Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

808. Июнь-август 1943 г. Десять авиакатастроф на территории края

Продолжаю публикацию материалов В.В. Филиппова об авиакатастрофах на территории Красноярского края во время ВОВ.

21.  3 июня 1943 г. катастрофа  А-20
G  в 10 км юго-западнее станции Бугач.
(донесение № 0597 от 4.06.1943)

Летчик-инструктор 2-й АЭ 45 ЗАП лейтенант Гизатуллин Касим Сингапурович (Сингатулович), татарин 2.02.1916 г.р. с. Еланьево Верхнее-Киченачайского района Башкирской АССР. Окончил Чкаловскую (Оренбургскую 3 ВШЛ и ЛН) ВАШП 9.35-38. Женат, сын.
31.3.40 мл. летчик 56 СБАП; 6.6.42 пилот 541 ББАП 36 Армии; 4.10.42 летчик-инструктор 45 ЗАП

При возвращении из полета в зону, при вынужденной посадке из-за отказа одного мотора самолет приземлился на пахотную площадку длиной 600 м на колеса с работающим правым мотором,  пробежал  300 м, попал в овраг и, врезавшись в берег оврага, загорелся. Летчик погиб (в самолете был один пилот).

22.  10 июня 1943 г.  в 11.10 катастрофа Р-39 «Аэрокобра» № 29302  юго-восточнее ст. Злобино 2 км.  (донесение № 0636 от 11.06.1943, 160-132-372)

Старший летчик 21 ГИАП лейтенант (15.04.43 СибВО) Иванов Леонид Ефимович, 1918 г.р. с. Ермолкино Белебеевский р-н Башкирской АССР. Холост. Ульяновская ВАШП 40-1.41(сержант); 1.41-7.42 инструктор-летчик Ульяновской ВАШП; 20.7.42 – 7.6.43 инструктор-летчик 6 Воронежская ВАШППО.

При возвращении из зоны на аэродром Красноярск летчик на высоте 1200-1300 м самовольно выполнил «бочку», сорвался в штопор, из-за отсутствия высоты не успел выйти из пике  и с углом врезался в землю. Самолет сгорел, летчик погиб.(160-31-90)

23. 12 июня 1943 г. катастрофа Р-39 «Аэрокобра»№ 25023. Скат Красной горки у совхоза Солонцы в 8 км западнее Красноярска.  (донесение № 0643 от 15.06.1943, 160-132-372).

Летчик 21 ГИАП сержант Костин Николай Александрович 1922, холост. Вязниковская ВАШП 42.

При  выполнении упражнения в зоне, отказал мотор, сорвался в штопор. После вывода из штопора самолет переведен в спираль. У самой земли пилот не рассчитал радиус разворота из-за боязни столкнуться с возвышенностью, потерял скорость и упал на скате горы. Самолет разбит, годен на запчасти. Летчик погиб. В правом баке бензин выработан, левый бак оказался перекрыт - отказ мотора из-за неподачи топлива.(160-31-300)

24.  18 июня 1943 г. в 16 км юго-западнее аэродрома Черногорск катастрофа самолета Як-7б № 4015381.

Курсант Бирмской ВАШП Солодовников Григорий Васильевич  1921 г.р.

При выполнении первого самостоятельного полета после переворотов вошел в пикирование и, не выходя из пикирования, врезался в землю, взорвался и сгорел. Останки пилота захоронены на месте катастрофы.

25. 18 июня 1943 г. катастрофа  А-20 G  № 253639. Северная окраина аэродрома Красноярск.

Летчик переменного состава  45 ЗАП сержант Аникеев  Василий Егорович 1921 г.р. Гомельской обл. В Кр. Армии с 1940. Молотовская ВАШП 42. Прибыл 22.04.43 из 23 ЗБАП.

Стрелок-радист  сержант Сорокин Григорий Прокопьевич 1923 с. Метихово Туруханского р-на Красноярского края. В КА с 1941.ШМАС в 1943.

Во время учебного полета самолет пробежал во время взлета всю взлетно-посадочную полосу, выкатился за неё и, ударившись в забор и телеграфный столб, разбился и загорелся. Летчик жив, получил ожоги, стрелок-радист погиб.(160-31)

26.  30 июня 1943 г. катастрофа самолета И-16 № 5210553 севернее 9 км г. Черногорск.

Слушатель БВАШП сержант Грушин Алексей Федорович 1921 г.р. Окончил 2-ю Вольскую ВАШАМ в 41 г. Прибыл в БВАШП с 6 ВАШППО.

В первом самостоятельном полете  на И-16 при выполнении пилотажа сорвался в штопор, на выводе из штопора вторично сорвался. Не смог выброситься на парашюте. Самолет ударился о землю на выходе из правого штопора. Пилот погиб.(160-132-428)

27.    27 июля 1943 г. около ж.-д. станции Кача, западнее Красноярска разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км  отметки 698 км, самолет А-20Ж № 253555 с моторами СР-2600 серии 23 № 42-153772, 42-153707 (пр. СибВО № 0662 от 16.09.43, фонд 160, дело 32, стр. 210, акт от 17.09.43).

Летчик 9 ПАП   младший лейтенант Порохин Михаил Иванович. 1918 г.р. Омская ВАШП  21.06. 41 (сержант), 21.6.41-8.11.41 - пилот 38 ББАП ЗабВО.
8.11.41 - 28.10.42 - пилот 23 ЗАП; 28.10.42 - 16.9.43 летчик-инструктор 45 ЗАП.
Брат Порохин Александр Иванович в 1985 проживал г.Белово Кемеровской обл. ул.Каховская 194»а»

Стрелок-радист старший сержант Брюньковский.

Самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. Самолет обнаружен 14.09.43 начальником блокпоста «Водораздел» тов. Ивановым Константином Ивановичем юго-восточнее блокпоста 4-5 км.

28.    27 июля  1943 г. в 4 км северо-западнее  ст. Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака 685, самолет А-20Ж № 253713, моторы № 42-154078,42-154076

Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович 1918 г.р. Рязанская обл. Староушловский р-н. Женат.
Летное училище ГВФ в 1939 г.Награжден орденом Красного Знамени № 45073 орд. книжка № 220866 УПВС от 23.9.42 приказ военного совета ЮЗФ № 78/н от 17.6.42. Вручен 20.11.42 в Москве.

Группа самолетов А-20Ж и один Р-39 под командованием командира 9 ПАП майора Табарчука произвела взлет и пошла по маршруту на перегон Красноярск - Омск. При подходе к жд ст. Кача встретили сплошную облачность до земли. Из 7 самолетов вошедших в облачность 4 экипажа, в том числе Табарчук, пробили облачность и продолжили полет до Омска одиночными экипажами. Самолет Ермолова, продолжая полет при отсутствии видимости (густой туман) на низкой высоте 7-10 метров, зацепился за деревья, начал рубить винтами осины, отрубил консоль правого крыла с элероном. Порубив деревья на протяжении 110 метров, самолет оторвался от леса, пролетел над деревьями 150 м, потом из-за повреждений крыла и винтов и отсутствия видимости пилот выключил двигатели и пошел на снижение с правым креном, через 60 м упал и, разрушаясь, полз по земле 100 м. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович  при ударе выброшен из кабины и получил ушибы.

Ермолов похоронен на месте катастрофы. Р-39 л-та Кольцова (см. ниже) и А-20Ж мл. л-та Порохина (см. выше) на аэродром не прибыли.(160-31-229)

29.  27 июля 1943г. в районе ст.Зеледеево пропал без вести Р-39 №219729, двигатель № 42-97728.

Летчик истребительной АЭ 9 ПАП л-т Кольцов Аркадий Дмитриевич Балашовская ВАШП 41.
(160-31-336)

30.   13 августа 1943 г. катастрофа самолета СБ № 19/63 в 3 км западнее с. Иркутское Сухобузимского р-на Красноярского края.

Инструктор-летчик ХВАШСБ младший лейтенант Кафтанов Василий Данилович 1919 г.р.

Курсант Ефимов Федор Михайлович 1922 г.р., холост.

В полете на полигон мл. л-т Кафтанов самовольно изменил маршрут, при подходе к селу намеренно потерял высоту, чтобы покачать крыльями подруге, живущей в этом селе, и на одном из разворотов на низкой высоте врезался под углом в землю. Кафтанов жив, Ефимов погиб. Кафтанов передан суду военного трибунала, осужден на 5 лет ИТЛ.(160-132-576).

31.  14 августа 1943 г. катастрофа УТИ-4 № 15153067 в 300 м южнее границы аэродрома № 43  г. Черногорск. (160-13234-133-2)

Курсант Бирмской ВАШП Горбачев Виктор Александрович 1920 г.р.

Столкновение двух самолетов в воздухе. Курсант Беляков при выполнении боевого разворота оказался на одной высоте с самолетом Горбачева на пересекающемся курсе и консолью левой плоскости ударил по хвостовому оперению самолета Горбачева. Самолет перешел в пикирование и врезался в землю. Самолет разбит, летчик погиб и похоронен на месте катастрофы.

Начало публикации:
1941-1942 гг.  17 ноября 1942 г.  Январь - март 1943 г.  Апрель - май 1943 г.

Tags: Красноярский край, авиация, война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments