Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

577. На дворе Масленица

Катание на катушках было любимой забавой масленичной недели. Е.А. Красноженова вспоминает:

«После мясоеда, времени свадеб, наступала масленица, пора блинов, катаний, угощений и даже карнавала. С первого же дня масленицы блины играли роль семейных угощений, но со среды праздник принимал уже общественный характер: все ходили по гостям; молодежь хлопотала у катушек, поливая водой, уравнивая и украшая зеленью. Самая большая катушка была у мясных рядов на Каче; эта катушка была платная, на ней всегда было много народу и даже местная аристократия приезжали компаниями, катались с неё на больших санях и медвежьих шкурах.

Но большинство казачьей и мещанской молодежи устраивали свои районные катушки; так, на Песчаной улице, где каланча на дюне, устраивали катушку казаки, на ней было весело и непринужденно, а потому и посетителей было много. Из-за таких катушек выходили иногда неприятности: так, полиция, считая эту казачью катушку подрывом городской на Каче, пробовала ночью её портить и изрубала весь лёд; наутро, молодежь, увидев, нанесенные повреждения, живо поправили нанесенный вред, а казаки отправились к своему полковому начальству с жалобой на действия полиции. Сотник местной сотни принял сторону казаков, переговорил с губернатором, который дал распоряжение по полиции не трогать казачьих затей, и катушка действовала до конца.

Кроме катания на катушке, устраивали гуляния на улицах на кошевах и санях <…> весёлая компания ехала на Большую улицу, где происходило главное катание. <…> В последний день Масленицы устраивалось нечто вроде карнавала: золотопромышленники Григорьевы устраивали на полозьях три большие лодки, оснащенные по всем корабельным правилам, с гребцами в красных рубашках. В средней лодке был поставлен стол, великолепно обставленный закусками, винами, грудами блинов, тут же приготовляемых; здесь сидели хозяева с гостями и служащими. На крайних лодках песенники и музыканты. Всё это гудело, шумело, пело и двигалось среди других экипажей вдоль Большой улицы от старого до нового базара.

Некоторые горожане уезжали в Торгашино, где устраивалось «взятие снежного городка» <…> Судя по рассказам старожилов, здесь было всё грандиознее Ладеек. Взятие «городка» праздновалось шумно и весело, но никаких знаков отличия героям не давалось <…>»


На снимке: большая группа людей в праздничных одеждах катаются с ледяных горок на коровьих шкурах и санках. Первый справа стоит Крутовский В.М., его жена, Крутовская Л.С, сидит последняя на шкуре, с муфтой:



Взятие снежного "городка" - старинная казачья игра. В Енисейской губернии "городки" были распространены почти повсеместно. Самые ранние сведения о них дает Гмелин в ХVIII в. Обычно "городок" имел определенную форму: две стены и между ними ворота, или двойные ворота в виде арок, одни против других, с верхними перекладинами. На воротах ставились из снега разные фигуры, в зависимости от фантазии скульптора, особенно часто красовались петух, бутылка и рюмка. Защитники ворот были и пешие и конные. Взять "городок" – значило разрушить его.

На снимках строительство городка в селе Ладейском:





В казачьих селах Ладейке, Березовке, Есаулово, Торгашино и др. "городки" были обычным явлением. В "прощеный день" (последний день масленицы) часам к трем около "городка" в Ладейке собиралась масса народа. "Городок" устраивался преимущественно на потеху красноярских горожан, которые съезжались поразвлечься зрелищем; за это они вносили добровольные пожертвования в пользу устроителей "городка". Из-за многочисленности народа и экипажей иногда трудно было рассмотреть, что происходит. Играла музыка - гармоника иди скрипка. В Ладейке существовал обычай: перед началом штурма "городничий" кланялся собравшимся и читал стихотворения под названием "Начатие и прибытие прошедшей масленицы". На последней рифме "городничий" подавал знак, и осаждающие бросались на приступ.



В 1889 г., по просьбе В. И. Сурикова в с. Ладейском был устроен "городок" и "штурм", с которых он писал этюды для своей картины. Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгашино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.



«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Подробнее см.:
Красноженова М.В. Взятие "снежного городка" в Енисейской губернии. - Иркутск, 1921.
Красноженова Е.А. О жизни мещан в Красноярске в 60-80 гг. // Енисейские встречи : альм. Лит. музея. – Красноярск, 2009. – Вып. 2. – С. 138-156

Масленица в Красноярске

Взятие снежного городка в романе В.Я. Шишкова "Угрюм-река"
За фотографии ОГРОМНОЕ СПАСИБО сайту "КРАСНОЕ МЕСТО" (Марине и Дмитрию)! (см. ссылку в колонке слева)

Tags: Красноярск, Суриков, история, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments