Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

1331. Печально я гляжу на наше поколенье… О повести Романа Сенчина "Зима"

Сенчин Роман. Зима: повесть // Знамя. – 2012. – № 6.

БезымянныйОднако, бунтарь-одиночка  в галерее сенчинских героев – скорее исключение из правил. Гораздо чаще на страницах его повестей встречаются прототипы чеховских персонажей с их депрессивно-упадническим настроением и ощущением бессмысленно прожитых лет.

Вот и герой повести с говорящим названием «Зима» попадает в эту категорию.  Тридцатишестилетний житель приморского курортного городка, от лица которого и ведется повествование -  вроде бы мужчина в самом расцвете сил, без проблем с жильем и здоровьем, мается от однообразия и пустоты собственного существования. Живет – или не живет, а существует он механически, словно «черновик пишет», а настоящая интересная жизнь то ли мимо прошла, то ли еще не наступила. Верный чеховской же рефлексии он сам точно определяет ключевое слово своей жизни –  «тоска», добавляя к нему модное нынче сленговое прилагательное - «кислотная»: «Сейчас я кажусь себе, в свои тридцать шесть лет, все знающим, все испытавшим стариком. Хотя, что я знаю? что испытал?..»

По сути, вся повесть – внутренний  монолог в духе а ля Антон Павлович, человеческая драма, где минимум событий с лихвой компенсируется глубокими философско-психологическими размышлениями о жизни, о  потере в ней своего места, о крушении надежд.

Любимое и единственное развлечение героя, кроме телевизора – бродить  по улицам городка в поисках «того, не знаю чего», но чего-то такого, что может изменить «вялое и бесцветное течение жизни». У него нет и какой-то стойкой человеческой привязанности. Есть две знакомые местные девушки, перманентно пребывающие примерно в том же состоянии недовольства. Одна, Наталья – экскурсовод в  музее, витающая в романтических облаках раскрашенного ее собственным воображением прошлого. Вторая, Ирина – официантка в кафе, прагматичная красавица, втайне ждущая «принца» в обличье посетителя с толстым кошельком.


Если же причины столь знакомой русскому человеку хандры, как свежевыглаженное белье, разложить по полочкам (а у автора они именно так и разложены), то на первой мы получим вроде бы очевидные социальные причины.

Уничтожение промышленной инфраструктуры советского периода значительно увеличило количество праздношатающихся граждан, перебивающихся случайными заработками. К их числу принадлежит и наш герой. Если летом он находит себе нехитрую подработку на пляжах, то зимой, когда жизнь курортного городка замирает, впадает, как в спячку, в продолжительное безделье с сидением у телевизора и полным ощущением жизненного «капута». А ведь еще не так давно его родители жили иначе: «На работу родители шли, конечно же, не с песнями, но уж точно с  желанием. По вечерам обсуждали рабочий день, иногда расстраивались, что план под угрозой срыва, радовались грамотам… »

Но проблемами потерянного поколения история молодого человека, точнее, история его «тоски»  явно не исчерпывается. И на следующей полке шкафа со скелетом мы обнаружим вполне стандартный набор личных качеств нашего героя: его инертность, слабость воли и чувств, отсутствие рвения что-то изменить, куда-то уехать, на кого-то выучиться, как-то встряхнуться – одним словом, «поставить все на карту и жизнь переменить»…

Но и это еще не все. В каждом шкафу всегда есть дальний, потаенный, не видимый глазу угол, заполненный либо ненужным хламом,  либо наиболее ценными и сокровенными вещами. В лучших образцах отечественной прозы этот угол именуется подводным течением. Есть оно и у повести Сенчина.
Безымянный2

Первопричины ощущения пустоты и бессмысленности существования могут быть скрыты в глубине человеческой натуры. Потомкам Адама, благодаря их природному несовершенству, свойственно ожидать от жизни  постоянного праздника, полного только ярких и радостных событий. Проще говоря, все мы – явно или тайно – ждем  от судьбы в разы больше, чем, в конечном итоге, нам она дает. А в результате получаем череду будней, где, чем дольше живешь, тем быстрее летит время, и каждый последующий день все больше похож на предыдущий, а серенькое небо с сереньким дождем не торопится покрываться вожделенными алмазами.

Ольга Кургина


Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments