?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно ко мне через блог обратился один из авторов книги «Красноярск – Берлин. 1941 – 1945», подполковник авиации запаса, постоянный читатель нашей библиотеки Вячеслав Викторович Филиппов. Он вышел на мою запись о перегонной трассе «Аляска – Сибирь» и заинтересовался полученными откликами. Сейчас Вячеслав Викторович пишет новую книгу о трассе Алсиб, много работает в архивах по всей стране. Ему очень важно найти людей - если не участников тех событий, то хотя бы их родственников. У многих ведь остались фотографии, письма.

 

Сам Вячеслав Викторович человек не сетевой, вот он и попросил разместить у нас в блоге свои материалы об авиакатастрофах в Красноярском крае времен войны в надежде на отклики. Если вы читаете эти строки и у вас есть что дополнить – пишите комментарии, я обязательно передам их Вячеславу Викторовичу.

Катастроф на территории края было более 50-ти. Поэтому информацию о них буду выкладывать частями. Сегодня авиакатастрофы 1941-1942 годов.

1. 29 августа  1941 г. (два самолета) (160-13234-61-191).
Место: стрелковая площадка Канской ВАШСБ к северу от военного городка г. Канск. Самолет: Р-Z  № 1
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ  лейтенант Косов Андрей Никандрович 1915 г.р.
Курсант Выдрач Николай Никандрович 1922 г.р.

Самолет: Р-5 № 13
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ  младший лейтенант  Десятириченко Лука Павлович 1915 г.р.
Курсант Федоров Николай Матвеевич 1923 г.р.

Обстоятельства: Столкновение в воздухе двух встречных самолетов на высоте 200 м во время учебной воздушной стрельбы – на боевом курсе столкнулись левыми плоскостями и упали на землю. Экипажи  погибли.


2. 12 февраля 1942 г. катастрофа Пе-2 № 2920 выпуск 01.42 завод № 39. (160-13234-66-40)

Перелет из Белой в Омск в составе группы из 5 самолетов Пе-2. При заходе на посадку на аэродром Красноярск самолет потерял скорость сорвался в штопор и с высоты 80-100 м ударился  о землю и сгорел. Экипаж погиб.
Командир отряда Омской ВАШП ст. л-т Дюбак Сергей Терентьевич 1910, 11 ВАШП 32 г.
Штурман АЭ ст. л-т Абаза
ВСР мл. сержант Горнашкин
Инженер АЭ воентехник 1 ранга Кузьмин

3. 3 апреля 1942 г. катастрофа Пе-2 № 1633902 на границе Канского аэродрома. (160-13234-66-598)
Перелет трех самолетов Белая – Канск, перегоночная группа майора Иванова.
Командир звена 136 ББАП л-т Капустенко Михаил Степанович 17.03.1915, г.Чериков Могилевской обл.,  холост, Энгельсская ВАШП 38- 8.40.С 12.40 летчик 136 ББАП:


Штурман АЭ л-т (39) Пронин Василий Дмитриевич 1914 холост. Академия КШС ВВС 13.08.41.С 29.08.41 штурман АЭ 5 ЗАП, штурман АЭ 136 БАП:


ВСР ст. сержант Шекуров Николай Григорьевич 1919 холост
Авиамеханик 23 ЗАП ст.сержант Шведов Андрей Николаевич 1918

От резкой дачи ноги и крена  перевернулся на левое крыло на высоте 400 м. Летчик вывел самолет из крена с большим опозданием, имея потерю скорости после быстрого снижения. Скользящим ударом о землю отлетел на 50 м и загорелся. Экипаж погиб.

4. 25 апреля 1942 г.  08.43 московского времени Пе-2 № 1914 выпуска март 42 завод № 39 (160-77-154). Устье реки Рыбная при впадении ее в реку Кан.

Летчик 38 ББАП сержант Калигин Григорий Иванович1918, холост. Сталинградская ВАШП 41. Ранее пилот-инструктор 23 ЗАП. В полку с 12.41.
Стрелок-бомбардир сержант Бондаренко Филипп Алексеевич 1919 холост, Мелитопольская ВАШСБ 41, в полку с 12.41.
Авиамеханик воентехник 2 ранга Строков Алексей Сергеевич 16.10.1920, Бело-Песоцкая слобода Каширский р-н Московской обл., холост. Иркутская ВШАТ 39. В полку с 12.39
Стрелок-радист младший сержант Непомнящий Иван Иванович 1918 холост Читинская ШМАС 39, в полку с 12.39.

При перегоне из Иркутска в Москву на маршруте Канск-Красноярск сдал левый мотор. При снижении на одном моторе при потере высоты самолет ударился о левый берег реки Кан и воспламенился. Трое погибли, Непомнящий с закрытым переломом руки – в госпиталь г. Красноярск.

5. 13 июля 1942 в 1,5 км юго-восточнее аэродрома Канск. Авария Пе-2 № 1933916 выпуска 19.04.42.

Летчик 73 АП ВВС КБФ лейтенант Круглов Евгений Лаврентьевич 1911, Ейское ВМАУЛ-35.

Самолетот ремонтирован на Канском аэродроме после посадки с убранными шасси. Вышел из ремонта 10.07.42. Ремонт производился бригадой завода № 39. При облете после замены моторов летчик на посадке зацепил крылом и ударился о землю. Самолет сгорел, экипаж невредим.
Виновник – летчик:
1. Обманул командование Канской ВАШСБ, заявив что имеет 19 самостоятельных полетов на Пе-3, реально имея 2 провозных на СБ.
2. Не выполнил задание по опробованию моторов на Н= 2000 м а произвел полет на малой высоте имея намерение сбросить цветы в городе с бреющего полета. Растерялся, усложнив сам себе полет, не справился с управлением. Отдан под суд военного трибунала.

6. 29 июля 1942 г. 19.16. 12 км северо-восточнее г. Черногорска упал в р. Енисей. Катастрофа УТИ-4 № 15153348
Курсант БВАШП с 11.40  Щекин Иван Егорович 1921 холост:



На высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал  в реку Енисей.(160-21-109)

 





7. 16 сентября 1942 г. г. Красноярск   Ил-4 № 9219 (хвостовой № 6), моторы № 885055, 884430, 12 ОАГ ГВФ.

Пилот  3 кл. Мазур Григорий Макарович 1913 с. Красная Знаменка Кременчугский р-н Полтавской обл.1-я Батайская ШП 35-38. С 1938 пилот Таджикского УГВФ:



Бортмеханик 1 кл.  Дрозд Иван Митрофанович 1911 в ГВФ с 1932, прибыл из ДВ УГВФ.

При заходе на посадку не выпустились тормозные щитки, видя что приземлится в 50-70 м за посадочным «Т» пилот дал газ и  ушел на второй круг, после дачи газа  на высоте 5 метров пролетев 150 метров резко стал набирать высоту до 80 метров, потерял скорость, сделал «бочку»,упал и сгорел. Экипаж погиб.


8. 2 ноября 1942 г. в 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области в 20 км юго-восточнее Абакана. Катастрофа У-2 № 11171.Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова

Летчик старший сержант Малий Николай Михайлович 1917, грек, г. Мариуполь Сталинградской  обл. холост, Ворошиловград ВАШП 40, 6.41-10.42 летчик-инструктор 6 ВАШППО:



Стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич 1921 Киевской обл. холост, Олсуфьевская ВАШСБ 4.42.

Самолет разбит, экипаж погиб. Ночной маршрутный полет с бомбометанием по программе. При выполнении полета по маршруту Черногорск-Абакан-Оросительное-Полигон-Черногорск при сплошной облачности потерял ориентировку отклонился от маршрута на 30 км и с углом 30 врезался в землю.(160-23-82)


9. Дата:  1942 г. (35-11284-1324-8). Место: неизвестно. Самолет: Р-Z

Экипаж: Курсант  Харьковской ВАШСБ  Коломиец.
Обстоятельства: неизвестны. Причина - плохая организация полетов.

В 1942 г. была еще одна авиакатастрофа, самая крупная за все военные годы. О ней в следующий раз.

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
ra_net_ka
12 сент, 2010 13:31 (UTC)
Более 50! Очень много, учитывая, что это не бои. Обратила внимание, что среди пилотов есть совсем юные. Очевидно, сказывался недостаток опыта...
А откуда на Щекина Ивана взяли свидетельство о смерти и письмо родителям? Их же должны были отослать.
"...имея намерение сбросить цветы в городе с бреющего полета" 30 лет. Цветы, наверное, девушке... Трибунал.
Впечатляет.
kraevushka
13 сент, 2010 11:08 (UTC)
Отчасти такое количество связано с тем, что на территории края было несколько авиашкол, где учили летать на американских самолетах. А они сильно отличались от наших.
Про Щекина. Наверное это родственники передали. Спрошу у автора
ra_net_ka
13 сент, 2010 15:06 (UTC)
Прочитала первый пост по ссылке. Очень интересно. Очень мало знала раньше об этом.
(Анонимно)
14 янв, 2015 13:04 (UTC)
Лейтенант Капустенко М.С.
Спасибо. Вы делаете благородные дела.Лейтенант Капустенко М.С. до последнего времени в семье моей жены считался безвести пропавшим. Хочется узнать есть-ли у экипажа л-та Капустенко место захоронения.
kraevushka
14 янв, 2015 16:48 (UTC)
Re: Лейтенант Капустенко М.С.
Напишите Вячеславу Викторовичу akira.62@mail.ru

Edited at 2015-01-14 16:56 (UTC)
no_s_klaus
12 сент, 2010 14:40 (UTC)
Целый участок на северной стороне Троицкого кладбища - могилы летчиков
50_for_smell
12 сент, 2010 14:46 (UTC)
Впечатляет!
Спасибо! Очень интересно!
kraevushka
13 сент, 2010 11:11 (UTC)
Самое главное то, что мы не знаем имен этих людей, не знаем, где их могилы. Широко известны всего несколько катастроф тех лет, туда ездили школьные экспедиции, писали журналисты..
О большинстве авиакатастроф и погибших летчиках мы не знаем ничего. Многие места падения самолетов находятся в труднодоступных местах. Может так статься - кто-то вообще не похоронен..
50_for_smell
14 сент, 2010 15:29 (UTC)
Да, скорей всего - из тех кто гонял про Алсибу - вообще от силы половина найдена. Они же как раз в тайге глухой падали.
(Анонимно)
17 окт, 2010 13:49 (UTC)
Я располагаю интересующими полк. Филиппова архивными материалами и фото. Просьба передать ему мой электронный адрес vro4@rambler.ru

С уважением
В.Д. Романенко, вед. научн. сотр. Гос. музея авиации
(Анонимно)
19 июл, 2012 04:18 (UTC)
жаль парней. кто то растерялся, кто то хотел произвести впечатление на девушку. Вечная им память.
(Анонимно)
26 июл, 2013 01:58 (UTC)
12 февраля 1942г . Катастрофа ПЕ-2. МЛ.Сержант Горнашкин мой дед. Хотелось бы узнать побольше
(Анонимно)
6 авг, 2013 18:11 (UTC)
По Горнашкину есть только эта информация.Если интересна общая информация о перегоне с Иркутского авиазавода она у меня есть.Хотелось бы чтобы Вы мне написали все что известно о Вашем дедушке и было бы здорово если сохранились его фотографии.Мой адрес akira.62@mail.ru Вячеслав Филиппов
(Анонимно)
20 сент, 2015 20:34 (UTC)
Катастрофа 11 октября 1950 года самолёта А-20 "Бостон" Ф 341 в
Вячеслав Викторович, здравствуйте ! Вас приветствуют бывшие граждане СССР, а ныне граждане Израиля и России. В интернете на сайте "Братья геодезисты - Братья геодезисты" мы прочитали рассказ "Погибли за карту Родины.." от 25 июня. С профессиональным интересом прочитали о расследовании крушения и гибели экипажа самолёта А-20 "Бостон", в 25 км. от г. Красноярска, ст. "Снежница". Мы в начале 60-х закончили Новосибирский топографический техникум и были направлены в НАГП, Предприятие 8.(Поисковики выяснили, что в Красноярске существовала авиабаза тяжёлых гидросамолётов НАГП, Предприятия 8)Более 25 лет проработали в Якутии, в Заполярье Красноярского края, Новосибирской, Томской, Омской областях и в Степном Алтае. У нас в распоряжении имеется книга "Тайны таёжных троп", написанная Ященко Виктором Романовичем.(более 40 лет трудился в картографо-геодезической службе страны. Начав работать инженером-аэрофогеодезистом, он дослужился до начальника ГУГК СССР, 1986 г.)Изданная в 2008 г. в г. Москва, эта книга из многих - воспоминание о геодезистах, ушедших в вечность. В своё время нельзя было опубликовывать фамилии тех, кто трагически погибли, создавая карту Родины. А таких людей за 30 лет а его записи было внесено более 500 фамилий работников, ушедших в вечность. И только недавно появилась возможность узнать и вспомнить имена, трагически погибших, работников ГУГК СССР. В рассказе "Тайны Тунгусского метеорита" описываются трагические случаи во времена производства работ по созданию карты на этот регион. "В 1936 г. в НАПГ был создан аэрофотосъёмочный отряд, в котором имелось шесть самолётов американского производства "Бостон". Первые аэрофотосъёмочные работы этим отрядом были осуществлены в районе падения метеорита. Спрос на аэрофотосъёмочные материалы возрастали с каждым годом". "В 1950 г. на Подкаменную Тунгусску из Красноярска вылетел аэрофотосъёмочный самолёт с экипажем в составе : тридцатилетнего командира корабля А.А. Прилепко, опытнейшего сорокалетнего аэросъёмщика В.Е. Воробьёва, бортмеханика Г.С. Блинова, бортинженера М.А. Корнева - весь экипаж погиб. В расследовании принимали участие зам. нач. Предприятия 8 С.П. Левашов, нач. отряда 47(г. Красноярск)Г.Е. Грязнов." Сравнивая фамилии членов экипажа, речь идёт об одной команде. Рады будем поделиться информацией, ответить на вопросы и помочь в вашей благой работе по увековечиванию памяти людей, отдавших свои жизни, создавая карту Родины. Нас можно увидеть в "Одноклассниках" Осип и Людмила 74, Тель-Авив, Россия.
kraevushka
22 сент, 2015 02:20 (UTC)
Re: Катастрофа 11 октября 1950 года самолёта А-20 "Бостон" Ф 34
Пожалуйста напишите адрес электронной почты, чтобы Вячеслав Викторович мог с Вами связаться.
(Анонимно)
22 сент, 2015 05:09 (UTC)
Катастрофа 11 октября 1950 года самолёта А-20 "Бостон" Ф341 б
Наш электронный адрес ludmilamill@gmail.com "Одноклассники" Осип и Людмила Милль 74,Тель-Авив, Россия.
Вячеслав Горн
27 сент, 2015 00:29 (UTC)
По упавшим самолетам ВОВ.
Здравствуйте. Недавно узнал что в тайге Балахтинского района лежат два фронтовых самолета. Об одном еще в детстве слышал, о втором буквально месяц назад узнал. Скорее алсибовские, из детства помню один мужичек из тайги привез обшиву самолета, вроде сдал в металл. Моя почта для связи corsagp@bk.ru
kraevushka
27 сент, 2015 06:07 (UTC)
Re: По упавшим самолетам ВОВ.
Здравствуйте, Вячеслав! Написала о Вашем комментарии Вячеславу Викторовичу.
(Анонимно)
16 дек, 2015 10:05 (UTC)
Re: По упавшим самолетам ВОВ.
Здравствуйте я являюсь родственником Бортмеханика Шелакина Н.И. погибшего при аварии ил4 06.05.1943г.под Красноярском при перегоне на фронт если интересно в одноклассниках есть фото с места падения Шелакин Алексей
(Анонимно)
27 сент, 2015 10:17 (UTC)
Re: По упавшим самолетам ВОВ.
Спасибо Вячеслав! Напишу на почту. Вячеслав Филиппов.
(Анонимно)
16 дек, 2015 10:03 (UTC)
Здравствуйте я являюсь родственником Бортмеханика Шелакина Н.И. погибшего при аварии ил4 06.05.1943г. если интересно в одноклассниках если фото с места падения Шелакин Алексей
(Анонимно)
10 май, 2019 18:22 (UTC)
Скажите, пожалуйста, у вас есть информация об авиакатастрофах за более ранний период. В 1939, 1940 или 1941 разбилась эскадрилья, совершавшая перелет из Красноярска в Новосибирск, в числе пилотов был наш родственник, бабушкин брат Тарасов Николай Иванович, он погиб.
Почта: tselisheva@e1.ru
kraevushka
7 окт, 2019 04:28 (UTC)
Напишите Вячеславу Викторовичу Филиппову akira.62@mail.ru
( 24 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner