?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно пришел такой комент:

"В 59-м году, по словам моей бабки, произошёл сильный пожар на железной дороге под Красноярском, где она в то время работала, цистерна с горючим загорелась и пламя перекинулось на пассажирский поезд, пострадал в основном вагон с пионерами, ехавшими на отдых, было много трупов, ходили слухи о диверсии. Вот бы по поподробней где прочитать".

Сами понимаете, в газетах тогда про это не писали, более поздних публикаций не нашли. Мы обратились в музей Красноярской железной дороги, поспрашивали у знакомых.

Вот что вспомнил Николай С.:
"Летом 60 года, в августе, мы жили на даче. Во второй половине дня на западе, над кромкой леса поднялся черный гриб в полнеба, что нас всех сильно напугало. До сих пор помню не ощущения - тихий ужас. Позже узнал, что на железной дороге была крупная авария. Иные сведения до меня не дошли. Спустя несколько лет с отцом поехали за грибами в Минино, там жил его приятель. От станции пошли к нему, мимо кладбища. Тогда и указал кто-то на большой участок могил, погибших в той катастрофе. Произошло тогда следующее - Минино, это крупный ж/д разъезд перед городом, подошел и остановился пассажирский поезд с западного направления. На параллельных путях стоял товарняк. По третьему пути, отсекая пассажирский, шел эшелон с нефтепродуктами, ну и пыхнуло. Люди оказались в ловушке.
В позднее время я где-то читал про это, но в памяти отложились детские воспоминания".

А вот что вспомнила Карпенко Светлана Петровна (директор музея истории Красноярской железной дороги):

"…Мой папа (Грабарчук Петр Васильевич) работал машинистом на аске в службе пути на станции Козулька. Я была ребенком и помню, как он рассказывал дома, что видел после крушения.
Об этом все газеты молчали, а говорить запрещали, чуть ли не расстрел за это.
Детишки ехали на пассажирском поезде летом, в каникулы, на слет по краю. От проходящего грузового поезда в районе Минино что-то отлетело на соседний путь, огромное количество вагонов нагромоздились друг на друга. Поезда трое суток не ходили. Когда детей находили, ложили их друг к другу, в белых рубашечках, в красных галстучках пионеров.  
После увиденного, мой отец (участник ВОВ), не мог сдерживать эмоций, плакал. Тогда начальника Красноярской железной дороги, Киреева Ивана Ивановича, уволили. Наша учительница из школы, (Потылицына?) была в этом поезде, выжила, потом долго лежала в больнице, ушла на инвалидность. Сегодня в Минино стоит памятник в память о произошедшей трагедии". (Записала мл. научный сотрудник музея Исаева Наталья Семеновна).

Вот и всё, что пока удалось узнать. Может у кого есть фотография мининского памятника? Может кто-то что-то знает или может расспросить у родителей, бабушек-дедушек?


Ж-д станция п. Минино. Фото отсюда: http://www.panoramio.com/photo/8887909


Ж-д станция п. Минино. http://www.panoramio.com/photo/8721430

Comments

loose_cannon
19 янв, 2012 07:05 (UTC)
Какая связь между трагедией и слухами о якобы произошедшей трагедии?
biblus
19 янв, 2012 14:33 (UTC)
Связь такая, что слухи, как правило, не рождаются вообще из ничего, из пустоты. А вот любое происшествие, особенно негативного плана, имеет свойство со временем обрастать слухами, мифами и проч. Доказательств того, что в 1959 году на станции Минино не произошло вообще ничего, у Вас нет. В пользу обратного свидетельствуют рассказы хотя бы нескольких очевидцев. Да сумбурные, да с, как Вам показалось, неправдоподобными подробностями, но в них есть одно общее - что-то плохое случилось тогда на станции Минино. Остальное требует изучения. Даже если там погибли не десятки пионеров, а один пенсионер, то никакого повода для иронии я и в этом случае не вижу.
На счет того, что за 20 лет после СССР "эта история всплыла бы в печати". Ничего не делается само по себе. Для того, чтобы что-то "всплыло", это надо начать изучать. В 1959 году в Брянске обрушился кинотеатр, десятки жертв, ни одного слова ни в одной газете, вся информация передавалась среди горожан устно на протяжении десятилетий, какие-то документы по этой катастрофе, естественно, были, но доступ, понятное дело, к ним был весьма и весьма ограничен. В 1992 году нашелся один журналист, которого эта история заинтересовала, разыскал очевидцев, тех, кто был там и выжил; не один месяц работал в архивах, написал статью. С тех пор никаких новых подробностей не появилось, потому что, видимо, больше никому не было интересно. Одна его статья по этой теме и кочует из одного СМИ в другое. И если бы не тот один, то информация не всплыла бы ни через 20, ни через 50 лет после СССР, а, скорее всего, окончательно приобрела бы "статус" городской легенды. Возможно, для случая в Минино всё еще не нашелся свой энтузиаст. Им вполне можете стать Вы.
loose_cannon
19 янв, 2012 14:59 (UTC)
> Доказательств того, что в 1959 году на станции Минино не произошло вообще ничего, у Вас нет.

В логике есть замечательное правило: бремя доказательства лежит на утверждающем. Поэтому, например, корректно требовать доказательства, что бог есть, и некорректно обратное — что бога нет.

>В пользу обратного свидетельствуют рассказы хотя бы нескольких очевидцев.

Пока мы имеем рассказы людей, которым якобы рассказывали очевидцы не более.

> Даже если там погибли не десятки пионеров, а один пенсионер, то никакого повода для иронии я и в этом случае не вижу.

Никакой иронии. Просто я неоднократно убеждался, что за рассказами о страшных трагедиях якобы случившихся и неозвученных в советских СМИ, ничего кроме слухов не стоит, или происходили события, которые со временем обросли ужасающими подробностями. В период перестройки такие слухи активно тиражировала т.н. «жёлтая пресса».

Я завтра поеду в Минино и специально пройдусь по кладбищу и посёлку в поисках памятника или обелиска.
biblus
19 янв, 2012 15:22 (UTC)
<Просто я неоднократно убеждался, что за рассказами о страшных трагедиях якобы случившихся и неозвученных в советских СМИ, ничего кроме слухов не стоит>
Мне же, наоборот, хватило лишь однажды убедиться, что неозвученная трагедия, действительно, имела место быть и, действительно, была страшная, чтобы не делать никаких поспешных выводов, когда речь идет о возможных катастрофах.
Желаю успешной поездки. Хоть на Вас и не лежит "бремя доказательства", :)но можно все-таки порасспрашивать местных жителей лет 70-75. Возможно, что и в местной постсоветской прессе что-то писали, не вся же информация (далеко не вся, и даже не половина)из региональной печати попадает в Интернет.
loose_cannon
19 янв, 2012 15:25 (UTC)
>Возможно, что и в местной постсоветской прессе что-то писали, не вся же информация (далеко не вся, и даже не половина)из региональной печати попадает в Интернет.

Спасибо, я для получения информации к помощи интернета стараюсь не прибегать. Это порочная практика, очень много ложной информации и мусора.
biblus
19 янв, 2012 15:36 (UTC)
Я имела в виду, что у большинства региональных газет (если не у всех) нет оцифрованных архивов в Сети, поэтому для поиска нужно оторваться от монитора и идти в библиотеки или архивы :)
Если бы были, было бы удобно.
svanhvit
10 окт, 2012 11:18 (UTC)
да масса примеров, когда в СССР случалось, а истории замалчивались, до сих пор нигде особо не рассказывается нигде о взрыве в Новосибирске, в 1980 году примерно, мои свекры были свидетелями, у них окна взрывной волной выбило в квартире, или о первом взрыве в 70-х в Московском метро.. если уж такое замалчивалось
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner