Тимошенко Вера Олеговна (канд. мед. наук, доцент, директор музея истории медицины) рассказала о создании мединститута и вообще о медицине в годы войны. Первым корпусом мединститута стал корпус на Маркса, 124. Там жили эвакуированные из Ленинграда и Воронежа студенты и преподаватели, там же и учились.
Интересно, что подготовка эвакогоспиталей началась еще в 1939 г. Всего в годы войны у нас в крае действовало более 60 (!) эвакогоспиталей. Конечно, не хватало помещений: госпитали размещали в школах (дети учились в оставшихся школах в четыре смены), домах культуры, домах отдыха, доме политпросвещения и даже в гостиницах! Кроме Красноярска эвакогоспитали действовали в Ачинске (6), Боготоле, Канске, Уяре, Иланском, Абакане (7), Черногорске (2), на курортах Шира, Учум и Тагарское.
Умерших в госпиталях было менее 1 %, в строй возвращались 70-75 % бойцов. В 1943 г. в госпиталях края работало 175 врачей, из них 23 имели научную степень. Конечно, во всех госпиталях работали студенты мединститута, курсы повышения квалификации проходили также на базе госпиталей. За годы войны в крае была проведена 21 научная конференция медицинской тематики.
В эвакогоспиталях проводилось трудовое обучение раненых. При госпиталях существовали мастерские по ремонту одежды и обуви.
В Красноярске по адресу Сталина, 35 (ныне Мира) открылась станция переливания крови, снабжавшая госпитали. Были среди медиков настоящие изобретатели, например, доцент Скакун изобрел кварцевую лампу.
Предприятия, колхозы и совхозы шефствовали над госпиталями, помогали продуктами, одеждой.
К концу января 1945 г. в крае остался один госпиталь, где долечивались раненые. Остальные госпитали переместили в европейскую часть страны, ближе к фронту.
На вчерашней встрече выступили ветераны: Зоя Федоровна Сафонова (герой Социалистического Труда, известная ткачиха), Анатолий Петрович Самков (председатель Совета ветеранов Красноярского края), Николай Павлович Матонин.
Вот Николай Павлович вспоминал, как летом 1941 года школьников 5-10 классов на баржах возили на сельхозработы. А теплоход «Орджоникидзе» в годы войны использовался как плавучий госпиталь, на нем развозили увечных солдат по деревням. Николай Павлович получил специальность прибориста и работал на обслуживании самолетов трассы Алсиб.
Больше всего меня тронуло выступление Евгении Адольфовны из общества «Блокадник» (к сожалению, фамилию я не расслышала). Из большой семьи в блокадном Ленинграде выжили трое: Женя и ее двоюродные брат и сестра. Эвакуировалась Женя с братом, довезли их до Новосибирска. Далее ехали сами, надо было в Казачинское, где отбывала ссылку с 1938 года мама Жени. Все-таки добрались, добрые люди помогли. В Казачинском девушка устроилась на работу в детский сад, а ей было всего 17 лет. В старшей группе ребятишки теребили шерсть для будущих солдатских рукавиц.
Еще было очень интересное выступление о театре Пушкина в годы войны. Но о нем я расскажу 27 марта, в Международный день театра.
И, раз уж о праздниках речь зашла, - поздравляю всех коллег и читателей блога, кто работает в нашей отрасли, – с завтрашним Днем работника культуры! Мы завтра вчетвером едем в командировку с проектом «Территория культуры» в Бородино и Канск. Очень интересно, как вы проведете и отметите (отметите ли вообще) этот день. Напишете?