"Я тоже жила, прохожий,
Прохожий, остановись..."
23 марта состоялось очередное выездное мероприятие в кризисный центр для женщин
Говорить о Цветаевых для меня удовольствие, но, в то же время, и большая ответственность.
Для обзора были отобраны следующие книги: «Воспоминания» Анастасии Ивановны Цветаевой, «Дневники» Георгия Эфрона и книга автобиографической прозы Марины Ивановны.
Начать говорить хотелось в отрыве от личности самой Марины Цветаевой, дабы не позволить себе сорваться, перейти, уйти в нее и ее творчество, обогнув тем самым остальных членов семьи. А их жизни сложились так же трагично и собственное «Я» каждого заслуживает пристального внимания, хотя бы…
Родители Марины Цветаевой – родители-антагонисты. Мягкий и негромкий отец Иван Владимирович, с уст которого чаще всего слетало только «голубка», обращенное к жене и дочерям, и строгая мать Мария Александровна, научившая детей отрицанию всего внешнего, напускного, эффектного. Причем, видя, в кого вырастает ее старшая дочь Марина, понимая, что она всё и всегда сама, тем строже ее судит, беспощадней критикует, тогда как младшую Асю порой и балует, растроганная её «мама, пожалиста».
Анастасия Ивановна Цветаева прожила долгую, насыщенную (даже перенасыщенную) событиями жизнь, потеряла двоих мужей, младшего сына, долгие годы провела в ссылке. Тем не менее, ее книга мемуаров полна света - в людях она, в первую очередь, видит благородство, доброту, красоту даже («..золотые волосы, профиль греческого мальчика, невероятной глубины глаза, рыцарская стать..»). Эти ее «Воспоминания» щедры и подробны, любовны и залюблены. Чего не скажешь о «Дневниках» сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона. Но дневники писаны четырнадцати-семнадцатилетним юношей и, помимо того, что являются очень важным документом, свидетельствующим о последних годах жизни Цветаевой, они еще и обескураживающе откровенны. Георгий начитан, блестяще образован (самообразован), точен в выражениях.
Говорить о судьбе самой Марины Цветаевой, безмерности и беспощадности ее дарования можно бесконечно, хочу только привести отрывок из ее «Писем эмигрантским детям»:
- Милые дети, когда вам говорят: «Так делать не положено, никто так не делает»,
всегда отвечайте «А я кто!»…
Вот это «кто», родившееся в 1892 году, и так страшно от нас ушедшее (по канонам православной церкви самоубийц нельзя было отпевать и хоронить на кладбище). Тем не менее, в годовщину столетия Марины Цветаевой, эти каноны были нарушены. На вопрос об этом патриарху был дан ответ... «Любовь и желание народа»..