Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

830. Авиакатастрофы в Красноярском крае в 1944-1945 гг.

Сегодня - заключительная часть материалов, предоставленных В. Филипповым.
Если вам известен кто-то из летчиков или их родственников, пожалуйста, оставляйте комментарии или ваши контактные данные, чтобы можно было с вами связаться.

42.  8 января 1944 г. катастрофа Р-39 № 221097 при оперативном вылете 255 ИАП ВВС ВМФ (командир АЭ капитан Амосов) на маршрут Красноярск-Новосибирск южнее аэродрома Красноярск в 1,5 км.
Летчик 255 ИАП ВВС ВМФ мл. л-т Забабурин Иван Иванович погиб.(160-100-12)


43. 29 марта 1944 г. катастрофа самолета Р-39  около д. Глубокий ручей Сухобузимского района Красноярского края.

Командир звена 5 ПАП  1 ПАД ст.л-т (14.02.42)Самарцев Георгий Иосифович. Энгельсская ВАШП 39,с 1.42 по 10.42 – и.д. командира АЭ 116 ИАП ВВС САВО, с 10.42 командир звена 5 ПАП.
Похоронен на месте падения.

44.  29 марта 1944 г. катастрофа самолета Р-39 в 26 км от д. Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Найден поисковиками летом 1982 г.

Летчик 5 ПАП 1 ПАД ст.л-т Мошкей Василий Семенович 1.01.1916 Мошканский с/с,Витебский р-н и обл.Батайская ВАШП 40.С 10.40-летчик 124 ИАП.
Похоронен в г.Железногорске.

45. 6 июля 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4  № 15153118 в 3-х км  севернее аэродрома № 1 г.Черногорск (160-13234-91-400).
Курсант  Бирмской ВАШП Кочев Леонид Семенович.
В учебном полете после пикирования ввел самолет в левую спираль, перетянув ручку сорвал самолет в штопор. На выводе из штопора, не имея достаточной высоты, ударился в скат горы Кукинского хребта.

46. 14 августа 1944 г. катастрофа самолетов УТИ-4  № 15154107, 15153383 в 12 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорск (160-13234-91-359,496)
Экипажи:

1. летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич
курсант Крюков Николай Николаевич 1921 г.р.

2. командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайлович
курсант Саушкин Семен Федорович  1921 г.р.

При выполнении пилотажа звеном провели учебный воздушный бой и, увлекшись, не следили за высотой .Сделав одновременно переворот, из-за недостатка высоты ударились в землю в 50 м друг от друга. Экипажи погибли.

47. 16 августа 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4  № 1521370 в 6,5  км  северо-восточнее аэродрома № 4 г. Черногорск (район 12 зоны) (160-13234-91-428)
Курсант  Бирмской ВАШП   Махов Борис Емельянович 1923 г.р.

При выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор до земли, врезался под 900 в землю. Захоронен на месте катастрофы.

48. 23 августа 1944 г. катастрофа самолета УТИ–4  № 1521157 на аэродроме № 1 г. Черногорск (160-13234-91-358, 566)

Курсант  Бирмской ВАШП Копосов Аркадий Яковлевич 1923 г.р. (с летчиком-инструктором старшим лейтенантом Кадушкиным Н.Н.).

На посадке в 380 м от посадочного «Т» зацепил колесом корову,  находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Копосов умер от тяжелого ранения в голову при ударе об землю. Кадушкин – жив.

49. 14 сентября 1944 г. катастрофа Як-9д № 1515304 в 7 км  западнее  г.Черногорск, в 130 м юго-восточнее поселка № 9 (160-13234-91-613)

Курсант  Бирмской ВАШП   Метлашевский Алексей Егорович 1921 г.р. д. Новая Водва Шкловский р-н Могилевской обл.

После выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел со снижением в сторону Черногорска. На высоте 300 м вспыхнул и, объятый пламенем, упал на землю. Самолет и курсант сгорели. Причина: пожар в воздухе из-за трещины в трубке бензоманометра.

50. 6 октября 1944г.  катастрофа УТИ-4  № 15458201 на  аэродроме № 1  г. Черногорск (160-13234-91-685)

Летчик-инструктор Бирмской ВАШП  лейтенант Шавырин Владимир Николаевич 1918 г.р. г. Талдом Московской области.
Курсант Файзулин Закирьян Файзулович (Файзулинович) 1923 г.р. Башкирская АССР.

На самолете при взлете два раза обрезал мотор. При продолжении взлета на высоте 100-200 м мотор в режиме набора высоты обрезал полностью. Чтобы не упасть на город летчик решил произвести посадку с разворотом на аэродром, но, потеряв скорость, сорвался в штопор и на выходе из штопора врезался в землю.

51. 9 марта 1945 г. катастрофа Як-7в № 1415306 в 10 км юго-западнее аэродрома № 4 район 9 зоны (лагерь Ташеба) г.Черногорск (160-13234-179-77, 35-11284-1483-33)

Летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Юсин Николай Сергеевич, 17.02.1920 г.р.
Курсант Рудик Виктор Иванович 11.02.1922 г.р.

При выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости. Причина - неправильное использование триммеров. Экипаж погиб.

52. 20 марта 1945 г. катастрофа Як-9М 2815349 в 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г. Черногорск  (160-13234-179-77, 35-11284-1483-2)

Курсант Бирмской ВАШП старшина Киселев Дмитрий Людвигович 1919 г.р.

В  учебном полете после возникновения пожара в воздухе  потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб.

53. 31 октября 1945 г. катастрофа самолета Р-5 в районе аэродрома Красноярск (35-11284-1629-124)

Инструктор–летчик Харьковской ВАШСБ старшина Свиридович
Курсант Брачковский

Выполняя маршрутный полет, встретили облачность. На выходе из облачности из-за большой скорости снижения самолет разрушился в воздухе. Экипаж погиб.

54. 23 декабря 1945 г. г. Черногорск. Самолет:  неизвестно.
Экипаж: курсант Бирмской ВАШП Лузин Василий Елизарович
Обстоятельства: неизвестно.

Начало публикации материалов В.Филиппова об авиакатастрофах на территории Красноярского края в 1941-45 гг.:

1941-1942 гг.
17 ноября 1942 г.
Январь - март 1943 г.
Апрель - май 1943 г.
Июнь - август 1943 г.
Сентябрь - декабрь 1943

Tags: Красноярский край, авиация, война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments