Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры "о", устранены широкие "е" и "с". Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются "благочестивый" царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением "начаша изыскавати мастерства печатных книг" и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим мастером. Апостол - одно из лучших творений Ивана Федорова. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество предшествующих ему анонимных изданий. Деяния и послания апостолов напечатаны на бумаге западного происхождения (хотя в Москве первая бумажная фабрика появилась как раз в это время), на 267 листах (534 страницы) в четверку. Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 в. Книга снабжена большой гравюрой, изображающей евангелиста Луку , вставленной в художественно выполненную рамку, вариации которой Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. Его старопечатный стиль - энергичная пластическая лепка листьев и ветвей. Он соединяет эффекты черного и белого, линии и фона. В этом его новаторство. Он отчетливо сознает и воплощает специфику гравюры на дереве, ксилографии. Высокоинтересной и самобытной, новаторской является и вся технологическая сторона изданий Ивана Федорова. Он прежде всего вводит в практику нашего книгопечатания новый способ двукрасочной печати с одной печатной формы в два приема. Сущность способа состояла в следующем. При наборе полосы под литеры, которые должны быть воспроизведены красным, подкладывали пробельный материал. Литеры поднимались над основным набором. На приподнятые участки формы наносили киноварь и накладывали сверху лист бумаги. Киноварь печатали при большем давлении с возвышенной формы, поэтому красные буквы обнаруживают большую вдавленность в бумагу. Эта одна из характернейших особенностей изданий Ивана Федорова. Иван Федоров выработал новую технику набора, трудоемкую, но оригинальную. Все надстрочные знаки отливались отдельно от литер. Сами же литеры изготовлялись различных величин. Однако, события, последовавшие за изданием первой печатной книги, новаторскими для Руси никак не назовешь: "Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши (!) в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему ему удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство". Так повествует в своих записках "О государстве Русском", бывших под запретом в России до 1905 года, английский ученый Джильс Флетчер, бывший в России во главе английского посольства, при Федоре Иоанновиче, в 1588-1589 годах. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», – записал позже И.Фёдоров. Так русский первопечатник продолжил свою активную деятельность за пределами Родины. Он основал по меньшей мере четыре типографии (в Москве, в Заблудове, во Львове, в Остроге). Федоров был не только лучшим из московских первопечатников, быть может вначале работая сам в анонимной типографии. Он был возобновителем - после Скорины - типографской деятельности в Белоруссии и начинателем, подлинным первотипографом, на Украине. Он был неутомимым энтузиастом книгопечатания. Много путешествовал, помимо родного, несомненно знал польский язык, возможно - греческий, держал в руках многие иностранные книги. Дела Ивана Федорова были подлинно огромны. Его деятельность продолжалась от Краткая хроника издательской и другой профессиональной деятельности Ивана Федорова: 1565 – 2 издания Часовника 1568 8 июля – уже в Великом княжестве Литовском, начал печатать Учительское Евангелие в Заблудове 1569-1570 – там же, в Заблудове, напечатал Псалтырь с Часословцем осень 1572 переезд во Львов 25 февраля 1573-15 февраля 1574 во Львове напечатал Апостол – первую точно датированную украинскую книгу. 1574 – напечатал во Львове Азбуку – первый восточнославянский учебник 2 марта 1572 назначен управляющим Дерманского монастыря 18 июня 1578 завершил в Остроге печатание Азбуки с параллельными греко-славянскими текстами 1578-1579 Поездка в Сербию и Болгарию 1580 Напечатал в Остроге Новый Завет с Псалтырью 1580 Там же – «Книжку собрание вещей нужнейших въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета» - первый отечественный алфавитно-предметный указатель (к Новому Завету) 1581 12 августа Закончил в Остроге печатать Острожскую Библию. 1581 В Остроге печатал «Хронологию» Андрея Рымши – первый печатный календарь 1583, январь Получил в Кракове заказ на отливку малой войсковой пушки 1583, весна Демонстрировал в Вене при дворе императора Рудольфа изобретенное им многоствольное орудие. 1583 5 (15) декабря Умер во Львове *печатник (материал компилятивный) PS. За основами библиографии вопроса могу порекомендовать обратиться к методичке «История русского книгопечатания XVI – XVII веков». - М., 1983 (шифр 002/ И90, инв. М-259899)
606. «Друкарь* книг пред тем невиданных» = Иван Федоров
-
Новинки электрон. библиотеки: Альбом типовых чертежей. Постройка Ачинск-Минусинской железной дороги
В нашей электронной библиотеке появилось уникальное издание 1914–1915 г. «Альбом типовых чертежей. Постройка Ачинск-Минусинской железной…
-
«Я приехала в Красноярск по комсомольской путевке» #творческиелюди
Мы участвуем в региональной акции "Творческие люди" и хотим рассказать вам о наших коллегах - чрезвычайно творческих людях. Да, профессия…
-
"Л. Ю. Вонаго - фотограф на выезд". О новом альбоме с фотографиями Красноярска и его окрестностей
Гостевой пост нашего друга и постоянного автора Рины Незеленой Держу в руках замечательный альбом: Л. Ю. Вонаго - фотограф на выезд : Красноярск и…
- Post a new comment
- 1 comment
- Post a new comment
- 1 comment