Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

804. Авиакатастрофы 1943 г., апрель - май

Продолжаю публикацию материалов В.В. Филиппова об авиакастрофах на территории Красноярского края в годы ВОв. Начало: 1941-1942 гг.    17 ноября 1942 г.    Январь - март 1943 г.

16.   11 апреля 1943 г.  в 17.20   Аэродром г. Красноярск, катастрофа Р-39 «Аэрокобра» № 24716 (донесение № 0342 от 13.04.1943, пр. ВВС СибВО № 040 от 2.06.43, исх. № 0552 от 29.5.43 от ком 45 ЗАП начОК ВВС СибВО).

Заместитель командира эскадрильи 260 ББАП (группа майора Носова), старший лейтенант Федотов Павел Сергеевич. Родился 22.06.1919 в д. Терехово Краснопахрского района Московской области. Подольский аэроклуб – 1938 г., Качинская ВАШП март 1940 – май 1941. Холост. Май-октябрь 1941 - командир звена 167 резервного АП СибВО; 22.10.41 - командир звена 19 ЗАП. В боях не участвовал.

После полета на стрельбу по щитам, при заходе на посадку из-за посадки впереди С-47 был вынужден пойти на второй круг. После разворота пошел со снижением по прямой в направлении западной границы аэродрома и на высоте 20-30 м перевернулся через левое крыло на спину и ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.
Причина: нарушение летной дисциплины, производство фигур пилотажа на неположенной высоте и без задания, вследствие чего - отказ мотора, потеря скорости на низкой высоте.

17.  29 апреля 1943 г. в районе ж.-д. моста г. Красноярск. Катастрофа А-20 В (донесение № 0420 от 30.04.1943).

Командир корабля старший сержант Суханов Юрий Викторович, 1923 г.р. Павловск Горьковской обл. В Красной Армии с 1940 г. Энгельсская ВАШП – 1942 г., не воевал, холост.

Штурман сержант Чижик Василий Маркович, 1923 г.р., с. Подсинее Усть-Абаканский р-н Хакасской АО. В Красной Армии с 1940. 14-я ВАШСБ 1942., не воевал.

Стрелок-радист старший сержант Родин Сергей Николаевич

Механик старший сержант Акименко Григорий Артемьевич 1918 с. Железное Дзержинский р-н Сталинградской обл. В Кр. Армии с 1939. ВТШМ 1940, не воевал.

После взлета последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе ЖД моста на расстоянии 700-800 м от берега самолет с пикирования врезался в воду и утонул. Самолет с экипажем находится на глубине 5 метров, 150 м от левого берега и 250-300 м восточнее ж.-д. моста. Экипаж погиб. Самолет не извлечен из реки, разбит на мелкие куски от удара об воду. Двигатели скорее всего до сих пор лежат на дне.

Из приказа 260 ББАП от 13.06.1943 г. № 45:

При перебазировании полка из г. Красноярск погиб экипаж самолета А-20-В № 13617 в составе:
1.      пилот сержант Суханов
2.      стрелок-бомбардир сержант Чижик
3.      радист сержант Родин
4.      механик старший сержант Акименко.
Списать личное оружие соответственно ТТ ВА 1171, ТТ ЫХ 360, ТТ ИО 1080, ТТ ИХ 657.

18.   6 мая 1943 г.   Катастрофа Ил-4 № 5113903, моторы № 886512, 886809 (опись 11519 дело 273 стр. 8)
В тайге 30 км от д. Белорусская Советского района (ныне Березовский район) Красноярского края. UPD: Самолет найден 3.10.2010 года в Малиновом урочище, в нескольких км от Большого Кускуна поисковиками МОУ СОШ № 148.

Летчик 104 ВАП лейтенант Бондарев Александр Константинович, 1912 г.р. ст. Мышастовская Краснодарского края (жена Надежда Ивановна Бондарева жила в Новосибирске).
Батайская ШП ГВФ 1936 г., июль 1942 – 22 апреля 1943 г. пилот 3 авиаотряда Карело-Финской ОАГ ГВФ; 22.4.43 - командир корабля 12 ОАГ ГВФ; 7.5.43 - командир корабля 73 ВАД

Борттехник воентехник 2 ранга Шелакин Николай Иванович, 1917 г.р., д. Красавка Самойловский район Саратовской области (жена Полина Никифоровна Кононова жила в Усть-Орде).
Саратовский авиатехникум ГВФ в 1940 г.; 22.4.43 - борттехник 12 ОАГ ГВФ; 7.5.43 - борттехник.73 ВАД

Самолет вошел в облачность, летчик развернул самолет вне видимости земли и сорвался в штопор, врезался в землю. Экипаж погиб.

19.   27 мая 1943 г.   Катастрофа А-20 В № 13609, моторы Райт Циклон № 41-26606, 41-26609. (донесение № 0551 от 29.05.1943, фонд 45 ЗАП, опись 462274, дело 2, стр.42.)
Юго-западнее ст. Кача на удалении 6 км по ж.-д. от станции на запад и в 1,5 км южнее жел. дороги в лесу.

Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович, 1911 г. р., д. Карнаухово Сухобузимский р-н Красноярского края. Ст. л-т 1939, капитан 22.2.42.
В 1929 окончил планерные курсы Красноярского горсовета ОАХ. 8 классов - в 1930 г.
С 15.11.30 инструктор по авиаспорту до 15.02.31. С февраля по октябрь 1931 - инструктор авиадела Прокопьевского ОАХ. 3-я объедин. ВАШП - 1933. В Красной Армии с 1933.
С 19.9.33 по 14.11.35 младший летчик 4 отряда ОГПУ КССР.
С ноября 1935 по 1940 командир звена 3 АЭ погранвойск НКВД СССР в г. Алма-Ата.
Оперативная командировка в Китай: в составе отдельной сводной АЭ погранвойск НКВД с 8.37 по 11.37, в составе экипажа с 4.38 по 7.38. – награжден орд.Красной Звезды 19.10.38 УПВС СССР.
12.40 летчик резерва 160 резервный АП ОдВО
7.5.43 командир АЭ 242 БАП 221 БАД

Жена Анастасия Андреевна 1914, дети Флора 1934, Нона 1937.

Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич 22.03.1912 г. Днепродзержинск Днепропетровской обл. с. Романково.В Красной Армии с 19.5.31.Одесская пехотная школа 7.11.34, школа летнабов при ВМШЛиЛН им.Сталина (Ейск) 25.12.35.
12.35-4.38 мл. летнаб, штурман звена вч 2678,
4.38-6.39 мл. летнаб 37 АЭ ХВО
6.39-12.39 ст. летнаб 37 АЭ ХВО
12.39-3.40 нач. химслужбы 37 АЭ ХВО
3-11.40 ст.адъютант АЭ 2 армейская разв. АЭ ХВО
11.40-4.9.41 ст.адъютант АЭ 4 СБАП ХВО
4.9.41 – нач. химслужбы 4 ШАП 1 ЗАБр

20.7.42 штурман АЭ 242 БАП. Награжден орденом Красного Знамени № 23424 приказом командующего Южным фронтом № 065/н от 23.12.41., орденская книжка № 20702.
Жена Кравец Н.И. проживала г. Павлоград Днепропетровской обл.ул. Кирова 20 кв. 2.

Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич

Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигматзянович, 15.02.1917 д. Нижнечутай Арский р-н ТатАССР. Воентехник 2 р 1939, техник-л-т 28.3.42, холост. Иркутское ВАТУ 19.9.37-4.9.39.с 8.9.41 ст.техник в распоряжении начальника ЛВАКУ.С 42 в 242 БАП ст.авиамеханик, техник звена.(Запись в УПК похоронен на ст. Крючково Красноярского края)

В 12.15 мск 27.05.1943 при лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобра» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярск. Выяснилось, что А-20 В в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.

27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45 ЗАП (9 человек) под председательством командира 45 ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета уцелевшие от пожара имеют следы сильного разрушения. Отдельные части(цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.

Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, при желании летчика приблизить к себе ведомую группу Р-39, вследствие чего самолет перевернулся через левое крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.

20.   Катастрофа  30 мая 1943 г. в д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края. Самолеты Ил-4     №№ 5153911, 5153910

30 мая 1943 г. 1-я эскадрилья 104 ВАП 73 ВАД АДД в количестве 6 самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова вылетела по маршруту Иркутск - Красноярск в 12.00 мск. Погода по метеосводке соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240 с целью обхода грозы. Около д. Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180 и отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 м мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием в 90 упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250-300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100 и отклонившись от деревни на 400-500 м с высоты 250-300 м вновь резко вошел в отвесное пикирование, с углом 85-90 врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7662, 7032, вооружением БС-ХЕ-771 и ШКАС № ВЛ-294 и № ВЛ-269, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел.
Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева – погибли.

Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684, 7727, вооружением БС –СИ-500 и ШКАС № ВЛ-378 и № ВЛ-251, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел.
Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков – погибли.

Данные на погибших:

1. Старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович, 1914 г.р. пос. Общиренский Краснодарского края. Окончил в 1938 г. Батайскую школу пилотов, с 1 мая 1943 командир 1-й АЭ 104 ВАП. Налет на Ил-4 с 1942 г. -145 часов. Жена Авгарова Овчарова  (исправлено после комментария родственницы) Нина Ивановна.

2. Лейтенант Соболев Константин Диевич, 1914 г. р. рудник Коминтерн Шахтинский район Ростовской области. Окончил в 1938 г. Балашовскую школу пилотов ГВФ. С 1 мая 1943 г. командир корабля 104 ВАП. Прибыл в 42 г. из Прибалтийской ОАГ ГВФ Северо-Западного фронта (пилот 1 АЭ). Награжден орденом Красной Звезды № 48004 УПВС , приказ № 0664 от 28.05.42, орденская книжка № 64287.Налет на Ил-4 с 21.03.1943 г. -19 часов. Жена Лидия Михайловна Соболева, г. Свердловск, ул.Белинского 169/3.

3.без звания борттехник 104 ВАП Чиграй Григорий Андреевич, 1908 г.р. с. Чиграй Красногорский район Смоленской области. Жена Татьяна Николаевна Базурова колхоз Краснострой Зайковский р-н Свердловской обл.

4.без звания борттехник Ерохин Михаил Георгиевич, 1912 г.р. с. Весимошвейтанск Нижнетагильский р-н Свердловской обл. Холост. Мать Анна Степановна г. Свердловск ул.8 марта д. 6

5. штурман 104 ВАП старший лейтенант(26.03.42) Бакулин Валентин Петрович 1.04.1914 г.р. г. Подольск Московской обл. Лейтенант 1938.

Жена Ксения Дмитриевна Бакулина, сын Валерий 1938 г , жил в г. Подольск

В Кр. Арми с 1935 г в пехоте, артиллерии. 9 ВШЛиЛН 11.37-12.38
1.36 – 12.37 преподаватель   ХВАШСБ
12.37-10.41 инструктор-летнаб, ст. преподаватель по воздушной навигации ХВАШСБ
10.41-10.42 преподаватель возд. навигации Канской ВАШСБ
10.42-11.42 штурман 999 НБАП г. Бердск Новосибирской обл.
11.42-12.42 штурман АЭ 15 ЗДРАП г. Петровск Саратовской обл.
7.05.43-30.05.43 штурман полка 104 ВАП.

6.без звания стрелок-радист Кизенков Валентин Михайлович 1925 г.р. г. Пенза. Холост. Мать Лариса Михайловна Кизенкова г. Красноярск ул. Лебедевой 96 кв. 8

7.без звания стрелок-радист Рева Григорий Петрович 1915 г.р. г. Троицк Степной р-н Актюбинской обл. Холост. Мать Пелагея Дмитриевна г. Актюбинск ул. Украинская д.76.

По другим данным Ревва Григорий Петрович. Прибыл из Московской ОАГ в 1941 г.

Tags: Красноярский край, авиация, война
Subscribe

  • Заметки библиотекаря 5. Про суперспособности

    Автор: Анастасия Кудисова Я уверена, любой человек хотя бы раз в жизни задумывался о сверхъестественных способностях. Наверняка, вы часто, пока…

  • Сборники рассказов о семье

    Святые покровители семейного счастья Святые супруги Петр и Феврония Муромские – известные исторические личности, их семейная жизнь является…

  • Сны и сновидения о библиотеке

    27 мая - Общероссийский день библиотек. Библиотечное сообщество принимает поздравления и рассказывает о себе, о своих достижениях, своих сотрудниках.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments