Помню, в прошлом году, к юбилею Победы, нашей библиотеке нужно было подобрать цитаты к большой выставке, посвящённой Великой Отечественной войне. В их поисках я перелопатила любимую книжку – «Пять тысяч любимых строк» и два своих новых сборника – Б. Окуджавы и В. Тушновой. Мне понравилось перечитывать старые, уже знакомые произведения, но вот стихи В. Тушновой военного периода были для меня мало знакомы. Открыв книгу, я окунулась в иную поэтику…
Это строчки не о боях и сражениях, и не о трудовом подвиге. Это – мир женщины, переживающей скорбь и лишения военных лет, нежно заботящейся о дочери, постоянно вспоминающей горячо любимого мужа, ушедшего на войну. Это тонкая тоска по мирному времени, по бытовому укладу и жизни довоенных лет… Меня не смогли оставить равнодушной истории о потерянной кукле, заботливой медсестре (которой и была, кстати сказать, в годы войны сама В.Тушнова), хирурге, назвавшем постороннего парнишку сыном… Читая её стихи, я заплакала по-настоящему, хотя поэзией меня нелегко растрогать до слёз.
Я увидела у В. Тушновой и глубокое, по-настоящему философское и одновременно житейское понимание сути войны:
«И долгий путь сквозь мокрое ненастье
осенней ночью хриплой и бездомной
мне кажется ничтожно малой частью
одной дороги – общей и огромной»
(Стихотворение «Дорога»)
У неё есть искренняя, сильная любовь к людям, миру и родной России… И, конечно, как настоящая женщина, В. Тушнова много пишет о своей дочери, о любви к ней. С одной стороны, в подтексте многих стихотворений этого периода – сожаление о том, что не всё, что хотелось бы, она смогла сделать для дочурки в эти суровые годы, с другой, насколько может, насколько в силах матери, она пытается оградить девочку от забот и тяжестей военного времени.
Мне запомнилось одно стихотворение, на мой взгляд, наиболее сильное и трогательное. Я хочу привести его здесь целиком – потому что, как я уже подчёркивала, стихи В.Тушновой нужно читать полностью.
В оцепененье стоя у порога,
я слушаю с бессмысленной тоской,
как завывает первая тревога
над черною, затихшею Москвой.
Глухой удар,
бледнеющие лица,
колючий звон разбитого стекла,
но детский сон сомкнул твои ресницы,
Как хорошо, что ты ещё мала…
Десятый день мы тащимся в теплушке,
в степи весит малиновая мгла,
в твоих руках огрызок старой сушки.
Как хорошо, что ты ещё мала…
Четвёртый год отец твой не был дома,
опять зима идёт белым-бела,
а ты смеёшься снегу молодому,
Как хорошо, что ты ещё мала…
И вот – весна.
И вот – начало мая.
И вот – конец!
Я обнимаю дочь.
Взгляни в окошко,
девочка родная!
Какая ночь!
Смотри, какая ночь!
Текут лучи, как будто в небе где-то
победная дорога пролегла.
Тебе ж видны одни потки света…
Как жалко мне, что ты ещё мала!
Стихотворение настолько многопланово – здесь и детское, и взрослое восприятие войны и мира, и отношение к ребёнку, и сама суть праздника Победы – «радость со слезами на глазах».
А ещё это стихотворение особенно актуально в преддверии нового занятия исторического лектория «По страницам Великой Отечественной войны», тема которого – «Дети войны» (18 мая в 16.00 у нас в библиотеке).
И в преддверии очередного «Поэтического понедельника», посвящённого Дню защиты детей (кофейня «English school», ул. Ленина, 116, 6 июня в 18.00) – приглашаем читать стихи о детях и для детей!
По книге В. Тушновой «А знаешь, всё ещё будет». - Москва : Эксмо, 2008. – 544 с.
Анастасия Конухова, ведущий библиотекарь ОГЛ