Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

888. Профессиональную программу КрЯКК-2010 для библиотек

тематически можно разделить на два направления:
*
библиотеки и образование  и 
*детские книги и детское чтение.


Семинар вела Ольга Валентиновна Синицына (заместитель генерального директора ВГБИЛ им. М.И. Рудомино). В самом начале Ольга Валентиновна несколько слов сказала о конкурсе Фонда Прохорова Новая роль библиотек в образовании. Библиотеки Красноярского края - лидеры в конкурсе, и немудрено - мы дольше всех участвуем в нем. Но на пятки наступает Томская область. Новшество следующего года: по результатам мониторинга реализованных проектов кто-то сможет поехать на 7-10-дневную стажировку в библиотеки Великобритании или Германии!

Затем Ольга Валентиновна осветила состояние современного образования, социальные проблемы, проросшие в эту сферу, и возможности библиотек в этой области (подробнее ниже).

Александр Алексеевич Артамонов (преподаватель фак-та государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ) рассказал о технологиях современного высшего образования. Второе выступление Александра Алексеевича было посвящено информационным технологиям как площадке необходимого взаимодействия (подробности выступлений также ниже).

Екатерина Юрьевна Гениева (генеральный директор ВГБИЛ им. М.И. Рудомино) рассказала об издательской программе ВГБИЛ, о возможностях сотрудничества библиотек с посольствами и культурными центрами разных государств в России.

На круглом столе «Книги для детей – полезные и вредные книги. Об экологии жизненного пространства детей» выступили многие. Ирина Ильинична Комарова рассказала об исследовании детских книг и детского чтения в интернет. Больше всего в сети дети, родители, учителя, писатели, критики, издатели, библиотекари пишут о:

*Книге как наследии и книге как учителе
*Книжной политике
*Современных книгах для детей
*Книге и коммерции.

По каким критериям пользователи сети оценивают качество детских книг:
*У книги  должен быть счастливый конец, она должна давать надежду и быть нравственной
* Язык книги
*Художественные качества книги.
Но с этим часто не согласны издатели и продавцы.

Говорили и о том, что тексты сказок, песен, загадок часто искажаются (Пушкин тоже пострадал), что во многие книги для детей плохо иллюстрированы. Как же бороться с плохим? Давать другие примеры, а их предостаточно. Как и показала ярмарка, где хороших детских книг было множество. 

5 ноября на семинаре выступила Мариэтта Омаровна Чудакова. Она рассказала о проекте «Уроки девяностых». Это серия книг для учителей школ по проблемам нашей новейшей истории.

Александр Владимирович Липенский (ЗАО «КОНЭК») рассказал о современных возможностях электронных ресурсов в помощь образованию, в том числе о базе данных ProQuest.

Елена Владимировна Лерман (зав. международным отделом Московской областной детской библиотеки) поделилась интересным опытом проведения интерактивных уроков в библиотеках Московской области. Об этом много на сайте библиотеки.

Выступление Ирины Ильиничны Комаровой (Федеральный институт развития образования) было посвящено информационным технологиям в школьном и дошкольном образовании (программы Национального фонда подготовки кадров и «Виртуальный детский сад»).

Семинар завершился презентацией лучших реализованных проектов, поддержанных в рамках конкурса «Новая роль библиотек в образовании». Выступили коллеги из библиотеки Гарнизонного дома офицеров (Красноярск), Научной библиотеки Красноярского государственного аграрного университета, библиотеки им. Маршака (Красноярск) и Библиотечной информационной системы (Рубцовск, Алтайский край). Все победители конкурса здесь

А сейчас несколько фрагментов из выступлений О.В. Синицыной и А.А. Артамонова.

О.В. Синицына. Социальные проблемы, проросшие в сферу образования:

* Социальное неравенство
* Коррупция
* Этика и мораль, ценностные ориентиры, идущие в т.ч. из семьи
* Экономический и финансовый успех, а не личностное развитие как конечная цель получения образования
* Призывы к патриотизму и призрачность реальных перспектив на малой и большой родине
* Декларируемая свобода выбора (форм обучения, места учебы, и пр.) и реальные возможности
* Творческие способности и интеллект как мешающие странности, скорее не нужные в жизни, а не как условие развития и движения вперед
* Способность критически мыслить скорее вредное, чем полезное качество
* Никчемность чувства собственного достоинства, если не вредность как гордыни, и подобострастие, холуйство как норма, если не добродетель
* Религиозность, пусть даже внешняя, предпочтительнее, чем гражданское неравнодушие
* Неумение вести общественный диалог и его практическое отсутствие – отсюда возможность произвола власть предержащих
* Безработица
* Трудовая миграция
* Дефицит высокопрофессиональных кадров всех уровней (и работников, и «мастеров»)
* Старение кадров (науки и образования)
* Слабая адаптированность к мировым стандартам и трендам

Для библиотек здесь два поля ожиданий и возможностей:
1. Практическое участие библиотек в формальном образовательном процессе на всех уровнях и для всех участников образовательного процесса (понятная область)
2. Инициативы и лидерство в области совместного решения социальных проблем, проникших в сферу образования, необходимых, как прививка для растущего организма (менее понятная область – возможности для проектирования)

А.А. Артамонов выделил глобальные новации в высшем образовании:

* Образование через игру моделирует современную жизненную практику и выводит обучающихся на необходимость действовать «здесь и сейчас»,
* Образование через компьютерный симулятор позволяет решать задачи из области «нечеткой логики» (территориальное развитие, управление городским хозяйством)
* Дистанционные технологии позволяют удлинить расстояние между преподавателем и учебной группой
* E-learning позволяет заменить преподавателя машиной.

Появились новые типы учебного материала и новые типы учебных занятий.

Меж тем большая часть студентов приходит учиться в вуз без знаний, умений и навыков…
…истории – не знают даты начала I и II Мировой войны
…литературы – не знают, кто написал «Анну Каренину»
…математики – не знают, как решить квадратное уравнение
…информатики – не знают, как рассчитать бюджет поездки, посчитать количество слов и собрать оглавление эссе
…самоменеджмента – не знают, как правильно организовать свое время.

Получается с одной стороны – океан информации, с другой – нехватка самой необходимой, неумение ее найти, если она есть. Возникает вопрос: информационная культура – чье это дело? Ну конечно, библиотек! И мы давно и успешно этим занимаемся.
Библиотека – самый первый институт информационных технологий, возникший задолго до компьютеров. Здесь прививают навыки информационной культуры. Здесь заботятся об информационной экологии. Здесь создают сами и помогают находить созданные цифровые ресурсы. Здесь центр общественных инициатив в области неформальных форм образования. Здесь отучают говорить, думать и писать на канцелярите.

А.А. Артамонов «Информационные технологии – площадка необходимого взаимодействия».
Отдельно мы рассмотрели «высокие» и «низкие» информационные технологии (Low-tech (низкие): коммуникационные и информационные технологии и способы работы БЕЗ использования компьютера; Hi-tech (высокие) – то же, с использованием компьютеров и/или других цифровых устройств).

При этом ключевыми компетенциями современного библиотечного специалиста являются:
* Коммуникативная грамотность (способность выстраивать коммуникации в разных форматах – устном, письменном, дискуссионном, визуальном)
* Мультимедийная грамотность (способность работать с цифровыми фото, видео и аудио)
* Интернет-грамотность (способность cоздавать и работать в интернете на ресурсах типа web 2.0 – web 3.0)

Коммуникативная грамотность на «низком» уровне предполагает умение составлять письма поддержки, обращения, петиции и воззвания; мемо, коммюнике и протоколы переговоров; грантовые заявки; пресс-релизы и т.д. Хорошо владеть методиками проведения управляемых дискуссий, таких как:

* Школа развития: 1-2 дневный семинар по специальной методике с целью выработки идей по развитию небольшой территории (деревня, село, микрорайон)
* World Café: способ генерации и сбора идей
* Pecha Kucha: презентации идей и проектов в формате 20 слайдов по 20 секунд на слайд

Диапазон выбора форм коммуникации Low-tech:
* Встречи с интересными людьми
* Читательские конференции
* Презентации
* Круглые столы
* Pecha Kucha
* Модерируемые дискусии
* World Café
* Разнообразные формы «мозгового штурма»

Коммуникативные умения в области «высоких» информационных технологий – это часть профессиограммы библиотекаря XXI века. Сегодня они – такая же норма, как вчера – умение пользоваться электронной почтой, текстовым редактором, электронной таблицей и редактором изображений.

Итак, это:
* Чтение wikipedia и ЖЖ
* Покупки в интернет-магазинах
* Чтение блогов и формирование френдленты
* Создание и ведение своего ЖЖ
* Написание статей в wikipedia
* Работа в рекомендательном сервисе
* Ведение собственного тематического сайта
* формирование сообществ
* социальная мобилизация

Нужно знать и понимать основы создания веб-сайтов и работы в интернете. Для этого не нужно знать языки программирования. Нужно чуть-чуть понимать HTML и уметь уметь пользоваться «админкой» –

* редактировать материалы,
* вставлять гиперссылки, изображения и видео, приписывать тэги и ключевые слова,
* делать почтовые рассылки подписчикам.

Все это мы посмотрели на примере сайта "Все о Чехове" chekhoved.ru/ (официальный сайт Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН).
Коллеги, надеюсь вам будет полезен этот материал!
Tags: библиотекари, библиотеки, образование, семинары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments