?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В один из недавних морозных дней мы съездили в Свято-Успенский мужской монастырь, который расположен в поселке Удачный. Это живописное место на левом берегу Енисея, напротив заповедника "Столбы". В непосредственной близости располагается резиденция губернатора "Сосны" и одноименный коттеджный поселок.

В 1873 году в правление Енисейской епархией вступил третий по счету епископ, Преосвященнейший Антоний (в миру - Вениамин Иванович Николаевский). В декабре того же года он обращается к красноярскому городскому голове П. И. Кузнецову с предложением об уступке части городской территории для устройства «иноческой обители».

На фото главный корпус монастыря с северной стороны:



Монастырь на карте 1924 г. Обратите внимание на расположение дач близ монастыря и Гремячего лога - мы их еще увидим:



В 1874 г. земли были предоставлены, составлены чертежи, заложен каменный корпус.  В 1875 г. к будущему монастырю была проложена дорога, «столь же полезная для устрояемого монастыря, сколь нужная и для самого города, жители которого, преимущественно же хлебопашцы, получили теперь полную возможность во всякое время года пользоваться удобством при доставке в город плодов от трудов своих». В 1877 году из деревни Езагаш Балахтинской волости была перевезена и вновь заложена в более просторном против прежнего виде Успенская церковь. В Езагаше церковь была построена в 1864 г. на средства владельца винокуренного завода И.Г. Щеголева (об этом см. книгу "Мое возлюбленное младое чудо", с. 12. Основание: ГАКК, Ф. 600, оп. 1, д. 11, л. 4). В это время к строительству монастыря активно привлекаются средства известных в городе благотворителей: золотопромышленников Щеголевых, П. и А. Кузнецовых, А.И. Пискунова, А.К. Матонина и других.

Строительными работами руководил первый наместник монастыря иеромонах Зосима. В 1874-1882 годах были построены главное каменное здание со святыми воротами с восточной стороны и колокольней с западной, деревянные постройки: уже названная Успенская церковь, больничный двухэтажный корпус, флигель для богадельни, двухэтажная гостиница для богомольцев, хозяйственные постройки (амбары, погреба, каретник с сеновалами, сушильней, конюшнями и навес; помещение для хлебопеков, просфорника и рабочих, сарай для хранения извести).

Композиционное построение комплекса монастырских строений развивается по оси, перпендикулярной Енисею. Идейным и архитектурным центром служила деревянная Успенская церковь. В ориентации Святых ворот использован древнерусский прием, когда ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть  этой полосы (ближе к Енисею) занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь святого великомученика Пантелеимона. Смотрите все это на старой фотографии обители, переснятой мною (простите за качество) с фотографий, представленных в монастыре:



А это фото 2009 года. Каменный корпус и дом настоятеля сохранились. Цел также деревянный домишко, прилегающий к настоятельскому:



Деревянная Успенская церковь (вид с запада), справа - Святые ворота:


Торжественное открытие Красноярского Успенского общежительного мужского монастыря состоялось 15 мая 1879 года. Во всех церквах города Красноярска в этот день прошла раняя литургия, а затем совершен Крестный ход в монастырь. После духовного торжества все духовенство и высшее начальство пригласили в келии настоятеля "на чай и откушать хлеба-соли по христианскому обычаю. Посетителям и богомольцам вблизи монастырских зданий приготовлена от обители особая трапеза". В 4 часа пополудни Крестный ход возвратился в город.
Замечу, что в это время каменный корпус еще не был достроен. Скорее всего он был полностью построен уже при епископе Исаакии, преемнике Антония, после 1881 года.

Нынешние монастырские ворота:



До ремонта в 1913 г., в центре главного корпуса размещалась братская трапезная. По главному фасаду с правой и левой стороны продольного коридора помещались братские келии, числом 17. В западном крыле размещалось также иконописное училище (просуществовало недолго, упразднено за неимением средств), швейная и сапожная мастеркие, просфоро - и хлебопекарни. При монастыре было большое хозяйство: более 20 коров, пашни, огороды, сенокосы.



По всему периметру фасады каменного корпуса сохраняют одинаковый рисунок. Окна лучковые с сандриками, завершенные декоративным замком в виде коронки:





Ряд окон разделен пилястрами с капителью из фигурных кирпичей. Пилястры тоже украшены двумя вытянутыми вертикальными эллипсами с острыми углами, которые находятся один в другом и выполнены из кирпича. Индивидуальность зданию придает окраска отдельных деталей:





В 1888 году монастырь сильно пострадал от наводнения: разрушен деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузница, а главное - дорога и мосты, обеспечивающие связь с городом. Было принято решение построить новую дорогу через лес, для решения этого вопроса организовалось общество из дачников, проживающих летом близ монастыря. Дорога вскоре была устроена, и в последующий год монастырь посетили около 4000 богомольцев из европейской и азиатской России. Паломники размещались в гостинице и странноприимном доме. Богадельня к тому времени была упразднена, но при монастыре была открыта двухклассная церковная школа для сирот. В 1890 г. в монастыре проживало 44 человека, из них 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, богомольцев-послушников - 31.





Для обеспечения монастыря и благотворительных при нем учреждений в 1888 году монастырю была отведена дача, в 4602 десятины и 2080 квадратных сажень по обе стороны Енисея. В том же году на правом берегу Енисея устроен Знаменский Скит-монастырь иконы Божией матери "Знамение" (Абалакской). История этой иконы весьма замечательна и заслуживает отдельного поста. А это церковь Знаменского скита:



В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях "в старой деревянной гостинице, перенесен в братский каменный корпус, в бывшую братскую трапезную". В каменный корпус переместились и архиерейские покои, устроена новая трапезная, установлены новые печи и т.д. Новая церковь взамен обветшавшей деревянной Успенской так и не была построена.

С 1913 г. при монастыре открыты временные паломнические курсы, приблизительно по 50-55 человек, которые продолжались не более 5 недель. "... Для нищих и калек учрежден приют". В годы первой мировой войны в монастыре был открыт приют для бедных детей лиц, призванных в действующую армию. 39 детей жили и учились при монастыре в те годы.

У входа в главный корпус:





В монастыре мы побеседовали с отцом Саввой и получили его разрешение на фотографирование. Вход в монастырскую церковь, расположенную в центре каменного корпуса:



Мы познакомились в монастыре с послушником Владимиром, который много рассказал интересного из истории обители:



В смутное время гражданской войны монастырю жилось нелегко. Есть документы, говорящие о произволе и несостятельности наместников двух обителей. "... Те впечатления, какие мною были получены при посещении этих обителей, - пишет епископ Назарий, - приводят меня к заключению, что хозяйство ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников..."

В 1920 году установившаяся в губернии советская власть объявляет о национализации церковного имущества. Этот процесс начинается с домовых и тюремных церквей, архиерейского дома. Процесс национализации сделал невозможным сохранение монастырского имущества.
На землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. В его зданиях также размещались сыпно-тифозный госпиталь, несколько позже - госпиталь для выздоравливающих. Артели из монахов и послушников Красноярских Успенского мужского монастыря и общежительного скита были ликвидированы решением 2-го съезда Советов губернии. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Судьба монахов и монастыря, к сожалению, для нас остается пока белым пятном.

Деревянный храм-часовня святых равноапостольных Константина и Елены (справа на фотографии) освящена в 2002 году, пожертвована Ю.В. Кузьминым и его супругой. Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского освящена 16 апреля 2007 года (построена по инициативе генерал-лейтенанта Шаешникова, начальника ГУИН Красноярского края в память о погибшем сыне Олеге):



Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского:



Со стороны леса:



В лесу - монастырское кладбище, центром которого является Поклонный крест на братской могиле монахов:



Итак, судьба около 200 монахов, которых выгнали из монастыря в 1920 году, неизвестна. Версия о том, что часть из них расстреляли, документально не подтверждена. Но братская могила существует, и на ней установлен крест с именами погибших монахов.







Рядом - две могилки младенцев:





Старая надгробная плита:








В 1924 году в помещениях Успенского монастыря разместили детский дом, который находился здесь до 1946 года. В этом году детей перевели в Канский детский дом, а в корпусах монастыря разместился дом отдыха "Енисей". Здесь с 1962 по 1980 гг. работал врач, библиофил Иван Маркелович Кузнецов. Именно в эти годы была собрана значительная часть его библиотеки, ставшей в 1982 г. одной из лучших личных библиотек России, а в 1983 г. - народной библиотекой. К Кузнецову в дом отдыха приезжали известные писатели и книголюбы - К. Лисовский, И. Ерошин, Н. Устинович, В. Астафьев, В. Распутин, Р. Солнцев и др.

В 1992 г. на территории бывшего монастыря размещался пионерский лагерь "Красноярский". В 2000 г. бывшие здания Успенского мужского монастыря были переданы Красноярской и Енисейской епархии РПЦ. Началось восстановление обители.
Нынешние хозяйственные постройки:



Дом настоятеля, он же архиерейский дом, сохранился до наших дней. Ныне он жилой, расположен за монастырской оградой:





Бывший архиерейский дом имеет три крыльца: на восток, юг и запад.








Восточная сторона:







Этот деревянный домик сохранился с дореволюционных времен, когда-то принадлежал монастырю:



Несколько старых фотографий архиерейского дома и каменного корпуса:



Абалацкой церкви Красноярского Знаменского скита (еще раз прошу прощения за качество, в сети этих фотографий не нашла):



А вот и обещанные прежние дачи,  (новые здешние дома не сфотографировала из-за страшного мороза, обездвижевшего пальцы) - дача Верещагина за Успенским монастырем:



Дача Матвеева в Гремячем логу:



Еще о Свято-Успенском монастыре:
Мое возлюбленное младое чадо : история Красноярского Свято-Успенского мужского монастыря / Красноярская Епархия Русской Православной Церкви; Свято-Успенский мужской монастырь. - Красноярск, 2007.
Отчет о состоянии Красноярского общежительного Успенского мужеского монастыря за время с 1874 г. по 1 августа 1882 года. - Красноярск, 1882. - 33 с.
Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 4, кн. 1. - Красноярск, 1997. - С. 273-276.
Знаменский скит: http://kraevushka.livejournal.com/146971.html

Comments

sterxx
11 апр, 2010 04:21 (UTC)
Сие мне не ведомо. А вот еще интересный факт.

Господин редактор!

Я был наместником Успенского монастыря, расположенного в 6 верстах от Красноярска. Монастырь располагал капиталом в 27 000 рублей и 2000 рублей на постройку храма.

Епископ Никон заявил, что начнёт постройку храма. Но вместо храма материалы пошли на перестройку монастырского корпуса под архиерейские покои, израсходовали более 10 000 рублей.

Через некоторое время приехал епископ Никон и несколько дам. Последним распоряжением Никона было устройство при нашей обители приюта для подкидышей - со специально устроенными колыбелями, куда матери могли приходить и класть младенцев, не боясь преследований, а надзирательницы и прочий дамский персонал будет жить тут же, рядом с кельями наместника и соборных иеромонахов.

Я обратился с рапортом в духовную консисторию, что если монастырь не избавят от нашествия дам, то буду жаловаться в Синод. От имени епископа Никона мне объявили распоряжение сдать хозяйство монастыря и выехать немедленно в Спасский монастырь.

Иеромонах Антонин.

"Голос момента", 2 июня 1917 года. Енисейск
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner