На переднем плане фото 1934 г. - дома на прежней усадьбе Шепетковского, дальше - Бограда 106 и парк:
Вид застройки южной стороны улицы Садовой от Батальонного переулка к Городскому саду (фото В.К. Воробьёва 1934 г. из фондов КККМ)
Фрагмент той же фотографии
Соломин использовал дом под гостиницу. На первом этаже размещалась кухня с русской печью и столовая. В подвале была прачечная и кочегарка центрального отопления.
Дом упоминается в газете «Енисейская мысль» в 1915 г., когда здесь находился Врачебный отдел Управления по постройке Ачинско-Минусинской железной дороги.
Дом не был муниципализирован в 1920-28 гг. В газете «Красноярский рабочий» есть упоминание о том, что гражданин Соломин еще в 1923 г. сдавал в доме комнаты в аренду. В 1927 г. здесь располагалась бакалейная торговля Хан-Цан-Чин. В 1935 г. дом был заселен работниками Паровозоремонтного завода.
Улица Бограда, 104-106. Фото Е.А. Ванслава, 1983 г.
Дом построен на каменном фундаменте с бутовым подвалом, значительно вытянут в глубину квартала. В плане дом прямоугольный 21х12 м, имеет коридорную схему, с выступающим в улицу крытым крыльцом парадного входа. Крыша вальмовая (была прежде — до 1990-х годов, с жестяной кровлей), когда-то - усложненная колпаками со шпилями над угловыми выступами широкого выноса карниза, поддерживаемого фигурными кронштейнами.
Колпаки со шпилями ликвидировали в 1980-х годах. На фото 1983 г. они еще есть.
Эти высокие колпаки, а также другие детали главного фасада: крупные наличники с «заушинами» в форме петель, двустворные парадные двери со стилизованным растительным узором, широкий прорезной фриз - приёмы модерна.
Улица Бограда, 104-106. Декабрь 2011 г.
1980-е годы
Что же сохранилось? Подлинные конструкции наружных и внутренних несущих бревенчатых стен, общая композиция, первоначальное архитектурно-планировочное решение, конструктивные элементы и декор фасадов.
С южной стороны (на улицу Бограда) сохранилась оригинальная филенчатая двухстворная с фрамугой дверь с резным декором парадного входа:
Сохранились первоначальный стиль и конструкции декоративных ограждений деревянных внутренних лестниц. Лестница, ведущая с южного крыльца на второй этаж:
На второй этаж ведут две одномаршевые лестницы, помимо этой есть еще лестница от входа с западной стороны.
В некоторых квартирах, организованных в советское время в бывших гостиничных номерах, сохранились высокие филёнчатые двери со старинными ручками:
В некоторых квартирах сохранились лепные тяги и падуги при переходе стен к потолкам. Например, в угловой северо-западной квартире хозяйки Т. Ерёминой или в юго-западной квартире второго этажа (хозяева Анатолий Алексеевич Киселёв и Вера Алексеевна Петрова):
Западная лестница:
При устройстве в бывшей гостинице жилых квартир была проведена частичная перепланировка внутренних помещений, сделаны дополнительные входы, пристроено крыльцо на западном фасаде. Поперечные стены вычленяют по 3 крупных основных помещения с каждой стороны коридора:
На этой фотографии - вход в подвал с каменной лестницей. Это северная сторона дома. Виден также торец угла, прикрытый досчатыми пилястрами с желобками. Так оформлены и торцы поперечных стен:
На восточном фасаде заложены балконная и входная двери, утрачен балкон.
Прямоугольные окна дворовых фасадов обрамлены простыми наличниками с карнизом и глухой резьбой растительного орнамента на лобанях и подоконных досках.
Фундамент:
Изменено покрытие над парадным крыльцом – ранее здесь был балкон. Его нет уже на фотографии 1934 г. Балконная дверь из коридора второго этажа не сохранилась. Частично утрачены детали наличников. Не сохранились завозня и хозяйственные строения, бывшие когда-то на усадьбе, а также ворота и забор, которые хорошо видны на фотографии 1934 г.
Наличники главного фасада с «заушинами» в форме петель:
Фигурные кронштейны и узорчатый фриз:
Фото Е.А. Ванслава, 1983 г.
Нашла стихотворение Окуджавы "Старый дом" 1962 года (есть еще очень тёплое одноименное стихотворение Вероники Тушновой).
Пятится он, к переулочку лепится,
старьем его занесло-занесло,
а мимо бегут-проплывают троллейбусы,
голубые и звонкие, как назло.
А он свои рыжие трубы поднимает,
а он еще приветствует своих ворон,
и лестничкой поскрипывает, и не понимает,
что хватит. Нечего. Приговорен.
А он пересуды еще лепит смачные,
ядовитой плесени разливает моря...
Осторожно, девочка! Он тебя запачкает,
твои круглые плечики, голубка моя!
Завтра же. На рассвете розовом.
И ни минутой позже. Чтобы как в строю.
Сходитесь, люди! Сползайтесь, бульдозеры!
Спасайте девочку -- голубку мою!
Пусть стены закачаются, коридоры скользкие
рухнут, и покатится гул по мостовой,
чтоб вышло пропавшее без вести войско,
спасенное войско дышать Москвой.
Однако, нет! Нашему дому уготована иная судьба. Поскольку он - один из девяти сохранившихся комплексно зданий исторической застройки квартала Горького - Бограда - Декабристов, а такая цельность очень ценна, - дом по Бограда 106 будет отреставрирован вместе со своими соседями.
В ближайшее время жильцы будут переселены в новые квартиры (а может уже?). В будущем в нашем доме, вероятно, будет размещена гостиница.