Про эту книгу я узнала, когда просматривала итоги 20-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года (2010)». Альбом проектов, эскизов и фотографий «Архитектурное путешествие по железной дороге» (Москва : Студия «4+4», 2010) был назван лучшим в номинации «Лучшее издание по искусству, фотоиздание».
Альбом составлен на материалах Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева и посвящен истории железнодорожной архитектуры в России и бывшем СССР.
Честно говоря, я ожидала от книги более широкого географического охвата, а не только Москвы, Питера, Киева и еще нескольких городов, - «Путешествие» все-таки... Всего прочего крайне мало, а Сибири так вообще не нашла. Но всё равно – альбом замечательный, и в содержательном плане (в книге представлены проекты и эскизы железнодорожных сооружений таких известных архитекторов, как А. В. Щусев, И. А. Фомин, А. Н. Душкин, В. А. Щуко, И. И. Рерберг и др.; проекты сопровождаются искусствоведческими комментариями и фотографиями), и с точки зрения искусства оформления книги.Специально даже заглянула на самую последнюю страницу, чтобы узнать что это за бумага такая в книге использована - крайне приятная для рук и для глаза (качества иллюстраций). Это бумага focus art cream (матовая высококачественная бумага слегка структурированная с оттенками кремового цвета; используется для создания цифровых произведений изобразительного искусства - это разъяснил интернет).
Книга находится в отделе литературы по искусству.
Содержание:
Глава 1. Рождение ж-д архитектуры: ворота в современный мир
2. От конструктивизма до "ампира": поиск новой архитектуры
3. Архитектура под руководством ЦК КПСС
4. Казанский вокзал. Мастер и его мастерская
5. Архитектор Иван Фомин и комплекс зданий НКПС в Москве
6. Страна детских железных дорог
Приложения.
А. В. Петцольт. Санкт-Петербургская пассажирская станция. Лист из альбома "Виды Санкт-Петербургско-Московской железной дороги" (1851):
В. А. Щуко. Николаевский вокзал в Санкт-Петербурге. Конкурсный проект. 1912:
Р. А. Желязевич - паровая водокачка на Петербургской станции (рисунок 1849 г.), он же - станция 4-го класса на Санкт-Петербургско-Московской ж. д. (рис. 1946) и А. В. Петцольт - мост через реку Тверцу:
Н. Я. Тамонькин. Казанский вокзал в Москве. Интерьер ресторана, 1949-1950:
А. Д. Хилькевич. Станция Бахчисарай, 1946 г.
А. В. Куровский. Станция Олений пруд детской железной дороги в Измайловском парке. 1940: