Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

682. Что сделал бы Гугл?

На просмотре новых книг в отделе комплектования увидела книгу "Что сделал бы Google?" Джеффа Джарвиса (изд-во "Аквамариновая книга") и выпросила её на выходные.  Конечно, прочитала я далеко не всё, возьму книгу ещё раз после того, как она пройдет процесс обработки.

Если кратко, то книга про то, как Интернет изменил и изменит мир в ближайшее время. А Google понял, как эксплуатировать Интернет и добиться успеха. В книге масса бизнес-идей для предприятий разных отраслей: СМИ, рекламы, торговли, производства, коммунальных услуг и просто услуг, денежной сферы, соц. обеспечения, гос. учреждений. Все эти идеи строятся на общих правилах, и это: ссылки, открытость, доверие, прозрачность, публичность, сотрудничество, общение, щедрость, нишевые рынки, платформы, сети, скорости.

Читала и подумала о том, что всё, о чём пишет Джарвис - это web 2.0, а потом зашла на сайт издательства «Аквамариновая книга» и обнаружила, что в этом году выпущена книга Предприятие 2.0. Как Интернет меняет процесс работы! Буду ждать и её в нашей библиотеке.

Не удержусь, приведу несколько цитат из главы, посвященной книгоизданию:

Есть у меня совет и для книгоиздателей: мы должны убить книги, чтобы спасти их. Проблема с книгами в том, что мы их слишком любим. Мы вознесли книги на пьедестал, считая их высочайшей формой культуры: объектами поклонения, священными и неприкосновенными<…>

Нам нужно перерасти книги. Лишь после этого мы сможем изобрести их заново. Книги не идеальны. Они застывают во времени, и их невозможно обновить и исправить. В них нет возможности поиска. Они создают односторонние отношения: да, книги учат читателей, но, будучи написанными, обычно не учат самих авторов. Они не могут давать ссылки на связанную с ними информацию, обсуждения и источники, как Интернет. <…> Книги дороги в производстве. Они зависят от дефицитного места на полках. Они уничтожают деревья. Они полагаются на экономику блокбастеров, где есть несколько победителей и множество побежденных<…>

Когда книги станут цифровыми, это обеспечит множество различных преимуществ. Книги могут стать мультимедийными, с движущимися картинкам, звуком и общением. Их можно будет искать, давать на них ссылки, обновлять. Они могут жить вечно и находить новые аудитории. Вокруг идей, высказанных в книгах, могут завязаться разговоры, привлекающие новых читателей<…> Части книг будут ссылаться на части других книг. Книги будут собираться из компонентов, расположенных на удаленных базах и серверах<…> Когда идея распространяется среди людей, она может расти, развиваться, покинуть пределы книжных страниц.

Далее идут предложения о том, как будут платить при  всем этом авторам книг. И история с Пауло Коэльо, самым «гуглистым» автором.

Коэльо узнал ценность бесплатного распространения в России, где пиратский перевод одной из его книг выложили в сеть. Тиражи его книг выросли с 3000 до 100 000, а затем и до миллиона копий всего за три года<…> Он считает, что это пиратство сделало его самым переводимым из ныне живущих авторов.

Пиратские версии так ему помогли, что Коэльо начал даже давать на них ссылки со своего сайта. Конечно, это не понравилось его издателю. Сейчас найден компромисс: каждый месяц одну из его книг можно читать бесплатно, полностью, в специальной сетевой программе, которая не позволяет пользователю копировать текст.

Коэльо пишет в Twitter. Он пользуется небольшой переносной видеокамерой, чтобы записывать видеовопросы для своей аудитории<…> Коэльо попросил поклонников сфотографироваться, читая его книги, для виртуальной выставки в честь 100-миллионной отметки на Франкфуртской книжной ярмарке. Сотни людей выложили фотографии на Flickr. Кроме того, Коэльо начал приглашать читателей на вечеринки... Ответы пришли со всего мира, он даже испугался, что читатели потребуют с него оплаты авиаперелетов. Но они заплатили за все сами, прилетев даже из Японии. Следующую вечеринку он транслировал в сети, и посмотреть ее собралось 10 000 человек<…>

Издательства относятся к Google как к врагу за то, что он сканирует книги и делает их доступными для поиска (хотя на Google.com вы не сможете прочитать их от корки до корки). Вместо этого издательства должны на всю катушки использовать возможности Google и Интернета, потому что сейчас благодаря поиску и ссылкам больше читателей сможет найти авторов и их творчество, завести с ними отношения и, возможно, купить их книги. Авторы смогут добиться внимания огромных аудиторий, не посещающих книжные магазины. Издательства и авторы найдут новые способы для обсуждения книг. Книги будут жить дольше и шире распространять заложенные в них идеи<…> Интернет не уничтожит книги. Он улучшит их.



Библиотекари, а вы себя в этой картине как-то видите?
п.с. Книга пока недоступна для пользователей, проходит процесс обработки: получение инвентарного номера, занесение в электронный каталог и т.д.

Tags: Интернет, книги, книгоиздание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments