Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

716. Русские нищие

Тернистый русский путь оказался немыслим без таких ярких персонажей народной жизни, как юродивые, нищие, кликуши и бродяги. В разные времена нищенство воспринималось и как общественное зло, и как социальное бедствие, и как лакмусовая бумажка на душевную отзывчивость и милосердие. Книга Алексея Ивановича Свирского и Сергея Васильевича Максимова «История нищенства на Руси» отвечает на многие вопросы об особом жизненном укладе тех, кого на Руси всегда стыдились и боялись, жалели и превозносили, выбрасывали на обочину общественной жизни и осыпали неслыханными милостями. Кто и как становился нищим? Где корни этого явления? Кто такие «профессиональные нищие». Сведения, приведённые в данной книге, относятся к концу XIX века.
По сведениям, собранным Комиссией, учрежденной при Министерстве внутренних дел в 1877 году для обсуждения вопроса о призрении нищих в сельских и городских обществах, оказалось, что общее число просящих подаяние в 71 губерниях, областях и городах составляет 293 445 человек обоего пола. Среди лиц, просящих милостыню, большое число составляют крестьяне. Если же принять во внимание, что неурожайные годы заставили многих из них идти по миру, то и понятно усиление нищенства.


А.Т.Марков. Фортуна и нищий. 1836 г.


В.Г.Перов. Блаженный. 1879 г.


В.Г.Перов. Странник. 1870 г.

Временные причины бедности опасны не в том отношении, что крестьянам приходится собирать милостыню в течение какого-то времени, а потому, что человек, начавши ходить с сумой, не скоро откажется от этого занятия, после того как он на личном опыте убедится, насколько оно легко и выгодно. Привычку к христорадничанью нельзя не отметить особо, так как этим обстоятельством необходимо объяснить, что дети, начавшие просить милостыню по принуждению, постепенно превращаются в профессиональных нищих.


В.Г.Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862 г.


В.Е.Маковский. Ночлежный дом. 1829 г.


В.И.Суриков. Юродивый на коленях.


В.М.Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876 г.

После причин экономических и бытовых следует назвать причины этнографические, т.е. указать те народности, населяющие Россию, которые дают крупный процент нищих. На первом месте ставят цыган, которые «все бродяги и все нищие». Их жёны и дети просят милостыню на ярмарках в то время, когда их мужья торгуют больными и крадеными лошадьми. В больших городах цыгане встречаются очень редко; сравнительно чаще их можно увидеть в уездных городах и селениях. Из других народностей следует упомянуть о башкирах в Пермской губернии и татарах в Кузнецком уезде Саратовской губернии, которые нищенствуют по беспечности и лени.
Несомненно, вредно сказывается отсутствие организации частной благотворительности и обычай подавать милостыню в определенные дни, в особенности по средам, пятницам и субботам. Такая же милостыня подаётся в дни свадеб, поминок и смерти. Этот обычай существовал во многих губерниях и держался особенно крепко среди старообрядцев.


Г.Г.Мясоделов. Земство обедает. 1872 г.


И.Е.Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). 1874 г.


И.И.Творожников. Бабушка и внучка.

Какие суммы ежегодно тратились таким образом, можно усмотреть из следующих фактов. Известный богач Губкин, умерший в Москве в 80-х годах XIX века, приказал раздать нищим после его смерти 50 000 рублей. В городе Сызрани раскольник Еромасев по духовному завещанию оставил 10 000 рублей на раздачу нищим. Другой раскольник, по фамилии Сыромятников, по случаю смерти своей жены раздал в продолжение 40 дней нищим 10 000 рублей и раскидал птицам несколько пудов зерна.
Наглядным примером пользы подобной благотворительности может служить город Боровск Калужской губернии. Так как большинство его жителей – раскольники, которые очень щедры на подаяние, то город переполнен нищими, тогда как смежные города избавлены от этого бича. Но помимо такого частного факта, из всех углов России поступали самые безотрадные сведения о том вреде, который данный обычай приносит населению. В дни раздачи милостыни выручка трактиров, посещаемых нищими, удваивается. Все комнаты переполнены оборванцами, которые, выходя на улицу, тут же у дверей питейного заведения пьяным и сиплым голосом просят Христа-ради и осыпают проходящих бранными словами. Подобные сцены разыгрываются во многих частях города, так что полиции только с большим трудом удается справиться с пьяной толпой.


К.В.Лемох. Нищая. 1881 г.


К.Е.Маковский. Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой лавре.


К.П.Пынеев. По миру. Конец XIX в.

Обычай щедрой раздачи милостыни коренится во взгляде нашего люда на хождение с сумой. Нищие – остаток глубокой старины, поддерживаемый духовным складом русского народа, который видит в лице, просящем подаяние, только несчастного и не спрашивают о причинах, побудивших человека идти по миру. Этот взгляд окреп под влиянием Церкви, которая учит помогать буквально всем бедным и убогим. Он нашел себе поэтическое выражение в народной легенде о том, что Спаситель ходит по земле в образе странника и испытывает души христиан, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Насколько религиозные воззрения различных народов связаны с развитием нищенства, можно усмотреть также из следующих данных. В Елизаветпольской губернии и в различных областях центральной Азии, населенной магометанами, профессиональными нищими являются дервиши и сеиды, т.е. мусульманские монахи, давшие обет пожизненного нищенства. В пределы России они приходили из Турции и Персии.
Одну из самых важных причин нищенства вообще, а профессионального в особенности, надо искать в добросердечии людей. Каждый человек, имеющий определённый остаток, всегда готов оказать посильную поддержку и помощь ближнему, с которым стряслась беда или который не в состоянии прокормить себя работой собственных рук. Проще говоря, болезнь, слабость и бедность всегда вызывают чувство сострадания и желание оказать помощь.


Л.В.Попов. Тряпичники-нищие.


Н.А.Ярошенко. Слепцы (Слепые калики под Киевом). 1879 г.


Н.П.Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897 г.

Чтобы просить Христа-ради, не нужно никаких физических усилий. А для нищих это очень важно, потому что они народ ленивый, который, по меткому выражению Полиана, поклялся не работать. Обирание милостыни – очень выгодная профессия: честный работник целыми днями должен гнуть спину, чтобы прокормить семью, а профессиональный нищий нередко зарабатывает гораздо больше, не обременяя себя тяжёлым трудом. Кроме того, он вольная птица. Днём он на улице разыгрывает роль несчастного человека, а вечером кутит и пьянствует в различных притонах. Всё это вместе взятое составляет ряд условий, весьма привлекательных для людей, которые не гнушаются лжи и обмана.
Tags: история, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments