В 1943 г. в Красноярском крае произошло 20 авиакатастроф. Почему так много? Это был первый год активного использования перегонной трассы Аляска - Сибирь. Красноярск, напомню, был её конечным пунктом.
Дальше самолёты перегоняли по маршруту Красноярск-Новосибирск-Омск-Свердловск-К
В крае действовало несколько авиашкол, где пилотов переучивали на управление американскими самолетами. Гибли курсанты этих школ.
Сегодня размещаю материалы В. Филиппова о катастрофах января - марта 1943 г.
11. 16 января 1943 г. катастрофа самолета УТИ-4 № 15153116. Аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска. Командир звена БВАШП младший лейтенант (39) Соколов Иосиф Андреевич 1917 г.р., с. Каменник Белозерского р-на Вологодской обл. БВАШП – 41.С 15.01.41 – летчик-инструктор БВАШП, с 23.10.42 командир звена:
Курсант сержант Надольский Степан Николаевич 1920, д. Романовка Нижнеингашского р-на Красноярского края.
В учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести самолет из пикирования. Самолет разбит, экипаж погиб.(160-132-1).
12. 27 января 1943 г. в 30 км западнее Красноярска и северо-восточнее ж.-д. станции Снежница в 4 км от жел. дороги. Катастрофа самолета СБ № 1759.
Командир звена Омской ВАШП лейтенант Жарков Петр Игнатьевич. 5.10.1914 г.р. с. Красная Слобода Куйбышевский район Татарской АССР. Окончил Сталинградскую ВАШП в 1939 г.
Штурман отряда младший лейтенант Корсун Иван Михайлович. 22.11.1915 г.р., с.Коганович Ворошиловградской области.Окончил Харьковскую ВАШСБ 1.1940 г.; 11.40-3.42 младший летнаб 224 СБАП; С 3.42 –штурман звена, отряда ОВАШП
При выполнении внутриокружного перелета в районе ст. Кача в результате отказа левого мотора л-т Жарков вышел из строя группы и отставая со снижением продолжал полет по курсу на одном моторе. После отказа второго мотора пошел на вынужденную посадку. Вследствие неудачного расчета перетянул намеченную площадку и врезался в лес. При ударе Жарков убит, Корсун при планировании выбросился с парашютом, но вследствие малой высоты парашют полностью не раскрылся, и Корсун погиб при приземлении. Самолет разобран на запчасти.(160-132-34/40)
13. 15 февраля 1943 г. в 1 км западнее с. Миндерла катастрофа самолета Р-5 № 5726 выпуска 1934 г.
Летчик-инструктор ХВАШСБ старший сержант Косоговский Василий Михайлович 1915 г.р. женат, сын 4 года. Ворошиловградская ВАШП 8.41
Курсант Небольсин Дмитрий Никитович 1920 г.р. холост курсант с 9.42.
Совершая ночной полет по маршруту из-за перебоев мотора пошел на вынужденную посадку. С правого разворота ударился о землю правой плоскостью и мотором. Самолет разбит, экипаж погиб.(160-24-425)
14. 3 марта 1943 г. в 10.30 в районе 10 км юго-западнее ст.Снежница А-20 В № 13323 (донесение зам. ком. 45 ЗАП по п/ч нач ПУ ВВС СибВО № 0218 от 8.03.1943),(160-29-170)
Пилот 507 ББАП сержант Сметухин Василий Викторович 1920 холост Омская ВАШП 41.
Штурман сержант Печерин Капитон Афанасьевич Чкаловская ВАШ 41
Стрелок-радист старший сержант Часных
При выполнении полета на воздушную стрельбу при переучивании в 45 ЗАП на А-20 в зоне с высоты 1500 м в районе ст. Минино самолет свалился в штопор, на выходе из него из-за нехватки высоты ударился в землю в лес под углом 80-85. Самолет разбит, экипаж погиб и похоронен на месте катастрофы.
15. 28 марта 1943 г. 16.25 у д. Старцево в 15 км севернее аэродрома Красноярск. А-20 В № 13303.
(донесение № 0303 от 31.03.1943, пр. ВВС СибВО № 040 от 2.06.43, исх. № 0552 от 29.5.43 от ком 45 ЗАП начОК ВВС СибВО). В донесении в ОК ВВС СибВО указаны погибшими только Разумный и Осокин)
Пилот 260 ББАП младший лейтенант Разумный Николай Николаевич 1920 г.Краснодар ст.сержант 9.8.41,мл.л-т 4.9.41.Тамбовская ВАШП 1941.Холост; 4.9.41-2.6.43 пилот Липецкий учебный центр
Штурман старший сержант Осокин Борис Иосифович 1918,д.Мостово Рыбинский р-н Ярославской обл. В Кр.Армии с 39.Мелитопольская ВАШСБ 41 в боях не участвовал.
Стрелок-радист старшина Евтенко
Стрелок-радист младший сержант Васильев.
При отработке техники пилотирования при производстве боевых разворотов при выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор, при выводе из штопора из-за нехватки высоты лобовой частью врезался в землю под углом 50-60. Самолет сгорел, экипаж погиб.(160-29-351)
Начало публикации здесь: 1941-1942 гг. 17 ноября 1942 г.