?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чижова Е. Нюточкин дом. – Звезда. – 2008. – N 1.

Отгремели фанфары гоголевского юбилея, с успехом прошли посвященные писателю помпезные мероприятия – конкурсы, выставки, концерты -  и, как водится, про классика на время забыли…до следующей круглой даты. А у меня не выходит из головы блестящая стилизация знаменитой повести «Шинель», созданная Еленой Чижовой, так сказать, на современном материале  и опубликованная  в петербургском журнале.
Действие рассказа Чижовой разворачивается в Петербурге на рубеже веков, а главная героиня – Нюточка Сниткина – ничем не примечательная, тихая и скромная - рядовой работник бухгалтерии. Уже само начало рассказа, как некий пароль к интертексту Гоголя, сразу настраивает читателя (ну, более-менее литературно грамотного) на нужную волну и отсылает к бессмертному образу маленького человека. «В одной бюджетной организации…впрочем, не станем указывать, в какой именно…трудилась Анна Петровна Сниткина». (Е. Чижова)  - «В департаменте…но лучше не называть, в каком департаменте…Итак, в одном департаменте служил один чиновник» (Н. В. Гоголь).

Нюточка, как и ее литературный предок, так же добросовестна и усердна в работе, совершенно непритязательна, способна безропотно выносить все трудности и с легкостью преодолевать соблазны уже просочившейся в Россию буржуазной жизни. «Анна Петровна равнодушно отворачивалась от витрины, отправлялась в очередной отпуск в ноябре – и все это без малейшего душевного надрыва, на который так падки иные души, изувеченные нервным петербургским климатом». Отчуждение от мира усиливается одиночеством  – родители на момент завязки действия уже умерли, семьей, или какой другой личной жизнью, в силу своей скромности, невзрачности и некоторой «забитости», Анна Петровна не обзавелась. Текст буквально фонтанирует литературными кодами Гоголя: тут и саркастическое упоминание петербургского климата, и ироническое обыгрывание невзрачности героини, доведенное до гротеска:  неприметна до такой степени, «что хоть сейчас в шпионы».

Перелицовка «Шинели» происходит в полном соответствии с исходным образцом: повторяются все основные сюжетные ходы повести, начиная от рождения идеи фикс и заканчивая  появлением призрака. Особая, мистическая роль северной столицы в судьбе героини – тоже родом из «Петербургских повестей». Петербург возникает на страницах  рассказа Чижовой одновременно как город-призрак и город-искушение. Великолепная имперская столица навевает «сны золотые» и рождает честолюбивые мечты даже в  душах натур робких и непробивных, обрекая их на верную гибель. Так было с Акакием Акакиевичем, возмечтавшем о новой шинели, как  пропуске в мир более привилегированных сословий, так стало и с Нюточкой. Только роль шинели для скромной бухгалтерши играет ее новая квартира, которую она заполучает в результате череды обменов – пусть и крохотную – но зато в историческом центре города! В сознании и скромного чиновника, и  бюджетницы Нюточки неодушевленный предмет становится настолько желанным, что  одушевляется и превращается в подобие близкого человека, прогоняя тоску и одиночество, наполняя жизнь смыслом! Акакий Акакиевич переживает радость «как будто бы он женился», Нюточка выбирает квартиру «не так, как следовало бы, а как иная девушка выбирает жениха, то есть сердцем». Доселе равнодушная ко всякого рода излишествам, Анна Петровна  после приобретения жилья вдруг «заболевает» шикарным ремонтом, который ей явно не по карману. Невиданные, по понятиям Нюточки, выросшей в убогой коммуналке, блеск и роскошь современных отделочных материалов  ранят ее в самое сердце, ценой невероятных усилий и ограничений ей удается скопить необходимую сумму и сделать приличный ремонт.  Но, как говорится, хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах. По воле злого рока или по несчастливому стечению обстоятельств  почти осуществленная мечта, на которую было положено столько сил, рушится в одночасье, как карточный домик. Финал, хорошо известный нам по повести Гоголя, пересказывать нет смысла. Такова уж горькая судьба маленького человека, не единожды в разных вариантах рассказанная великими классиками – от Пушкина до Достоевского. Обладающий невероятной жизнестойкостью, ангельским терпением и даже, я бы сказала, целеустремленностью в определенные моменты своей жизни, герой неизбежно оказывается «у разбитого корыта» своей заветной мечты и пережить эту трагедию, выйти из нее пусть не победителем, но хотя бы  в добром здравии и живым он уже не в состоянии.  Причем дело не только в вечных социальных барьерах или слабости характера, но еще и в некой иррациональности самой  жизни, таинственных темных силах, подобно обратной стороне луны, присутствующих в окружающем мире.  В развязке рассказа Чижовой мотив об абсурдности мира и боль за существо «никем не защищенное, никому не дорогое» звучат особенно остро. Нюточкина смерть вдвойне нелепа и бессмысленна – в силу новых неожиданных обстоятельств, квартиры, как оказалось, она не лишилась, но узнать об этом, увы, ей уже не суждено.  

Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner