?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После зимнее-весеннего обсуждения поста с таким же названием, как этот, я, конечно, хотела съездить в Минино (upd: станция Минино, а не деревня), найти и сфотографировать общую могилу погибших в катастрофе 2 июня 1959 года. К тому же в конце апреля пришел комент от Татьяны, живущей в Минино. Татьяна рассказала о могиле и о памятнике да еще и предложила поговорить с её бабушкой, которая была свидетельницей тех событий. Мы списались с Татьяной, и вот, наконец, выбрались в Минино вместе с [info]maria_rider

Сначала отправились на кладбище. Оно на горке, сразу же за железной дорогой. Могилу нашли быстро, мимо нее пройти невозможно. Она огромная, примерно 14 на 4 метра, а огороженная площадь гораздо больше.









На памятнике никаких имен




С одной стороны - звезда


С противоположной от калитки стороны на ограде несколько табличек с именами погибших












9 имен из не менее 56:

Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г.р.
Шугаева К.П., 1929 г.р
Шугаев В.П., 1948 г.р.
Иванова У.Я., 1900 г.р.
Ниминущая Г.С., 1936 г.р.
Малигловко Анатолий, 1947 г.р.
Хотеев Юрий, 1945 г.р.
Луппо Виктор, 1940 г.р.
Красильников Владимир Михайлович, 1911 г.р.

За могилой обнаружили старую лавочку, которую уже поглотил лес




Поехали к Татьяне. Вот оно - мининское кладбище


Татьяна живёт у озера




В ожидании Тани. Дому, что слева - 110 лет (построен в 1902 году), справа - водокачка 1930 года постройки




А это Екатерина Ивановна Савченко, Татьянина бабушка. Екатерине Ивановне 88 лет, однако больше 75-ти я ей бы не дала.


Вот что рассказала Екатерина Ивановна (у меня и у Марии есть диктофонная запись):
«В 1959 году это было, утром очень рано. От нас было видно пожар. Я жила недалеко отсюда, чуть выше. Пожар, дым оттуда. Мы держали тогда корову, выгоняли стадо в три часа. Прогнала я корову в стадо и туда галопом. Прихожу, а там оцепления еще не было, можно было посмотреть. Бензин льется, керосин льется, нефть горит…».

Екатерина Ивановна с войны работала на железной дороге, правда, в 1959 году сидела дома, дети были маленькие. Она нарисовала схему железнодорожных путей и объяснила, как все вышло:

«В это время отправился пассажирский Красноярск-Абакан, и ему был красный сигнал, чтобы он дальше не шел… С другой стороны шел наливной, с цистернами, ему тоже красный. Остановился. А следующему за наливным поезду был зеленый. Почему так вышло? Рядом там очищали от деревьев место, корчевали для будущей электрической линии. Тогда с паровозов на тепловозы переходили. Одно дерево на корнях качалось и задевало провода. Поэтому сигналы неправильно показывали. Абаканский должен был идти до Снежницы, но он стоял. И наливной должен был идти, но стоял. Бульдозеристу потом выговор был, сняли с работы, но это потом.

Этот третий поезд шел по зеленому, врезался в наливной, бочки одна на другую, стало все выливаться и загорелось… Хорошо, машинист абаканского сообразил, отцепил те вагоны, что еще не горели и увел… А горели два вагона с детьми, они ехали на слет… [или со слёта всё-таки?]

Бежать им некуда было.. В этом месте пути в выемке, среди холмов, с одной стороны горят вагоны, а с другой – насыпь. Некуда им бежать. Несколько человек только спаслись.

Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики… Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…

Машинист, который налетел на наливной, обгорел сам очень сильно… Его на тележке везли мужики, а он всё кричал: «Я ехал по зеленому! Я ехал по зеленому!» Скончался он, сильно обгорел.

Потом ждали мы, когда будут похороны… Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно... На кладбище не пускали сначала никого... Врачи, скорая приехала, мы все-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…

Сначала очень много народу ездило, сейчас тоже бывают иногда… Несколько табличек есть на могиле, раньше их больше было. Школа ухаживала за могилой, сейчас нет, скоро всё зарастет…

На месте крушения потом распахивали землю, сеяли траву, а то там не росло ничего. Так находили детские вещи. Да, забыла, рельсы были изгибами, вот какая жара была. Шпалы полностью выгорели, до тла почти…»

Вот такая история. А это фотография на память. Большое спасибо Татьяне, что откликнулась и познакомила нас с бабушкой.


Поехали потом к дороге, и как раз навстречу два поезда, один из которых наливной.




В библиотеке просмотрела красноярские газеты за начало июня 1959 года. Вот заметка о городском слёте пионеров (на него ли приезжали дети из Абакана? о краевом слете инфы не нашла) в газете "Красноярский рабочий" от 2 июня:



А это "Красноярский комсомолец" за 3 июня 1959 года:


Само-собой, нигде нет ни строчки о катастрофе. Зато есть заметки о летнем отдыхе детей и счастливом детстве. Но самое ужасное в этой истории то, что тайна так и остается тайной. И сейчас, в 2012 году!..

Недавно Наталья Кечина хотела снять фильм о катастрофе, однако красноярское ФСБ ответило, что информации нет. Цитирую сайт Радио Свобода от 15 октября 2011 г., куда обратилась Наталья:

Из Красноярска пишет Наталия Кечина, она телевизионная журналистка.
«Случайно узнала об одной трагедии пятидесятилетней давности. Хочу снять фильм... Но увы. Местное ФСБ ответило: нет информации... 2 июня 1959 года под деревней Минино Красноярского края произошла железнодорожная катастрофа. Столкнулись два поезда. Один - товарняк. В другом (а это было минимум два вагона) - были дети из Хакасии, которые возвращались домой из Красноярска.  Был какой-то там слёт то ли в честь пионерии, то ли комсомолии. Как раз начиналось строительство Красноярского алюминиевого завода - "стройки века", много было пафосных мероприятий... Об этой катастрофе стёрли все воспоминания! Тела детей запретили вывозить, их похоронили в братской могиле под Минино, с родителей взяли "подписку", что они клянутся не разглашать причину смерти своих детей. Ещё живы свидетели той трагедии. Мы с оператором видели место захоронения с именами всего пяти детей. На самом деле погибли десятки. Прошу вас рассказать об этой  истории в эфире Радио «Свобода». Может быть, это поможет  найти документальные свидетельства. С уважением Наталья Кечина».

Такие дела...

Comments

( 62 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
taraskina_star
18 июн, 2012 05:02 (UTC)
и кто бы знал, да..
при советском строе жили хорошо, намного лучше чем сейчас, ага. известно почему. жесть. и ведь это только одна из историй
kraevushka
18 июн, 2012 06:36 (UTC)
В коментах к первому посту разные истории есть про советское время.
Спросила у Екат.Ив., не знает ли она что-то про могилы хакасов 20-х годов. Не знает, зато рассказала, что в Минино были пленные японцы, работали на строительстве автомобильной дороги. Потом среди них начался тиф. Умерли почти все. Было общее захоронение. Не так давно приезжали японцы, увезли останки
loose_cannon
18 июн, 2012 05:19 (UTC)
Я должен принести извинения, за то, что в прошлый раз обвинил вас в распускании слухов. В оправдание, могу только сказать, что, приехав в Минино захоронения не нашёл.
taraskina_star
18 июн, 2012 06:17 (UTC)
я так поняла, это про разные "минино" может идти речь. есть деревня минино недалеко от мясокомбината, там тоже есть кладбище. но в данном посте речь идет о станции минино, я так понимаю? ты там не нашел?
(без темы) - kraevushka - 18 июн, 2012 06:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loose_cannon - 18 июн, 2012 06:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - taraskina_star - 18 июн, 2012 06:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loose_cannon - 18 июн, 2012 07:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kraevushka - 18 июн, 2012 06:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loose_cannon - 18 июн, 2012 06:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kraevushka - 18 июн, 2012 06:57 (UTC) - Развернуть
ra_net_ka
18 июн, 2012 08:47 (UTC)
Потрясающая история. Могила есть, память о трагедии ещё жива, а имён погибших нет. Вы (и Татьяна с бабушкой!) молодцы, что не забыли и съездили. Теперь 9 имён хоть известно. Кстати, только 4 из них младше 18, остальные взрослые.

Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г.р.
Шугаева К.П., 1929 г.р
Шугаев В.П., 1948 г.р.
Иванова У.Я., 1900 г.р.
Ниминущая(?) Г.С., 1936 г.р.
Малигловко Анатолий, 1947 г.р.
Хотеев Юрий, 1945 г.р.
Луппо Виктор, 1940 г.р.
Красильников Владимир Михайлович, 1911 г.р.


Может, подключить хакасских журналистов? Вот, например, rukhakasia у меня во френдах есть.
kraevushka
18 июн, 2012 13:09 (UTC)
Конечно, чем больше народа узнает, тем лучше. Может найдется тот, кто доведет это дело до ясности. Я расследованиями заниматься не могу, увы.
И спасибо, Наташа, за список. Сама не догадалась :( Сейчас вставлю в текст
(без темы) - ra_net_ka - 18 июн, 2012 14:05 (UTC) - Развернуть
alasib
18 июн, 2012 13:17 (UTC)
Недавно Наталья Кечина хотела снять фильм о катастроф
"Недавно Наталья Кечина хотела снять фильм о катастрофе, однако красноярское ФСБ ответило, что информации нет."

А зачем ФСБ было запрашивать? В архиве ФСБ это дело бы могло оказаться если только его в свое время расследовало бы КГБ. А КГБ бы его расследовало только в крайнем случае, например если бы это был теракт.

Так как это не был теракт, его скорее всего расследовала милиция.
Или скорее всего транспортная прокуратура, так как катастрофа была крупная, и такое чаще себе забирает именно прокуратура.

kraevushka
18 июн, 2012 13:29 (UTC)
Re: Недавно Наталья Кечина хотела снять фильм о катастр
А почему в музее железной дороги почти ничего нет, кроме записи личных детских воспоминаний?
biblus
18 июн, 2012 13:29 (UTC)
Спасибо Вам. Об этом нужно знать и помнить.
kraevushka
19 июн, 2012 01:16 (UTC)
Да. Надеюсь, что эта история станет совсем ясной.
rukhakasia
18 июн, 2012 14:41 (UTC)
Спасибо Вам, за этот труд. Это просто не труд, это настоящий Поступок. Можем ли мы объединить усилия и довести расследование до конца? Уже того материала, что Вы опубликовали, не мало. С Наташей Керчиной совместно, думается, можно поработать. Родственников поискать. Еще, Слава Богу живы многие функционеры партийные, который должны знать об этой трагедии. ЧК тоже можно растрясти. Подобного рода катастрофы всегда было, есть и будет их сферой деятельности. Лукавят они, конечно, мол, нет данных. Может, архивы хранятся как раз в нашем ФСБ, а красноярские на то и "съехали". Словом, все это вопросы, на которые мы можем найти ответы.

Я слышал обрывочное об этой истории, но никто не мог определенно сказать, было это или не было вовсе. Теперь, благодаря Вам, полная ясность.

Спасибо моей милой френдессе ra_net_ka за то, что рассказала об этой истории.
kraevushka
19 июн, 2012 01:04 (UTC)
Михаил, конечно, давайте объединяться! Можете пользоваться всеми материалами из этих двух постов. Меня Юлия зовут.
Контакты мои есть в userinfo

Edited at 2012-06-19 01:07 (UTC)
(без темы) - rukhakasia - 19 июн, 2012 04:14 (UTC) - Развернуть
perensona23
18 июн, 2012 14:47 (UTC)
Я конечно таких подробностей не знала, но о гибели детей мне бабушка рассказывала. Мы часто ездили на электрички Красноярск -Чернореченская. Если я ничего не путаю там, на каменистой стене была табличка, и её в окно электрички было видно.
kraevushka
19 июн, 2012 01:05 (UTC)
Лена! Где ж ты зимой была?) про табличку никто не говорил раньше.. можно было её поискать
(без темы) - perensona23 - 19 июн, 2012 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kraevushka - 19 июн, 2012 11:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - perensona23 - 19 июн, 2012 16:35 (UTC) - Развернуть
d_a_y_x
18 июн, 2012 19:00 (UTC)
а где поточнее это кладбище, вот на этой горке? нередко там мимо езжу-катаюсь...
kraevushka
19 июн, 2012 01:06 (UTC)
Вроде бы да, та самая
pshvalov
19 июн, 2012 02:43 (UTC)
Попробую высказать предположение по поводу документов. В 1962-м году Красноярская железная дорога была ликвидирована и включена в состав Восточно-Сибирской (вполне вероятно, что катастрофа и стала одной из причин этого шага). Соответственно, документы касающиеся этой катастрофы, возможно, могли быть перемещены в Иркутск.
rukhakasia
19 июн, 2012 04:21 (UTC)
КЖД абсолютно точно не вело расследование. Хотя, конечно, важные документы должны быть и у них. Главные материалы могут быть только в УФСБ КК
krasnojarochka
29 июн, 2012 06:09 (UTC)
Юля, а ведомственную ЖД-газету тоже смотрела (тогда она тоже, наверное, называлась "Красноярский железнодорожник")? Там наверняка ничего, но все же.
kraevushka
29 июн, 2012 06:16 (UTC)
Нет, не смотрела. Разве что для интереса посмотреть, о чем писали в следующем после трагедии номере, какие темы были актуальны.
Рабочий и Комсомолец я смотрела для того, чтобы о слете информацию найти

Edited at 2012-06-29 06:18 (UTC)
(без темы) - krasnojarochka - 29 июн, 2012 06:18 (UTC) - Развернуть
livejournal
9 янв, 2014 14:59 (UTC)
Сгиря, пятка и пятачок, или воспоминания о детстве 60-х г
Пользователь krasnojarochka сослался на вашу запись в записи «Сгиря, пятка и пятачок, или воспоминания о детстве 60-х годов в Красноярске» в контексте: [...] книге, в главке "Техногенные катастрофы в Красноярске" есть и описание Мининской трагедии [...]
fenderredgui
16 янв, 2014 13:48 (UTC)
фильм
Посмтрите в Youtube, точнее наберите в поиск "Крушение поезда 602". Барнаульцы молодцы, хороший фильм сняли. Как им это удалось, без документов даже? В ролике есть адрес электронной почты. Думаю, они вам помогут
kraevushka
17 янв, 2014 01:44 (UTC)
Re: фильм
Спасибо. Пусть этим дальше журналисты занимаются (а они продолжают, насколько я знаю)
(без темы) - atmom_9 - 30 июн, 2014 09:41 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
5 фев, 2015 05:45 (UTC)
О крушении пассажирского поезда в 1959 году в районе ста
Мой отец тоже уроженец ст. Минино, и я сам жил там. И слышал много рассказов о этой трагедии. Захоронение знаю. Вот только аварий было две. Одна в каменной выемке, та что дальше от станции, а вторая на так называемом "китайском" переезде, може по этой причине ваши рассказы разнятся с тем что я слышал.
kraevushka
5 фев, 2015 06:03 (UTC)
Re: О крушении пассажирского поезда в 1959 году в районе с
Спасибо за комментарий. Пожалуйста, напишите, что знаете. Когда была вторая авария?
(Анонимно)
6 май, 2015 03:32 (UTC)
Доп.информация по трагедии в Минино
Меня тоже заинтересовала эта тема. Мною были сделаны запросы в ряд архивов и организаций РФ: Центральный архив ФСБ РФ, КГКУ «Государственный архив Красноярского края», Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру, Российский государственный архив экономики (РГЭА), краевой суд Красноярского края и суд Емельяновского района. Были получены следующие ответы: 1. Центральный архив ФСБ: указали точное число погибших (65 чел.) и раненных (61 чел.), а также то, что по указанию Генеральной прокуратуры СССР все материалы расследования были переданы Красноярскому транспортному прокурору. Другими сведениями архив ФСБ не располагает. 2. Государственный архив Красноярского края: проверил фонды Красноярской транспортной прокуратуры и управления Красноярской железной дороги, Красноярской краевой прокуратуры. Сведений о крушении поездов в районе перегона Снежница-Минино 02.06.1959 г. не обнаружено. 3. РГАЭ: в научно-справочном аппарате к архивному фонду Министерства путей сообщения СССР (Ф.1884) за 1959 г. сведений о крушении 2 июня 1959 г. трех поездов на 753 км. перегона Снежница-Минино Красноярской железной дороги не обнаружено 4. Западно-Сибирская транспортная прокуратура информацией не обладает, как и прокуратура Красноярского края. 5.Краевой Суд Красноярского края: запрашиваемой информации нет 6. Емельяновский районный суд: предоставить указанную информацию не представилось возможным, так как не сохранились архивные записи за период с 1936 по 1969 год, их архивы в другие архивы не передавались, т.е. дела за эти годы не сохранились. Таким образом, судьба дела, после передачи Красноярскому транспортному прокурору в 1959 году, остается неизвестной. Оно, как будто исчезло. Получается, что ответы нам не говорят не потому, что не хотят, а потому, что информации нет, документы потеряны.
kraevushka
7 май, 2015 02:11 (UTC)
Re: Доп.информация по трагедии в Минино
Здравствуйте! Спасибо большое за комментарий.
Печально всё это. Как будто и не было ничего..
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 62 комментария — Оставить комментарий )
Май 2015
kraevushka
Красноярская краевая научная библиотека
САЙТ



Счетчик тИЦ и PR
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner