Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

640. Скала Шаманка

На острове Ольхон, рядом с посёлком Хужир находится скала Шаманка, или как её ещё называют Мыс Бурхан, одна из девяти святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой Байкала, одним из самых его знаменитых образов: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом была пещера в скале мыса, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX веках отмечали, что пещера эта вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошёл от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком обилии жертвы, как у беломраморной Скалы-Шаманки. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Долгое время на Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, и обещания об исполнении долга.

Пещера мыса считалась призрачным дворцом хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона. По бурятскому поверью здесь открыт прямой путь к Мировому космосу, Млечному Пути. Это святилище верховного бога – Творца Вселенной, Бурхан Баабая, Неба-Отца, олицетворения абсолютного разума. Образ Бурхан-Баабая – центральный в тэнгрианстве.
Коновязь возле мыса Бурхан 

Маленький пляжик
 
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором. В скале есть сквозная пещера. Раньше, благодаря этой пещере, шаман частенько проходил сквозь скалу и оказывался прямо у воды - это вызывало страх и трепет у местного населения. Мыс Бурхан одинаково почитаем как шаманистами, так и буддистами. Ежегодно летом на Ольхон съежаются шаманы со всей России – проводят свои «семинары-симпозиумы» - камлания происходят на Мысе Бурхан. Также раньше в пещере скалы проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды.



Название Скала-Шаманка изменилось, когда среди бурят начал распространяться буддизм. Её стали называть Бурхан мыс – «Бог», «Будда». В первом десятилетии XX века для молебнов около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.



В древних преданиях говорится о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них, Хан Хутэ-баабай, избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один на небесах, второй на земле (это мыс Бурхан), третий – в подземном мире. Хан Хутэ-баабай сделался царём всех шаманов. Почитание его было так велико, что даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей или материей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом на поводу.



Священная Скала-Шаманка со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. В старину в пещере находилась ламаистская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей 1902 года, в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом неё лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий.

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за 2 версты. Запрет для них, по одной версии, связан с убеждением, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т.к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды – и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснён тем, что территории, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место какими-нибудь плохими помыслами или делами, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Особенно запрет на посещение таких мест касается детей. По убеждению шаманистов, если ребёнок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место надо помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным.
Tags: Байкал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments