Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

1344. Зелёная Лига

Нет на Земле человека, который бы не нуждался в чистой воде и свежем воздухе, благоприятных условиях для работы и отдыха. Эти человеческие потребности не зависят от политических взглядов, материального положения, социального статуса, нации или пола. Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных естественных прав человека. И нет при этом другого права, которое нарушалось бы настолько систематически и массово. Нарушаются права не только ныне живущих людей, но и всех будущих поколений, ведь "мы не получили Землю в наследство от наших предков, а взяли ее взаймы у наших потомков". Жизненная среда людей и наших соседей по планете у нас на глазах быстро разрушается из-за жадности бизнесменов, недальновидности и коррумпированности политиков, безудержного потребительства обывателей. Противостоять этому можем только мы - те, кому не все равно, что будет с нашей планетой, в каком мире будут жить наши потомки, и будут ли они жить вообще. Защитить жизнь на Земле абстрактно невозможно - только конкретные действия, направленные на учет социально-экологических требований при принятии решений на всех уровнях, развитие общественного экологического контроля, формирование экологической культуры людей могут привести нас к успеху. Мы объединяем свои усилия для того, чтобы защитить наше будущее. Мы приглашаем всех делать это вместе с нами. Мы призываем бизнесменов и представителей властей осознать свою ответственность за будущее и приложить энергичные усилия для перехода к устойчивому развитию. Кто, если не мы?

Из манифеста «Зелёной Лиги»

«Центр экологической культуры» совместно с «Российской Зеленой Лигой» провели семинар «Общественное экологическое движение в Красноярске». «Зелёная Лига» - это российская общественная социально-экологическая организация. В Красноярском крае «Зелёная Лига» появилась совсем недавно – в августе этого года. Подробнее узнать об этой организации пришли краевые и муниципальные природоохранные чиновники, учёные, представители общественных организаций Красноярска, предприниматели, учителя школ и экологически настроенная общественность города.

Гостям семинара повязали зелёные галстуки - экопионер всем взрослым пример.


Обсуждение началось с того – насколько достаточно влияние «зелёных» на СМИ, власть и бизнес? Некоторые оптимистично утверждали, что в Красноярском крае институт гражданского общества достаточно эффективен, и гражданское общество может влиять на власть и бизнес. Но большинство собравшихся постановили, что проблем у нас пока много. Нет сплочённости общественных экологических организаций (каждый сам по себе, многие организации состоят из 1-3 человек) – поэтому экологическое сообщество в крае не имеет веса. При этом довольно низкий уровень профессионализма и низкая активность, отсутствует реальная совместная деятельность. Поодиночке с такими организациями никто не считается, чиновники обычно просто отписываются. Гражданское общество вообще, и общественное экологическое движение в частности, в нашей стране только зарождается. И чтобы этот процесс шёл быстрее и эффективнее, надо объединяться, объединять ресурсы. Поэтому и создали новую экологическую организацию – «Российскую Зелёную Лигу», чтобы вместе не разговаривать, а делать, сообща решать проблемы. Организация была создана в 2005 году в Самаре, изначально было 5 человек, теперь по всей России несколько тысяч участников. В Самаре под эгидой «Зелёной Лиги» объединены 25 организаций, из них только 4 экологические, остальные – туристические, фотоклубы, лингвистические и др. Участники «Зелёной Лиги» проводят фотовыставки на экологические темы, летние эколагеря с языковым уклоном, Общественная экологическая инспекция проводит постоянные рейды по проверке законности вырубок леса, контроль сброса канализационных стоков, ведёт подготовку общественных инспекторов. В состав «Зелёной Лиги» входят благотворительные фонды, мини-зоопарк (приют для пострадавших животных), центр «Ребята и зверята» (коллекция домашних животных для общения с детьми), обширная волонтёрская программа (мониторинг безнадзорных животных в городе, акции по посадке сеянцев сосны, по очистке пещер и озёр и т.д.). Центр содействия Волго-Уральской экологической сети, также входящий в «Зелёную Лигу», занимается сохранением природного наследия Самарской области – в 2011 году завершена инвентаризация ООПТ, подготовлены проекты границ и положения всех памятников природы Самарской области, подготовлена схема перспективных ООПТ и проекты новых памятников природы, производится оценка гибели птиц на ЛЭП.

Справа Сергей Симак - председатель совета "Российской Зелёной Лиги"

На встрече очень много говорилось о современных технологиях формирования экологической культуры. Что такое культура? По мнению ведущего семинара Сергея Симака, председателя совета «Российской Зелёной Лиги», культура – это триада: знание, мотивация и деятельность. На культуру человека влияют СМИ, окружение (семья, друзья) и образование. Работать надо со всеми, но СМИ и окружение нельзя проконтролировать, и поэтому основные усилия в этом направлении надо направить на систему экологического образования. Специалисты «Зелёной Лиги» придумали, как можно экологизировать всё школьное образование. «Экологические капельки» - педагогический эксперимент экологизации учебных предметов, успешно внедряется в 15 регионах России от Чукотки, до Краснодара и Калининграда, а также в некоторых школах Белоруссии, Молдавии, Азербайджане. В Сибири проект «Экологические капельки» работает в Томской области. Для каждого урока в рамках темы для большинства школьных предметов (английский язык, алгебра, история, физика, обществоведение и др.) были придуманы задачи и упражнения. Причём, задания не абстрактные, а основанные на конкретных примерах (например: объём ледников Гренландии столько-то, средняя скорость таяния льда такая-то, рассчитать…). Основной упор в задачах и упражнениях идёт на творческие задания – порассуждайте, придумайте… Таким образом, экология пронизывает всё школьное образование – все классы, предметы, темы, уроки. Дети, капля за каплей, напитываются уважением и любовью к природе.

Пример задания по русскому языку для 8 класса:

Выполните синтаксический разбор односоставного обобщённо-личного предложения.

«Прощай, - сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

(А. де Сент-Экзюпери)

Задание для 9 класса по химии:

Зная химический состав молекул белков, объясните, какой вред и почему наносят природе свалки пищевых отходов. Вспомните, что гниение является процессом окисления и разложения, и назовите те вещества, которые могут образовываться при разложении белковых молекул.

 

Задание для 8 класса по истории:

Какое решение земельного вопроса предлагали декабристы? Если бы эта программа была реализована, как это сказалось бы на состоянии природных ресурсов? Какова ситуация с собственностью на землю в современной России?

Для 7-9 классов все пособия полностью разработаны и активно внедряются. Пособия для младших классов также скоро будут выпущены. Первые деньги для этого проекта (75 т.р.) были получены по Президентскому гранту. Минимальная единица измерения в проекте – одна школа (не единичный учитель-энтузиаст, который всё взвалит на себя, а именно целая школа). В среднем комплект пособий по всем предметам для школы обходится порядка 5,5 т.р. В Красноярском крае пока ещё нет школ, участвующих в этом эколого-образовательном эксперименте. Но специалисты «Российской Зелёной Лиги» уверены, что вся их деятельность, и эксперимент «Экологические капельки» в частности, найдут одобрение и распространение у жителей нашего края. Давайте пожелаем им успехов, ведь делать мир лучше – это так здорово!

Tags: наша библиотека, образование, экология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments