярске, куда приехал после войны. Здесь он работал как художник-монументалист.
В соавторстве с К.Ф. Вальдманом была выполнена роспись плафонов Красноярского речного вокзала, вместе с женой художницей Т.А. Мирошкиной - росписи в красноярском Дворце железнодорожников, Дворце пионеров, в Атамановском пионерском лагере, районном клубе села Большая Мурта. Темы этих росписей: картины природы нашего края – красноярские «Столбы», уральские сказы П. Бажова, русские народные сказки. Часть этих работ выполнена в технике витражей.

Работал художник и в технике мозаики. Единственная значительная мозаика, дошедшая до нашего времени – «Родина-мать» на здании кинотеатра «Родина». Характерно, что материалом для этой мозаики послужила енисейская речная галька, что сделало мозаику неяркой по гамме, но достаточно выразительной, построенной на тонких цветовых соотношениях.
В этой работе Евгений Степанович изобразил свою жену и дочь. Дочь - Вера Евгеньевна Кобытева - тоже художник, живет в Красноярске.





Фрагмент мозаики (скан из книги):



На следующем фото запечатлен сам Евгений Степанович. Только вот который из трех я не знаю. Может кто подскажет?



Долгие годы Е.С.Кобытев преподавал в Красноярском художественном училище им. В.И.Сурикова, был главным художником Красноярска...
Назову еще несколько его работ: декоративное оформление к балету С. Прокофьева «Каменный цветок», к пьесе С. Михалкова «Я хочу домой» и серия фантастических картин «Космический рейс». Но все же основное направление в творчестве Е.С. Кобытева занимает не живопись, а графика. Здесь его работы: иллюстрации к роману А. Фадеева «Молодая гвардия», «Портрет коммуниста Б. К. Фридовского» и серия портретов передовиков-механизаторов совхоза им. ΧΧ съезда КПСС в Хакасии, с которым он участвовал на краевых, всесибирской и республиканской выставках.

Жена Евгения Степановича Кобытева художница Мирошкина после его смерти в 1973 году передала самые значительные его работы из серий «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!» в Киевский музей истории Великой Отечественной войны вместе с его военными наградами. Помнят Евгения Степановича и в городе Хороле, где создан мемориальный музей.
Tags: Красноярск, война, книги, книжная иллюстрация, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments