Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:
  • Mood:

994. Исторический лекторий в библиотеке, или о том как важно поднять самолёты и вернуть имена

Никто не будет оспаривать важность распространения исторических знаний, особенно среди молодежи и особенно знаний о Великой Отечественной войне. Воинский и трудовой подвиг наших дедов и прадедов, особенно на родной красноярской земле, их вклад в Великую Победу должен быть увековечен в памятниках, осознан подрастающим поколением.

Целям патриотического воспитания молодежи и популяризации исторических знаний служит созданный в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края исторический лекторий «По страницам истории Великой Отечественной войны». Учредители лектория - ГУНБ Красноярского края и кафедры истории вузов города. Ведущими, научными консультантами лектория являются профессор-консультант СФУ В. В. Гришаев, профессор СибГТУ В. Г. Курдюков и доцент КГПУ им. В.П. Астафьева А. В. Фёдоров.

Первое занятие лектория, недавно прошедшее в библиотеке, было посвящено интересной и не до конца изученной теме - истории красноярской авиации в годы Великой Отечественной войны. Много лет этой темой занимается подполковник авиации запаса Вячеслав Викторович Филиппов, по крупицам собирающий информацию в архивах страны: Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, Государственном архиве Красноярского края, Краевого краеведческого музея.

В. В. Филиппов:


Слушателям лектория, среди которых преобладали молодые люди, была предложена выставка, организованная совместно с ГУНБ Красноярского края и музеем «Малая родина» лицея № 11 г. Красноярска, который уже седьмой год серьезно занимается данной темой. Большой интерес вызвали макеты советских и американских самолетов, летавших в годы войны в красноярском небе. С трепетом рассматривали мы подлинные документы времен войны: красноармейские и летные книжки, знаки Осоавиахима, знаки летчиков и курсантов аэроклубов.












Свой рассказ В. В. Филиппов начал с истории аэроклубов, где еще до войны велась начальная военная подготовка. Первый аэроклуб в Красноярске был создан в 1934 г., но реально начал работать в 1936 г. До войны в крае функционировало три аэроклуба: в Красноярске, Канске и Черногорске. Самолеты для аэроклубов в те годы приобретались всем миром: члены аэроклубов собирали личные деньги, проводили лотереи. С началом войны аэроклубы были переориентированы на подготовку летчиков и обслуживающий персонал самолетов. Из личного состава аэроклубов и использовавшихся ими самолетов формировали новые авиаполки.

Какие же авиаполки и авиашколы находились в Красноярском крае в годы войны? Два авиационных полка, дислоцировавшихся в Красноярске в начале войны, в первые же недели были отправлены на фронт. Это 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк и 30-й бомбардировочный авиационный полк (его позже переименовали в 77-й бомбардировочный авиационный полк). В первые месяцы войны в край были эвакуированы летные учебные заведения: Харьковская военная авиашкола стрелков-бомбардиров (находилась в Красноярске), Бирмская военно-авиационная школа пилотов (Черногорск). В Абакане находилась Школа младших авиационных специалистов, в Канске - военная авиашкола стрелков-бомбардиров. Кроме этого в крае находились части, обслуживающие самолеты и аэродромы. В Красноярске базировался и 45-й запасной авиаполк, с ноября 1942 г. осуществлявший прием перегоняемых по Красноярской воздушной трассе («Аляска – Сибирь») американских самолетов.

Недавно Вячеслав Викторович нашел в архивах сведения о том, что в Абакане в годы войны располагалась эвакуированная из Краснодара 12-я спецшкола ВВС, где находились подростки 15-17 лет – дети офицеров, либо те, чьи родители погибли на фронте. В спецшколе изучались теоретические и технические дисциплины летного дела.

В первые месяцы войны выяснилось, что армии не хватает самолетов для работы в прифронтовой полосе. Для этого идеально подходил У-2 (позже переименованный в ПО-2 по имени своего создателя Н. Н. Поликарпова). 7 ноября 1941 г. вышло постановление Наркомата обороны о создании в кратчайшее время 110 полков на самолетах У-2. В нашем крае на базе авиашкол и аэроклубов сформировали пять новых авиаполков. Это 673-й авиационный полк (сформирован на базе эвакуированной в Красноярск Харьковской военной авиашколы стрелков-бомбардиров), 675-й, 678-й и 679-й полки (сформированы на базе первой Киевской ВАШППО и Черногорского авиаклуба в Абакане) и 669-й авиаполк (сформирован на базе Канской военной авиашколы стрелков-бомбардиров). Это были полки ночных бомбардировщиков, в каждом из них насчитывалась 20-21 боевая машина. В декабре 1941 – январе 1942 гг. все полки уже были на фронте.

У-2 (По-2):


По-разному сложилась коллективная судьба красноярских авиаполков. Так, например, 673-й авиационный полк за четыре месяца потерял все самолеты и всех летчиков. Некоторые полки за годы войны дважды теряли свой летный состав. Вячеслав Викторович зачитал слушателям лектория выдержку из исторического формуляра авиационного полка, где перечислено, сколько было уничтожено мостов, дзотов, сколько бомб попало в железнодорожные линии, окопы. Точность попаданий на низколетящем ночном бомбардировщике У-2 была снайперская. Немало хлопот доставляли немцам эти самолеты, недаром за сбитый У-2 немецкий летчик всегда награждался крестом.

История легендарной секретной авиаперегоночной трассы «Аляска – Сибирь», ее функционирования в Красноярске достойна отдельной лекции. Вячеслав Викторович, предвосхищая возможные вопросы о боевых качествах советских и американских машин, лишь подчеркнул, что не было самолетов плохих и хороших. Все самолеты были хороши по-своему, каждый из них выполнял свои задачи. Всего по трассе «Аляска – Сибирь» было доставлено около 8 тысяч самолетов. К концу 1944 года, когда надобность в американских самолетах на советско-германском фронте отпала, их перестали отправлять на запад, сосредотачивая в Сибири для будущей войны с Японией.







В Красноярске прием, обслуживание и отправку на фронт американских самолетов осуществлял 45-й запасной авиаполк, где служило около тысячи человек. На базе этого полка также обучали летный состав для работы на американских самолетах. За смену через красноярский аэродром проходило до 20 самолетов самых разных типов, это очень много! Красноярские авиаинженеры и техники трудились героически, однако мы почти ничего не знаем об этих людях.

Самой засекреченной темой истории красноярской авиации периода Великой Отечественной войны всегда были авиакатастрофы, которых на сибирской земле произошло немало. За годы войны при перегоне ленд-лизовских и советских машин, обучении курсантов, обучении на новой технике фронтовых летчиков разбилось 57 самолетов (из них 20 американских), 119 человек погибло. Один самолет до сих пор числится без вести пропавшим. Близ деревни Петропавловка Ирбейского района в болоте и сейчас лежит разбившийся самолет, а в нем 4 члена экипажа. Учащиеся лицея № 11 в 2008 году были в экспедиции в этих местах и не оставляют надежду на то, что им удастся с помощью взрослых поднять этот самолет из болота и захоронить погибших летчиков по христианскому обряду.

А в ноябре 2007 года благодаря усилиям лицеистов были восстановлены имена летчиков, погибших на красноярском аэродроме в самом начале перегона самолетов с Аляски. Некогда безымянный памятник воинам летчикам на Троицком кладбище обрел имена и фамилии погибших летчиков. Вскоре нашлись родственники одного из них – майора А. А. Мартынова. Они живут в Минске и хотят приехать поклониться праху своего отца и деда в сибирский город Красноярск.

В 90% случаев летчики сгорали вместе самолетом, и их останки хоронили прямо на месте катастрофы. Многие из этих могил сейчас трудно найти – холмики сравнялись с землей, вокруг вырос лес, а опознавательных знаков на могилах нет. Но память не имеет срока давности. Мы обязаны найти места всех катастроф, увековечить память летчиков, чтобы их имена остались в истории Красноярского края.

Красноярская региональная общественная молодежная патриотическая организация «Вечный огонь» (руководитель С. С. Аксельрод), ученики и руководитель музея «Малая родина» лицея № 11 (руководитель О. Л. Подборская), ученики и руководитель музея «Наследие» школы № 148 Красноярска (руководитель Т. А. Боковикова), поисковики из Зеленогорска (руководитель Л. А. Коршунова) участвуют в поисковых работах, устанавливают памятные знаки на местах гибели летчиков. Вновь найденные материалы предоставляются в музей Мемориала Победы.



О. Л. Подборская:


В 2010 г. экспедиция 148-й школы нашла обломки самолета с номером в тайге под деревней Белорусская Березовского района, удалось разыскать и родственников погибшего летчика. Зеленогорские поисковики нашли могилу трех летчиков на заброшенном, заросшем кладбище. В сентябре 2010 г. на могиле побывали родственники двоих из них - Г. И. Калигина и А. С. Строкова.

А на Мемориале Победы должен быть установлен единый памятник погибшим летчикам. Необходимо увековечить и память о героическом труде тружеников тыла. Это задача властей  Красноярска при активной поддержке общественности города.

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. И, думается, наш лекторий поможет и молодым людям, и их преподавателям определиться с тематикой их деятельности в этом направлении.

Занятия лектория «По страницам истории Великой Отечественной войны» будут проходить в ГУНБ Красноярского края каждый месяц. Следите за информацией на сайте библиотеки.

В. В. Филиппов отвечает на вопросы:


Г. А. Васильев:


Tags: Красноярский край, авиация, война, наша библиотека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments