Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

538. Всё о вертолётах

Всем здравствовать! Недавно у нас в отделе технической литературы работала экспозиция «Притяжение небес», которая была приурочена к 100-летию со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля, основателя отечественного вертолетостроения.

На этом мероприятии все желающие могли ознакомиться с историей мирового авиаконструирования и отечественного вертолетостроения. Из представленных книг можно было узнать о том, когда был создан первый вертолет и кто его конструкторы, когда состоялся первый полёт вертолёта, кто внёс огромный  вклад  в развитие авиаконструирования  и вертолетостроения, а также ознакомиться  с современной авиапромышленностью, военной авиацией, воспоминаниями авиаконструкторов. Благодаря нашим книгам у посетителей выставки была возможность самостоятельно разобраться с устройством летательных аппаратов и принципом их работы. Более того, на экспозиции были представлены действующие модели вертолетов, патенты и описания изобретений.


Также наши гости с удовольствием посмотрели увлекательный слайд-фильм об истории летательных аппаратов и о достижениях Михаила Леонтьевича Миля в отечественном вертолетостроении.









Мне хотелось бы поведать Вам о некоторых интересных фактах из истории вертолетостроения. Итак…

Считается, что первоначальная мысль о геликоптере (вертолете) принадлежит Леонардо да Винчи, который в 1500 году нарисовал машину с винтовыми лопастями, хотя у китайцев были игрушки-вертолеты ещё до этого. Секрет вертикального взлёта заключается в «роторных крыльях» - узких поверхностях, вращающихся для создания подъёмной силы. Но прошло более 400 лет, прежде чем эта идея стала реальностью.

Над созданием летательного аппарата вертикального взлёта всерьёз задумывался еще М. В. Ломоносов. И вслед за ним в течение почти двухсот лет русские ученые и практики лётного дела упорно трудились над конструкцией геликоптера. В 1754 году М. Ломоносов построил первую летающую модель аппарата, а в 1911 году Б. Юрьев изобрел ключевое звено вертолета – автомат перекоса. Это устройство обеспечивает создание горизонтальной  составляющей  тяги несущего винта, которая позволяет вертолету совершать поступательное движение. Благодаря усилиям этих ученых уже к началу Первой мировой войны были созданы схемы основных типов вертолётов, которые позже были приняты за основу в мировом вертолётостроении.

Борис Николаевич Юрьев

Большую лепту россияне внесли в развитие теории винта. Возглавил этот процесс профессор Николай Егорович Жуковский. Именно ему принадлежит заслуга в создании вихревой теории и в исследовании физической сущности работы многовинтового вертолёта. Русские учёные и конструкторы Б. Н. Юрьев, И. И. Сикорский, К. А. Антонов и другие, опираясь на научные изыскания Жуковского, накануне Первой мировой войны уже построили опытные вертолёты  и на практике установили, что основными средствами для управления машиной в полёте должны служить наклон оси несущего винта, изменение и направление его тяги и, наконец, тяга специального винта. Больше всего в конструировании летательных аппаратов преуспел 22-летний русский изобретатель Борис Юрьев. Именно он сделал основные открытия, касающиеся придания машине поступательного движения, создания системы управления и многого другого. Юрьев разработал в общих чертах всю схему одновинтового вертолёта, но из-за отсутствия денег запатентовать её так и не смог.

В 1912 году студенты МВТУ, где учился Юрьев, собрали по его схеме нелетающий макет вертолёта в натуральную величину, который удостоился Малой золотой медали на международной выставке в Москве. Но для того, чтобы построить действующую машину, были нужны средства, а их у училища не было. Работе над проектом помешали войны (Первая мировая и Гражданская). Схемой, найденной русским конструктором, сейчас пользуются 90% вертолётостроителей всего мира.


В 1920-е годы Юрьев, будучи начальником экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, решил построить вертолёт по своей схеме. Вместе с Алексеем Черёмухиным он реализовал свой проект и построил первый советский вертолёт «1-ЭА». В 1932 году Черёмухин поднялся в воздух на высоту 605 метров. До него этого ещё никому не удавалось сделать.


Вертолет 1-ЭА

Но конструкция вертолёта была пока несовершенной. После экспериментального полёта работы опять были приостановлены.

Непревзойденными российскими конструкторами вертолётов считаются Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль, а также конструкторские бюро их имени.

Н.И. Камов

М.Л. Миль

Под руководством М. Л. Миля создано девять базовых типов серийных вертолётов: «Ми-1», «Ми-2», «Ми-4», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-10К», «Ми-14» и «Ми-24», а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины «Ми-3» и «Ми-12», а также экспериментальный «В-7», открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолётных парков нашей страны и ещё ряда иностранных государств.

КА-50

КА-226

МИ-28

МИ-12

Милем воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. Вместе со своими учениками он разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолётов и другим вопросам проектирования и расчёта винтокрылых летательных аппаратов.

За вклад в развитие вертолётостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 году высокое звание Героя Социалистического труда, присуждены Ленинская (1958) и Государственная (1968) премии СССР. Кроме того, Миль был награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, орденом Возрождения Польши и рядом медалей.

Если Вы заинтересовались историей вертолетостроения, мы ждем Вас в отделе технической литературы нашей библиотеки и обещаем предоставить множество литературы по этой теме.  

                                                        
                                                                                                                                                
Корчагина Катерина.

Tags: авиация, выставки, наша библиотека, техническая литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments