Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

712. Жизнь кабацкая

Кабаки в России – это не только «рай для нищих и шутов», но и главный заменитель «клубной жизни», эпицентр народных чаяний и утешений, располагавший к раскрепощению души и брожению умов. Именно в питейных заведениях поднимались и прояснялись вопросы русской жизни, именно здесь «маленький человек» Достоевского искал собеседника для откровений, изливал душу. Об истории пития и питейных заведений со знанием дела рассказано в книге Ивана Гавриловича Прыжова «История кабаков в России» и записано в 1868 году.
Иван Гаврилович Прыжов так определил цель своего исследования: «Изучить питейное дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастали кабаки, сивуха, целовальники, - взглянуть на него глазами миллионов людей, которые видели в пьянстве божье наказание и в то же время, испивая смертную чашу, протестовали этим против различных общественных благ, иначе – пили с горя».


А.С.Михайлов. Писарь, играющий на гитаре. 1851


Б.М.Кустодиев. Московский трактир

В татарском кабаке, как в постоялом дворе, можно было есть и пить; в московском кабаке велено только пить, и пить одному народу, т.е. крестьянам, посадским, ибо им одним запрещено было приготовлять домашние питья; все же остальные люди пили горячительное у себя дома. Кабаками, кроме царя, владели духовенство и бояре.


Б.М.Кустодиев. Половой. 1920 г.


Б.М.Кустодиев. Русские типы

Духовенство курило вино и торговало им, был ещё обычай жаловать выдачею казенного вина и возможными льготами при покупке его. Царица и царевны жаловали грекам и греческим властям, патриарху и остальному духовенству разных родов питья, одним жаловали поденно, другим понедельно, а третьим помесячно. Это было заведено и по городам. В 1681 году велено было выдавать сибирскому архиепископу Киприану, для его домашнего обихода, ежегодно сто вёдер вина (!!!) из верхотурского кабака. В Тобольске и на Верхотурье, и во всех сибирских городах, на господские праздники, до 1687 года архиепископам и протопопам выдавалось известное число чарок вина. В 1744 году дозволено было Троице-Сергиевой Лавре, для обительского содержания, вывозить из Малороссии ежегодно до 3000 вёдер вина беспошлинно.
Другим полновластным собственником кабака был боярин, кормившийся возле царя. В числе разного рода кормлений упоминалось и бражное. Вообще, курение вина ставилось в число дохода, идущего с земли. Боярское право курить вино имело свои ранги. Дети боярские знатные имели право курить вино, а незнатные этого права не имели.


В.Г.Перов. Последний кабак у заставы. 1868 г.


Л.И.Соломаткин. У трактира. 1865 г.

Городские жители также пользовались некоторою свободою в потреблении питей. Гостям и торговым людям давались государевы жалованные грамоты, чтобы питья у них не выимать. Случалось, что торговые люди какой-нибудь области получали грамоту на свободное курение вина. Шуйский счёл за нужное дать пермякам, лучшим торговым людям, грамоту на свободное курение вина. Иногда торговым людям дозволялось «беспенно» и «бузъявочно» держать у себя вино, пиво и мёд.
Судя по описанию орловского кружечного двора, в 1679 году кабак представлял следующий вид. Войдя на двор, огороженный дубовым тыном, мы видим сосновую избу в три сажени, при ней клеть с приклётом такой же меры и погреб с выходом, построенный из дубового дерева. Двери и ворота запираются железными цепями и крюками. Кроме шести таких цепей, есть ещё цепь о двенадцати звонах с ошейником: для пса или для человека – для кого случится. В избе на стене висит светец, уши железные, у печи лежат топор и рогачи, и где-нибудь на полке хранится клин, который пьяным вставляли в рот и завязывали сзади. Кроме ставцов и ковшей, в кабаках находится разная посуда: яндова, осьмуха, полуосьмуха, воронка большая медная. А для мелкой продажи крюки – чарки с крючком вместо ручки, висевшие по краям яндовы. За стойкой сидит целовальник, и если кабак казённый, то в углу сидят подьячие, которые пишут, сколько и кому продано вина, выдают кабачные памяти, сбирают явочные пошлины и пр. Летом кабак пуст, но зимой и по праздникам, особенно на Святой и на Масляной, полон с утра и до ночи. Гости кабацкие разделяются на два главные рода: одни – придут, выпьют и уйдут, другие – вечно сидят и пьют. Пьющие в кабаке опять разделяются на два рода: одни – пьяницы из народа, так называемая голь кабацкая: это – нищие, беглые, бродяги, воры, мастеровые. Между ними мужчины и женщины. Другие же – пьяницы, вышедшие из городского общества, называемые кабацкими ярыгами. Это – духовные, бояре и подьячие. Здесь преимущественно мужчины, ибо женщина в «обществе» загнана и лишена даже права войти в кабак.


А.П.Рябушкин. Кабак. 1891 г.

Случалось, и дворяне пропивали имения, и одни из них шли промышлять по кабакам, другие – в клубы, третьи делались сводниками, стряпчими. Пропив всё с цыганками, они сами становились цыганами и начинали торговать лошадьми. В 1847 году в Москве было 206 кабаков, в 1862 г. – 218, а вместе с трактирами и другими питейными заведениями – 371, а в 1863 г. – кабаков 919, а вместе с другими питейными заведениями – 3168.
Tags: история, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments