Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

633. Путешествия в Средние века

Сегодня у нас по плану симбиоз истории и географии. Владислав Петрович Даркевич «Аргонавты Средневековья». Книга рассказывает о путешествиях в VII-XIII вв., о трудностях дальних странствий и их преодолении, о стремлении людей той эпохи раздвинуть границы известного им мира. Средневековые землепроходцы переносили из страны в страну верования, моды, ремесленные традиции, произведения искусства и памятники письменности. Их деятельность способствовала взаимообогащению культур.
Одна из самых интересных глав в этой книге посвящена Великому шёлковому пути.
После 500-летнего перерыва возобновились сухопутные связи между западом и востоком Азии. От Чина до Рума протянулся Великий шёлковый путь. По нему везли самый желанный и ходкий товар: шёлк-сырец и шёлковые ткани. Возникает своего рода «шёлковая» дипломатия: нередко торговлю вели в завуалированной форме – под видом приношения даров при обмене посольствами или дипломатическим миссиями. Благодаря лёгкости, компактности, громадному спросу и дороговизне шёлк сыграл немалую роль в отношениях между правителями разных стран. С его помощью покупали мир, заключали союзы, шёлк посылали с посольствами властителям далёких земель. В быту аристократии шёлковые материи приобрели большую популярность, спрос на них возрос необычайно. Как золото или драгоценная утварь, шёлк превратился в международную валюту: им уплачивали долги и государственные долги, одаривали царей, храмы и иностранных послов, им вознаграждали наёмных воинов.

Окольный шёлковый путь в Средиземноморье, минуя сасанидские заслоны, проходил через согдийские центры Синьцзяна и Средней Азии, затем через Хорезм и низовья Волги, дальше в северокавказскую Аланию и за Санчарским, Марухским или Клухорским перевалами спускался в Абхазию. Их черноморских портов – Фазиса и Трапезунта  - купцы плыли в Константинополь. О громадных прибылях купцов даёт представление рассказ: мусульманский купец Рамешт, проживший около 20 лет в Китае, вывез оттуда товаров на 500 тысяч динаров. По возвращении он на свои средства заменил серебряную облицовку бассейна для омовения в Мекке на золотую.
Издревле на Востоке вели караванную торговлю: одиночка не мог справиться с дорожными опасностями и громадными путевыми расходами. Купцы закупали товары и комплектовали крупные караваны из сотен людей и вьючных животных – верблюдов, лошадей, мулов. Когда из лагеря, в котором находился буддийский паломник Сюань Цзан, ушло несколько десятков человек со своими товарами, этого даже не заметили. Посольство халифа Муктадира из Багдада в Волжскую Булгарию насчитывало 5 тысяч купцов, ремесленников и духовных лиц и 3 тысячи вьючных животных. Ездили и небольшими партиями: арабские купцы отправлялись к берегам Енисея всего с двадцатью верблюдами. Во главе караванов стояли должностные лица из богатых купцов. Их обслуживал целый штат приказчиков, писцов, нотариусов. Большинство людей в караване составляли слуги и военная охрана. На границе с неспокойной кочевой степью каравану придавали дополнительный конвой. Вместе с торговыми людьми ехали послы, паломники, учёные, ремесленники – так было безопаснее. Правители городов и областей часто давали дипломатические поручения и самим купцам.
Караван снаряжали долго и тщательно как в исходной точке маршрута, так и на промежуточных перевалочных пунктах. Товары упаковывали по-разному. Жидкие продукты: мёд, смолу, масло, нефть перевозили в кожаных бурдюках; дерево, хлопок, шерсть – в крепко перевязанных тюках, а сено и солому – в сетках. Соль и хлеб везли в сумах, а ткани и ценности – в специальных мешках из разноцветных материй. Дыни и виноград бережно складывали в глубокие ивовые корзины.
В дальний путь обычно пускались весной. Когда в феврале 922 года халифское посольство решило отправиться из Хорезма к волжским булгарам, купили тюркских верблюдов, сделали дорожные мешки из верблюжьих кож для переправы через реки, на три месяца запаслись хлебом, просом, сушеным мясом. Жители Джурджании снабдили отъезжающих теплой одеждой для путешествия зимой и ранней весной через степи. Приготовления оказались не напрасными: в приаральских степях стояли сильные холода, мели беспрерывные метели, верблюды увязали по колено в снегу.
Нелёгок был и Шелковый путь по Иранскому нагорью, через Среднюю Азию и Восточный Туркестан, где шли и шли караваны с драгоценным грузом. Основная магистраль протянулась от Средиземного моря через Нисибин, Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, Самарканд, Чач, Тараз (Талас), Баласагун, оазисы Восточного Туркестана к танской столице Чанъань. Самые трудные участки трассы старательно поддерживали в хорошем состоянии. В солончаковой пустыне Центрального Ирана через каждые 15 км встречалась куполообразная постройка над прудом с водой. Для ориентировки служили деревянные шесты или похожие на минареты башни. Через реки перекидывали изогнутые дугой мосты на стрельчатых арках. «Если двигаться прямым путём, то считают, что от Красного моря до Китая около 200 станций, или дневных переходов. Отдельные расстояния следующие: от Красного моря через пустыню до Ирана около 2 месяцев, от Балха до границ ислама в стране Фергане немногим более 20 переходов, от Ферганы через Страну карлуков до домов Тагангаза немногим более 1 месяца, от жителей Тагангаза до моря, омывающего берега Китая, около 2 месяцев» (Абу-л-Фида, XIV в.). Срок, указанный этим поздним географом, можно считать рекордом скорости. Практически путешествие в Китай растягивалось года на три ввиду длительных остановок на отдых, зимовок, ожиданий благоприятной погоды, болезни и т.д. По пути лежали главные торгово-ремесленные города Востока, центры притяжения людей и товаров.

Tags: история, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments