Василий Николаевич Баснин (1799-1876) с 12 лет участвовал в деятельности торгового дома, вёл дела семейного предприятия. В 1821 году он кяхтинский, затем иркутский купец. В 1850-1852 гг. – иркутский голова, с 1858 года жил в Москве. Один из образованнейших людей своего времени, он занимался историей и ботаникой, собирал книги, произведения живописи, гравюры (к 1876 году – свыше 18 тысяч листов), ноты, разнообразные материалы (рукописи, документы, карты, чертежи) по истории Сибири. Библиотека Баснина была доступна всем желающим. К 1858 году в ней насчитывалось около 12 тысяч томов, в том числе книги по истории, географии, этнографии; в 1860-х годах он передал библиотеку Иркутской духовной семинарии. Ныне она – в библиотеке Иркутского университета.
Красноярские купцы на ярмарке в Нижнем Новгороде. 1860-1870- е годы.
В течение ряда лет Баснин проводил в Иркутске метеорологические наблюдения, занимался акклиматизацией плодовых культур, являлся членом Русского географического общества. В.Н.Баснин поддерживал тесные отношения со ссыльными декабристами, оказывал им всестороннюю помощь.
Публикуемая рукопись о поездке В.Н.Баснина в Петербург в 1828 году представляет собой сплетённые вместе письма родным, прежде всего жене в Иркутск, поэтому рукопись преисполнена дневникового жанра.
Почтовое устройство до самого Петербурга нашли мы в совершенном порядке; нигде не встречали неудовольствий. Вежливость станционных смотрителей и ямщиков и поспешность в перемене лошадей и по дороге неожиданно нас порадовали, особенно после грубости под Москвой от самого Нижнего.
Пред обедом я с Михаилом Семеновичем был в выставке разных художественных отечественных произведений. Она принадлежит особому обществу, покровительствующим нашим художникам. Я купил картину, изображающую очень натурально персики (за 50 рублей) и 3 прекраснейшие картины из гипса выполненные (за все 35 рублей). В выставке есть довольно дорогие картины (до 2000 рублей). Есть бюсты, антики и лепные вещи. Вечером в первый раз в моей жизни я был в итальянской опере на Большом театре.
Собрание сибирских и китайских купцов у кяхтинского городничего. 1813 год, гравюра.
Сегодня я был на аукционе в кабинете. Продавались меха беличьи, лисичьи и собольи; разные шкуры. Вообще сии места бывают скучны. Несносный третий раз как вечность тянется из уст аукциониста-крикуна. Цены на все вещи были не по качеству дороги.
Большая часть времени была проведена на аукционе в кабинете Аничковского дворца.
Вчерась же я посетил панораму Константинополя и Императорскую публичную библиотеку. Выйдя на балюстраду, вы увидите Константинополь с окрестностями его вокруг себя. Прилагаемая афиша доставит вам некоторое понятие о видах в панораме Константинополя. Самое лучшее в ней: воздух. Солнце ешё не показалось, но близко уже и только скрывается за зданиями Сераля. Императорская библиотека в сей день была закрыта для посещения, но имя отъезжающего сибиряка дало мне право обойти её всю. Драгоценности библиотеки состоят в содержании книг. Как я рад был, встретясь с почтеннейшим баснописцем Крыловым! Истинно почтеннейший старец, с которым я довольно долго говорил. Он служит в библиотеке и занимался в своём отделении.
Завтра рано поутру надеемся оставить Петербург. Откровенно сознаюсь: приближающийся отъезд Петербург делает для нас дорогим, и потому проходя по улицам его все предметы записываются в памяти с большей силой. Так, например, вчера ночью я даже остановился пред депо английских тканей, расположенном в комнате прелестной наружности. Невский проспект так обилен ночными очарованиями, но английское депо есть наилучшее.