Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1030. Учимся этикету по-губернски!

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как жили сибиряки - жители Енисейской губернии? Отличались ли правила поведения за столом и правила этикета в целом от существующих сегодня? Что было принято считать хорошими манерами в Енисейской губернии, и какой человек считался неотесанным невежей? Ответив на эти вопросы, мы в очередной раз убедились, что краеведение поистине удивительно, многообразно, интересно и неисчерпаемо!  

Обратились мы к этой теме не случайно. В библиотеке прошел очередной час краеведения. Его темой стал «Городской быт сибиряков. Правила этикета и поведения за столом». Он прошел в рамках образовательного цикла «Красноярский фарватер». Нашими гостями стали ЮЖиКи (юные красноярские железнодорожники – ребята с Красноярской детской железной дороги). В библиотеке ребята уже не в первый раз и тема прошедшей встречи была предложена ими самими! Мы с интересом за нее взялись. . .

Что же такое «этикет»? Какая страна является родиной этикета? Именно с этих двух вопросов и была начата встреча с ребятами. С первым вопросом все справились безо всякого труда, но ответ на второй вопрос ребята предложили разные варианты – Великобритания, Франция, Испания и даже Россия. На самом деле, Родиной этикета считается Италия. Именно здесь, согласно историческим документам, в XIV веке началось постепенное облагораживание нравов. И немного позже, вместе с другими науками и искусствами этикет постепенно стал проникать в соседние европейские страны. Король Франции Людовиг XIV, который обладал изящными манерами и изысканным вкусом, заботясь о блеске и роскоши своего двора, вручал придворным небольшие карточки «этикетки», где были перечислены правила поведения, которых следовало придерживаться в данном месте. Таким образом, слово и само понятие «этикет» и дошло до наших дней.

Думаем, что трудно не согласиться с тем, что изучение правил и их соблюдение – очень скучное и неинтересное занятие. Именно поэтому, нами и была выбрана форма контраста и вовлечения учащихся в сам процесс и прогружение в историческое прошлое наших земляков. Сервировав стол по всем правилам, мы преступили к нашей беседе о званых ужинах жителей Енисейской губернии.

С чего же было принято его начинать? Любое принятие пищи необходимо было начать и закончить молитвой. Доедать все подчистую на тарелке было не положено, «не дай бог еще хлебом подлив собирать. Обязательно на тарелке крошечку недоеденного нужно оставить. А то будто отродясь дома не ел и дорвался до бесплатного». Кусать хлеб, оставлять на чашке недоеденный сахар, класть после еды приборы на скатерть, откидываться на спинку стула, оттопыривать мизинец, когда берешь чашку, разговаривать, не прожевав кусок, дуть в стакан также считалось неприличным. Любопытно, что все эти простые правила остаются актуальными и в современном обществе.

Небезызвестным является и тот факт, что сибиряки  - большие любители вкусной и обильной пищи. Этот можно можно объяснить суровым климатом. Мясо употребляли значительно больше, чем в европейской части страны. Были очень популярны пельмени, а особенно мороженые, которыми запасались купцы, отправляясь в дорогу. Рыба и различные рыбные блюда, масло, сквашенное молоко, овощи, мучные изделия, кедровые орехи – это лишь небольшая часть любимых продуктов красноярцев.

Количество же блюд на званых обедах могло достигать 10-20, а продолжительность обеда доходила порой и до 6 часов. На праздники подавалась лучшая еда. Собираясь в гости, приносили с собой гостинцы. Приглашенный на обед после первого визита считался знакомым и принятым в дом; отказ же со стороны приглашаемого от обеда принимался как обида, выражение враждебности и неприязни. Все садились строго по чинам и отношениям, каждый сидел молча, углубив нос в тарелку. Гостей встречали прямо во дворе у ворот – мужчина снимал шапку, а женщина кланялась, добродушно приветствуя пришедших. Чаепитию всегда уделялось особое место за обедом. На стол ставился большой самовар, заваривался чай, выносились различные угощения. Возле хозяйки, разливавшей чай, стояла полоскательница для ополаскивания чашек и стаканов, так как чай пили помногу, а остатки спитого чая на дне портили вкус новой порции. Находились любители пить чай с полотенцем, вешая его на шею для утирания пота. Жители губернии пили цветочный, черный, байховый, зеленый, плиточный, кирпичный чай, иногда добавляя в него цветы жасмина для аромата. Чайная посуда была фаянсовая, конфеты и варенья подавали в хрустальных вазочках. Каждый вид конфет предлогался гостю в отдельной вазе. В качестве отдельного блюда или завершения званого обеда подавался мед. В него макали хлеб, запивали водой, чаем или квасом. К меду могли подавать также и свежие огурцы, которые обмакивали в него и ели.

Познакомив ребят с особенностями поведения жителей Енисейской губернии за столом и их предпочтениями в еде, мы оставили «на десерт» небольшие загадки, на которые ребята должны были найти ответ, используя смекалку. А вам говорят о чем-либо, такие названия, как «чертово яблоко», «драчены», «маковки», «коноплянки», «снежки» или «горошница»? «Чертовым яблоком» было принято называть обыкновенный картофель, «драчены» - это современный вариант драников, готовили их так – дно и бока глубокой сковородки выкладывали толченой картошкой, пустое пространство заполняли или свежей капустой, или морковью с грибами и рисом, плотно защипывали по бокам и протыкали вилкой. После запекания в печке ели с маслом. Дома также готовили своеобразные конфеты – «маковки» и «коноплянки». Делали их так: в кипящий крутой сироп опускали маковое или конопляное семя. Все это варилось на медленном огне, а затем выливалось на смоченный водой противень. Когда конфеты застывали, их разрезали на квадратики. Чтобы приготовить «снежки», необходимо было в кипящее молоко опустить стертые с сахаром желтки, а потом взбитые в пену белки с сахаром. «Горошницу», не трудно догадаться, готовили из гороха, смолотого в гороховую муку. Её заваривали кипятком, держали на «водяной бане»; остудив, разрезали на прямоугольные пластинки и заливали внутренним рыбным жиром.

P.S. Очень интересный материал по теме был найден в книгах: Ю. М. Гончаров «Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (середины XIX-начала XX вв.)» (Новосибирск, 2004); Б. Е. Андюсев «Сибирское краеведение» (Красноярск, 2003).

В них можно найти информацию не только о кухне, но и быте, хозяйстве, одежде, праздниках, традициях и обычаях жителей как Енисейской губернии середины XIX - начала XX вв., так других сибирских регионов.

Tags: Красноярский край, дети, история, краеведение, наша библиотека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments