?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Невозможно не утащить такой пост к себе! :)

Оригинал взят у lesoteka в 40. Красноярск на километровой картине-панораме Павла Пясецкого
Не прошло и пары дней после размещения здесь материалов о путешествии в наши дни специалистов Казанского музея им. Е. А. Баратынского по местам исторических событий – по пути беженцев движущихся на восток вслед за белой армией, проходящему через наш город, как в руки мне попал последний номер журнала «National Geographic» за прошедший год. А в нем! Акварельные рисунки панорам и улиц нашего города, сделанные почти 110 лет назад и, подозреваю, прежде не публиковавшиеся.


Улица Воскресенская (ныне проспект Мира), триумфальная арка и беседка на набережной.

Это фрагменты картины-панорамы длиной 942 метра (и шириной 48,5 см), выполненной в технике акварели. Картина стала мировым рекордом, не побитым до сих пор. А запечатлены на ней участки Транссиба – железной дороги, изменившей жизнь России в конце XIX века. Виды больших городов на панораме чередуются с поселками, станциями, полустанками, рабочими разъездами и железнодорожными депо. В подробностях запечатлен сам процесс строительства железной дороги и даже те места, где железнодорожные пути в то время только проектировались. На некоторые участки нужно было плыть по Ангаре, Байкалу, Амуру – и эти путешествия также отражены на панораме.

Картина-панорама «Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль. 1894-1899» создавалась художником Павлом Пясецким в 1894-1897 годах по инициативе Управления по сооружению Транссиба, а руководил проектом Николай II. К тому же для работы ему был выделен специальный вагон-мастерская, еще ему предоставили отдельный вагон для сна и отдыха. Кстати, это не единственная работа автора, созданная в такой необычной форме. Впрочем, личность художника, который по образованию и основному виду профессиональной деятельности был врачом, заслуживает отдельного поста.

Но почему возникли ассоциации с проектом Музея Е. А. Боратынского «Белый путь или Русская Одиссея», посвященному Ольге Ильиной? И здесь и там – путешествие по пути героев прошлого. Редакция журнала «National Geographic» в 2011 году предприняла путешествие по современному Транссибу, чтобы увидеть его участки – станции, мосты, вокзалы в крупных городах и сравнить их с изображением П. Пясецкого. Фотофиксация современных видов мест, изображенных на акварельной панораме, также входила в задачи поездки. В печатной версии номера журнала можно увидеть и сравнить панорамы Красноярска и Новосибирска.


Современный Красноярск. Места, изображенные на представленном выше фрагменте (и воссозданные позднее).

Части фрагмента картины в увеличенном варианте:





Интернет-версия журнала предлагает подробный материал о художнике, панораме и ее судьбе в XX веке.

«Для красноярцев больше всего в картине-панораме, интересны 4-й и 5-й рулоны… Отрезок пути «ст. Тайга – ст. Красноярск» на 4-м рулоне – Тайга, Мариинск, Боготол, Ачинск, реки, мосты, вокзалы, природа этих мест... На рулоне пятом – Енисей, знаменитый мост через него, река Кан, Канск и т. д.», – определял место Красноярска на картине-панораме Валерий Привалихин в 2006 г.


Второй фрагмент – вид на город с караульной горы (сейчас можно было бы сказать «с Покровки»).







Кроме изображений нашего города можно усмотреть еще одну связь картины-панорамы с Красноярском. Картина, так же как и наш железнодорожный мост, была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и так же как он получила высокую награду – золотую медаль. Как видите, связь здесь двойная! Ведь строительство железнодорожного моста изображено на панораме Пясецкого:


Отчетливо видны быки именно такой формы, какими их и сегодня можно видеть в основании современного красноярского железнодорожного моста.




А этот фрагмент поразил своей документальностью. На переднем плане дача Г. В. Юдина.

А вот и доказательство документальности (и, кстати, еще одно совпадение!). Почти в таком же ракурсе (хотя и позже) сделан снимок этого же пространства, которым была проиллюстрирована публикация о пребывании Ольги Ильиной в Красноярске. Его просто нельзя не повторить здесь для сравнения.


Дача Г. В. Юдина (в правом нижнем углу) с постройками, изгиб дороги, церковь (справа от дачи) и даже протяженное строение вдоль дороги, а перед ним маленький домик – все как на фотографии!

Давайте поразглядываем внимательно фрагменты картины художника, посвященные Красноярску. Уверена, еще много любопытных моментов обнаружим.

Как уже было сказано, в рассматриваемой публикации представлены фотографии и фрагментов панорамы, на которой изображен Новосибирск. Глядя на них, в очередной раз испытываю чувство глубокой досады: мы не смогли сохранить для истории хотя бы пролет старого (и такого знаменитого!) моста, как это сделали в Новосибирске.


Новосибирский железнодорожный мост на панораме П. Пясецкого.


Современный Новосибирск. Слева от действующего моста - пролет моста старого.

На Всемирной выставке в 1900 г. для демонстрации картины был устроен аттракцион. Вот как он описывается в статье журнала «National Geographic»: «В Париже для шоу Пясецкого был построен павильон с копиями трех вагонов, спальными местами, салоном и вагоном-рестораном. Зрители, игравшие роль пассажиров, усаживались возле окон, и представление начиналось. Специальные устройства довольно реалистично имитировали тряску вагонов и перестук колес, а «за окном» начиналось движение.
На первом плане со скоростью пять метров в секунду двигалась горизонтальная полоса с наклеенными на нее песком и камнями; у самой земли на скорости два метра в секунду тянулась полоса с нарисованным кустарником. Собственно панорама Транссиба перемещалась чуть выше со скоростью шестьдесят сантиметров в секунду. Когда зрители уходили, картины перематывались обратно, и начиналось новое представление».
Железнодорожный аттракцион пользовался таким успехом, что с аншлагом был повторен на следующей Всемирной выставке в американском Сент-Луисе, а Пясецкий по результатам Всемирной выставки в париже был награжден орденом Почетного легиона.

После Всемирной выставки картина-панорама попала в Русский музей императора Александра III, откуда она перекочевала в запасники Эрмитажа.

В течение всего периода советской истории об акварельных панорамах художника Павла Пясецкого в России не знали. Я имею в виду широкую публику. По мнению Валерия Привалихина, автора многих публикаций о самой большой панораме художника «Великий Сибирский путь», причиной тому были пресловутые идеологические расхождения старого и нового миров: «новая власть отрицала всё и вся, что было создано в царской России. В лучшем случае признавала, что всё хорошее было сделано поперёк воли царских властей». Вспомнили о грандиозной работе Пясецкого, посвященной грандиозному же проекту царской России, только в 90-х годах.

Свой путь к зрителю после долгого периода забвения работа Пясецкого начала в 2004 году. Эрмитаж при финансовой помощи РЖД начал реставрацию, которая завершилась в 2006 году. Параллельно была сделана цифровая копия. Программа реставрации панорамы П.Я. Пясецкого - первая и одна из важнейших частей большого проекта Государственного Эрмитажа и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Проект также предусматривает подготовку и выпуск научного издания с полной публикацией Панорамы П. Я. Пясецкого «Великий Сибирский путь», а также возможных его электронных версий, создание полной копии (или фрагментарных копий) или полноформатных репродукций панорамы. Обсуждается даже возможность создания видеоверсии Панорамы «Великий Сибирский путь» для показа во время движения Эрмитажного поезда-музея.

После реставрации картина-панорама уже была представлена публике. Она экспонировалась на выставке об истории и развития железных дорог, открывшейся 30 октября 2007 г. к 170-летнему юбилею РЖД в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

Разумеется, сам процесс реставрации необычной картины, представляющей собой девять рулонов весом от 17 до 25 килограммов каждый, требовал особых методов. Сотрудники Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа разработали специальную программу по использованию традиционных способов, применяемых для отдельных графических листов, для реставрации произведения необычной, редкой конструкции – бесконечно тянущегося, наклеенного на ткань бумажного полотна с акварельной живописью. Для каждого вида работ реставратор полностью раскручивал панораму не менее четырех раз.

Последние две фотографии отсюда.


О Павле Пясецком и его знаменитой картине можно почитать в следующих публикациях:

В центре Транссиба : 110 лет Красноярской железной дороге / [редкол.: Н. Захаров (предс.) и др. ; авт. проекта, ред. В. Рагозин ; авт. текста, сост. Ю. Никотин]. – Красноярск : ИГ «Всем, всем, всем!», 2008. – 319 с.

Привалихин, В. Картина длиной в километр / В. Привалихин // Наука и жизнь. – 2010. – № 8. – С. 84-88.

Привалихин, Валерий Иванович. Загадки Павла Пясецкого : [о картине-панораме художника Пясецкого "Великий Сибирский путь"] / Валерий Привалихин // Красноярский рабочий XXI век : События. Факты. Прогнозы. – 2006. – 14 июля, № 25. – С. 12.

Принцева Галина. Километр чистого искусства // National Geographic. – 2011. – № 12. (web-версия)

Привалихин Валерий. Великий сибирский путь. История создания самой длинной в России картины

Привалихин Валерий. Достойная Сибири. История самой длинной акварельной панорамы // Студенческий меридиан. – 2007. – № 12.

Венецианов Игорь. 942 метра истории Транссиба // Красноярский железнодорожник. – 2007. – 7 декабря.

Панорама Транссибирской железной дороги

Пясецкий, Павел Яковлевич

Пясецкий Павел Яковлевич

Реставрация панорамы П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894-1899)" (Рубрика «Шедевры коллекции»)

Петропаловск на полотне Пясецкого

Куценина Т. Путешествие по Транссибу...

Реставраторы Государственного Эрмитажа продемонстрировали прессе один из фрагментов панорамы «Четвертая часть Великого Сибирского пути. Тайга – Мариинск – Тяжин – Ачинск – Красноярск» (2004 г.)

Фотографии 4-х панорам Пясецкого

В заключение несколько фотографий красноярского железнодорожного моста и подъездных путей к нему, сделанных летом 2009 года.




Вид на железнодорожный вокзал с Афонтовой горы (район Юдинской дачи). Вправо и вниз рельсы уходят к мосту.

Вид на мост с той же точки.


А здесь отчетливо видны старые опоры под действующим мостом. В правом ряду легко разглядеть первоначальную форму быков-волнорезов, они из темно-коричневого кирпича.



Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
ra_net_ka
28 мар, 2012 16:11 (UTC)
Ну, просто открытие для меня! Спасибо.
Отправилась благодарить и lesoteka.
kraevushka
31 мар, 2012 02:43 (UTC)
И для меня открытие
lesoteka
31 мар, 2012 07:48 (UTC)
Юля, история имела продолжение :).
kraevushka
31 мар, 2012 07:52 (UTC)
да, Ира, спасибо :) я уже читала
Удивительно всё :)
poluyan
6 окт, 2012 17:16 (UTC)
Это чрезвычайно интересно! эту картину надо издать в виде книги или оцифровать для сети.
(Анонимно)
2 мар, 2013 07:48 (UTC)
Фото ж/д моста
В сети можно найти фотографии железнодорожного моста 1988 года в похожем ракурсе (нового еще нет, а старый пока не разобран) http://cs319825.vk.me/v319825264/5aa3/vtz_QYl4lVE.jpg и http://cs319825.vk.me/v319825264/5aac/1wiuBaP3X3Q.jpg
Витя Макаров
2 мар, 2013 07:57 (UTC)
Фото ж/д моста
В сети можно найти фотографии железнодорожного моста 1988 года в похожем ракурсе, где еще есть старый мост
http://cs319825.vk.me/v319825264/5aa3/vtz_QYl4lVE.jpg
http://cs319825.vk.me/v319825264/5aac/1wiuBaP3X3Q.jpg
kraevushka
2 мар, 2013 12:35 (UTC)
Re: Фото ж/д моста
О, спасибо большое!
(Анонимно)
2 авг, 2013 11:47 (UTC)
Сколько ещё нового и неизведанного таит в себе история Красноярска.
(Анонимно)
16 янв, 2014 08:14 (UTC)
А на другой стороне от дома Гадалова, что изображено? какое здание? Оно сохранилось до наших дней?
kraevushka
16 янв, 2014 09:04 (UTC)
Если Вы про здание "Детского мира", то там сейчас здание постройки 70х годов
( 12 комментариев — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner