Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

1328. О малой авиации и повести Романа Сенчина "Полоса"

Летали-летали… и канули в Лету место предисловия).

Летайте самолетами аэрофлота! - ну кто не помнит этот бравурный лозунг советских времен. А ведь сейчас уже мало кто задумывается над тем, какой палочкой-выручалочкой для огромной страны с ее мерзлотно-болотными бездорожными территориями была так называемая малая авиация, безвозвратно утраченная при  новом режиме в процессе всех демократизаций и оптимизаций. Невидимая сеть спасительных авиалиний простиралась в СССР над самыми отдаленными уголками страны, и  гордостью каждого районного центра был свой маленький аэропорт с парком АНов  и ЯКов, бесперебойно доставлявших местных жителей, геологов, геодезистов, рыбаков и охотников за считанные минуты из поселка (либо городка) в областную или краевую «столицу».

Директор ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина», профессиональный летчик-испытатель Владимир Барсук вспоминает, что в 1986–1989 годах по стране летали порядка пяти тысяч самолетов только на местных авиалиниях, благодаря чему население имело высокую авиационную подвижность. С 1992 года в стране было закрыто около 1 тыс. местных аэропортов и взлетно-посадочных полос. Общий пассажиропоток снизился на 10–15 млн. человек, или на 30–40%, и в первую очередь за счет малой авиации.

С исчезновением за нерентабельностью «воздушных такси» жители многих отдаленных и бездорожных провинций России остались фактически отрезанными от «большой земли», и единственной альтернативой крылатых машин остались братья наши меньшие: лошади, олени и собаки! Вот такой технический регресс в 21 веке, в отдельно взятой стране… И, хотя на месте некоторых аэродромов были оборудованы вертолетные площадки, ситуацию они не спасли – массовые перевозки единичным вертушкам не под и силу. Так что впору строить постоялые дворы с конюшнями  и вводить должность станционного смотрителя.

И один на полосе воин: положительный герой нашего времени! (Сенчин Р. Полоса : повесть // Дружба народов. – 2012. – № 5).

Печальная тема смерти доступной для народа малой авиации легла в основу очередной  повести Романа Сенчина. Верный традициям нового реализма, виртуозно совмещая документальную прозу с минимальным вымыслом, автор представляет вниманию читателя реальную историю провинциального сельского жителя в реальной современной России, где и происходящие события, и телешоу, и премьер-министр – всё и все названы своими именами.


Алексей Сергеевич Шулин – человек с «пунктиком», то есть со странностью  - не пользуется любовью односельчан, хотя когда-то был достаточно большой «шишкой» - начальником аэропорта северного поселка Временный. Пройдя путь от авиационного техника до начальника, добросовестный и ответственный Шулин к своей работе прикипел всей душой, поэтому известие о расформировании аэропорта в 1998 году стало для героя катастрофой и неким переломным моментом жизни. «Бахнуло», «лопнуло»  - такими глаголами Сенчин передает восприятие героем событий конца 90-х, трагических отнюдь не только для него одного – для всей нестоличной России. Но Шулин не впадает в отчаяние, не хватается за бутылку и даже не уходит с головой в хозяйственные хлопоты, что выглядело бы вполне логичным для человека пятидесяти двух лет, имеющего семью и собственный дом с участком. Как старый солдат при списанной пушке отставной начальник несуществующего аэродрома на добровольных началах продолжает холить и лелеять свое детище – да, именно так – взлетно-посадочную полосу, а  также коммуникации,  к ней прилегающие, которые все больше год от года приходят в негодность. С завидной самоотверженностью он продолжает нести свою службу: вырубает прорастающие деревья и кустарники, гоняет рыбаков и грибников, облюбовавших бетонку, соседствующую с лесом, как парковку для машин, пресекает попытки обустроить на взлетной полосе лесопилку. И делает это не машинально и не в ностальгическом тумане, а в твердом убеждении, что сохраняет для страны и для людей малую частичку некогда огромного национального достояния под названием гражданская авиация. При этом упертый «чудик» никак не может понять, почему власть придержавшие,  сидящие наверху, не видят и не замечают воздушно-транспортных проблем и не бросаются их решать…

Ликуйте, критики, ибо перед нами  настоящий положительный герой нашего времени: человек совестливый и не корыстный, озабоченный не накоплением личного, а сбережением общественного – что совершенно нынче не в моде – сумевший не потерять нравственных ориентиров при поголовном разброде и шатании в государстве российском. В общем, редкоземельный элемент, как в жизни, так и в литературе (вдвойне приятно, что у такого героя есть реальный прототип). Ну, должно же хоть кому-нибудь на фоне всех разжиревших на государственных харчах рыл быть за державу обидно!

Причем в своих размышлениях, явно созвучных авторской позиции, герой выходит далеко за рамки летательных проблем. Исчезновение доступного воздушного транспорта ускорило процесс вымирания отдаленных сел, деревень и даже городов. Рушится, исчезает с карты России некогда благополучная провинция, питавшая центр,  а за этим социальным крушением  недалек и апокалипсис: «Тайга наваливается, болото втягивает, пески засыпают, хоронят».  Так что социальная проблематика повести постепенно вырастает от проблем транспортных до проблем глобальных, затрагивающих вопрос жизни и смерти некогда могущественной державы. 

А то, что усилия строптивого Шунина – не  пустые дон-кихотские битвы с мельницами, подтверждает дальнейшее развитие сюжета. В поселок невесть каким ветром заносит терпящий бедствие пассажирский  Ту-154, и, хотя бетонка поселкового аэродрома коротковата для лайнера, пилотам все же удается благополучно посадить самолет, искренне удивившись при этом качеству взлетно-посадочной полосы неведомого аэропорта (как оказалось, недействующего). Это – настоящая минута славы.  Вмиг подхваченная и растиражированная журналистами, она делает известными и летчиков, и Алексея Сергеевича. А далее –  поездка в Москву для участия в телешоу с Владимиром Владимировичем. В прямом эфире, верный своему «пунктику»  герой заводит  разговор о наболевшем – о необходимости возрождения гражданской авиации в полном смысле этого слова – повсеместно и для всех!

Чем же все закончится, и чем сердце успокоится? Что же будет с Родиной и с нами? На это у осторожного в прогнозах и ироничного Сенчина  весьма характерный ответ: «Изменения будут. В одну из двух сторон». И все же оптимистические нотки, связанные с образом главного героя, нет-нет, да и зазвучат в тексте, пусть и несмело -  пока такие люди еще остались в России, будет жить и надежда на лучшие времена: «Не может кануть такая наша мощь в ничто… Разные времена наша Родина переживала, и оказывалось, что прав тот был, кто сберегал».

самолеты
Фото с сайта avsim.su

Ольга Кургина
Tags: авиация, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments