Сам Вячеслав Викторович человек не сетевой, вот он и попросил разместить у нас в блоге свои материалы об авиакатастрофах в Красноярском крае времен войны в надежде на отклики. Если вы читаете эти строки и у вас есть что дополнить – пишите комментарии, я обязательно передам их Вячеславу Викторовичу.
Катастроф на территории края было более 50-ти. Поэтому информацию о них буду выкладывать частями. Сегодня авиакатастрофы 1941-1942 годов.
1. 29 августа 1941 г. (два самолета) (160-13234-61-191).
Место: стрелковая площадка Канской ВАШСБ к северу от военного городка г. Канск. Самолет: Р-Z № 1
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ лейтенант Косов Андрей Никандрович 1915 г.р.
Курсант Выдрач Николай Никандрович 1922 г.р.
Самолет: Р-5 № 13
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ младший лейтенант Десятириченко Лука Павлович 1915 г.р.
Курсант Федоров Николай Матвеевич 1923 г.р.
Обстоятельства: Столкновение в воздухе двух встречных самолетов на высоте 200 м во время учебной воздушной стрельбы – на боевом курсе столкнулись левыми плоскостями и упали на землю. Экипажи погибли.
2. 12 февраля 1942 г. катастрофа Пе-2 № 2920 выпуск 01.42 завод № 39. (160-13234-66-40)
Перелет из Белой в Омск в составе группы из 5 самолетов Пе-2. При заходе на посадку на аэродром Красноярск самолет потерял скорость сорвался в штопор и с высоты 80-100 м ударился о землю и сгорел. Экипаж погиб.
Командир отряда Омской ВАШП ст. л-т Дюбак Сергей Терентьевич 1910, 11 ВАШП 32 г.
Штурман АЭ ст. л-т Абаза
ВСР мл. сержант Горнашкин
Инженер АЭ воентехник 1 ранга Кузьмин
3. 3 апреля 1942 г. катастрофа Пе-2 № 1633902 на границе Канского аэродрома. (160-13234-66-598)
Перелет трех самолетов Белая – Канск, перегоночная группа майора Иванова.
Командир звена 136 ББАП л-т Капустенко Михаил Степанович 17.03.1915, г.Чериков Могилевской обл., холост, Энгельсская ВАШП 38- 8.40.С 12.40 летчик 136 ББАП:
Штурман АЭ л-т (39) Пронин Василий Дмитриевич 1914 холост. Академия КШС ВВС 13.08.41.С 29.08.41 штурман АЭ 5 ЗАП, штурман АЭ 136 БАП:
ВСР ст. сержант Шекуров Николай Григорьевич 1919 холост
Авиамеханик 23 ЗАП ст.сержант Шведов Андрей Николаевич 1918
От резкой дачи ноги и крена перевернулся на левое крыло на высоте 400 м. Летчик вывел самолет из крена с большим опозданием, имея потерю скорости после быстрого снижения. Скользящим ударом о землю отлетел на 50 м и загорелся. Экипаж погиб.
4. 25 апреля 1942 г. 08.43 московского времени Пе-2 № 1914 выпуска март 42 завод № 39 (160-77-154). Устье реки Рыбная при впадении ее в реку Кан.
Летчик 38 ББАП сержант Калигин Григорий Иванович1918, холост. Сталинградская ВАШП 41. Ранее пилот-инструктор 23 ЗАП. В полку с 12.41.
Стрелок-бомбардир сержант Бондаренко Филипп Алексеевич 1919 холост, Мелитопольская ВАШСБ 41, в полку с 12.41.
Авиамеханик воентехник 2 ранга Строков Алексей Сергеевич 16.10.1920, Бело-Песоцкая слобода Каширский р-н Московской обл., холост. Иркутская ВШАТ 39. В полку с 12.39
Стрелок-радист младший сержант Непомнящий Иван Иванович 1918 холост Читинская ШМАС 39, в полку с 12.39.
При перегоне из Иркутска в Москву на маршруте Канск-Красноярск сдал левый мотор. При снижении на одном моторе при потере высоты самолет ударился о левый берег реки Кан и воспламенился. Трое погибли, Непомнящий с закрытым переломом руки – в госпиталь г. Красноярск.
5. 13 июля 1942 в 1,5 км юго-восточнее аэродрома Канск. Авария Пе-2 № 1933916 выпуска 19.04.42.
Летчик 73 АП ВВС КБФ лейтенант Круглов Евгений Лаврентьевич 1911, Ейское ВМАУЛ-35.
Самолетот ремонтирован на Канском аэродроме после посадки с убранными шасси. Вышел из ремонта 10.07.42. Ремонт производился бригадой завода № 39. При облете после замены моторов летчик на посадке зацепил крылом и ударился о землю. Самолет сгорел, экипаж невредим.
Виновник – летчик:
1. Обманул командование Канской ВАШСБ, заявив что имеет 19 самостоятельных полетов на Пе-3, реально имея 2 провозных на СБ.
2. Не выполнил задание по опробованию моторов на Н= 2000 м а произвел полет на малой высоте имея намерение сбросить цветы в городе с бреющего полета. Растерялся, усложнив сам себе полет, не справился с управлением. Отдан под суд военного трибунала.
6. 29 июля 1942 г. 19.16. 12 км северо-восточнее г. Черногорска упал в р. Енисей. Катастрофа УТИ-4 № 15153348
Курсант БВАШП с 11.40 Щекин Иван Егорович 1921 холост:
На высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.(160-21-109)
7. 16 сентября 1942 г. г. Красноярск Ил-4 № 9219 (хвостовой № 6), моторы № 885055, 884430, 12 ОАГ ГВФ.
Пилот 3 кл. Мазур Григорий Макарович 1913 с. Красная Знаменка Кременчугский р-н Полтавской обл.1-я Батайская ШП 35-38. С 1938 пилот Таджикского УГВФ:
Бортмеханик 1 кл. Дрозд Иван Митрофанович 1911 в ГВФ с 1932, прибыл из ДВ УГВФ.
При заходе на посадку не выпустились тормозные щитки, видя что приземлится в 50-70 м за посадочным «Т» пилот дал газ и ушел на второй круг, после дачи газа на высоте 5 метров пролетев 150 метров резко стал набирать высоту до 80 метров, потерял скорость, сделал «бочку»,упал и сгорел. Экипаж погиб.
8. 2 ноября 1942 г. в 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области в 20 км юго-восточнее Абакана. Катастрофа У-2 № 11171.Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова
Летчик старший сержант Малий Николай Михайлович 1917, грек, г. Мариуполь Сталинградской обл. холост, Ворошиловград ВАШП 40, 6.41-10.42 летчик-инструктор 6 ВАШППО:
Стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич 1921 Киевской обл. холост, Олсуфьевская ВАШСБ 4.42.
Самолет разбит, экипаж погиб. Ночной маршрутный полет с бомбометанием по программе. При выполнении полета по маршруту Черногорск-Абакан-Оросительное-Полигон-Ч
9. Дата: 1942 г. (35-11284-1324-8). Место: неизвестно. Самолет: Р-Z
Экипаж: Курсант Харьковской ВАШСБ Коломиец.
Обстоятельства: неизвестны. Причина - плохая организация полетов.
В 1942 г. была еще одна авиакатастрофа, самая крупная за все военные годы. О ней в следующий раз.