Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1186. Братская вражда

В. Кантор. Сто долларов // Звезда. – 2011. – № 4.
Если в 19 веке литераторы относили к типу маленького человека явных неудачников: малообразованных, слабохарактерных, трусоватых и забитых выходцев из низших слоев населения, не способных даже мечтать о должности выше титулярного советника или коллежского асессора, то в литературе 21 века все кардинально изменилось. В разряд маленьких людей автоматически попадает большая часть интеллигенции, причем даже высшей пробы: научной и  творческой, включающей писателей, докторов наук, профессоров. Решающим для определения статуса человека в 21 веке становится именно материальный фактор, причем решающим до такой степени, что может посеять вражду и ненависть между самыми родными людьми, как это и произошло в повести В. Кантора «Сто долларов».

Повесть написана от первого лица и обладает всеми признаками исповедальной прозы, в которой всплывают архи болезненные нравственные проблемы информационно-каменного века. Каменного в смысле всеобщего бездуховного начала и вытеснения привычных нравственных ценностей, нажитых многочисленными поколениями в нелегкой борьбе за существование. Главный герой – доктор наук, профессор, автор пяти монографий и нескольких книг оказывается   в сложной жизненной ситуации.

Больной со времен Булгакова для тогда еще советских граждан квартирный вопрос с упорством, достойным лучшего применения, продолжает портить и  портить жизнь теперь уже гражданам российским. Глеб (так зовут героя) вынужден ютиться с женой и маленькой дочерью в коммуналке, так как свою собственную квартиру он оставил первой жене – уходя из бывшей семьи,  поступил по совести. Главная проблема героя в том, что он – не добытчик.  В настоящем времени получить квартиру от государства при всех заслугах перед отечеством почти нереально, накопить на нее для Глеба – тоже что-то из области фантастики. Правда у героя есть один выход – дать крупную взятку, чтобы ЖЭК переписал на семью писателя и третью комнату,  которая пока пустует (они прописаны только в двух). И Глеб почти собрал необходимую сумму, не хватает каких-то ста долларов, однако взять их негде. Вот тогда-то, после долгих колебаний он решается обратиться к своему младшему брату Клавдию.

Клавдий – полная его противоположность: известный художник, благодаря своим связям в высших кругах, добившийся и признания, и славы, и денег, причем на Западе – не в России. С квартирным вопросом у меньшого все в полном порядке: не только в Москве, но и за границей успел приобрести вполне респектабельные хаты. Вот только старшему брату он не просто отказывает в ничтожном (по меркам состоятельного человека) займе, но во время телефонного разговора буквально обрушивает на него целый ушат  грязи:  хамит, сыплет упреками и оскорблениями, называя слабаком и неудачником. Сквозь все эти словесные  нечистоты явственно проступает совершенно неадекватная ненависть более богатого и удачливого к не успешному и не богатому: «Глебу показалось, что телефон, как собака, оскалился, бросился на него и тяпнул за руку»

Почему? Когда обездоленные герои в романах Федора Михайловича ненавидят успешных, потому, что завидуют – это, по крайней мере, логично. Здесь же брат идет холодной войной на брата, нарушая не просто человеческие, но самые главные, родственные законы, явно не из-за зависти. Конечно, сама по себе проблема братской вражды не нова – она восходит к Каину и Авелю, Ромулу и Рему, но автор пытается докопаться до сути, найти ее корни, понять, почему любящий и преданный когда-то младший брат становится злейшим врагом?  Почему  человек свою силу и выгоду видит в презрении к ближнему, и ему удобнее пройти по головам, нежели соблюсти элементарные нравственные законы и протянуть руку помощи?

«Меня всю жизнь учили вежливости, учили уступать, а, уступая, сверхчеловеком не станешь» - резюмирует Клавдий. Вот где собака зарыта: идея господства и превосходства, обретая самые уродливые формы, по-прежнему кружит головы вылезшим из грязи - в князи. Глеб же на протяжении всей повести пытается найти ответ на вопрос: что такое тьма в философском смысле и применительно к человеку. В конце повести, пообщавшись с братом, он этот ответ формулирует четко: «Самая темная тьма – это человек. Единственно ясно, что тьма – от отсутствия любви к другому».
Tags: книги
Subscribe

  • Печать эпохи. Красноярск сто лет назад

    Ну что, друзья, наконец и к нам пришло тепло и солнце! Самое время присесть под цветущей яблоней или черемухой, от души подышать и, конечно же,…

  • Печать эпохи. Апрель 1961

    60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Это событие поразило весь мир и несколько дней все газеты были полностью посвящены полету…

  • 30 лет «Красноярской газете»

    Краевая народная «Красноярская газета» начала свою историю в феврале 1991 года проникновенной поэтической строкой: «Я люблю Родину,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments