Знающие люди называют Русакова писателем экстра-класса, лучшим в Сибири мастером новеллы, сам же Эдуард Иванович, возможно, недостаточно рьяно стремился продвижению своего литературного творчества в массы, и даже в Красноярске он более известен как журналист - объективный, сдержанный, доброжелательный. И – вполне беспощадный писатель-диагност, прозу которого не назовёшь радостной: «Та литература, которой я занимаюсь и которая мне близка, может быть сравнима и с шокотерапией, и с психоанализом». Свою позицию Русаков подробно изложил в недавнем интервью журналу "Литературная учёба": «Для меня все мои литературные тексты на протяжении нескольких десятков лет – это что-то среднее между личным дневником, исповедью непонятно перед кем, письмами непонятно кому. Всё – очень личное. Однако с учётом того обстоятельства, что читателю должно быть интересно».
Непосредственно 31 октября, свой день рождения, Эдуард Русаков встретил далеко от Красноярска – в Италии, но без «творческого отчета» перед земляками дело все-таки не обошлось. В библиотеке собралась очень хорошая аудитория: писатели, журналисты, художники:
Понятно, что формат юбилейного вечера с обилием официальных речей и «теплых слов» для такого человека неприемлем и утомителен. Поэтому писатель взял ведение встречи в свои руки, придумав убежать от юбилейного пафоса, доведя его до гротеска – и предложил отметить не одну дату, а много-много сразу. Таким образом от собственного рождения 70 лет назад ведущий выстроил целую цепочку событий - что происходило в этот день.
Вот этой тетрадке, которую демонстрирует Эдуард Иванович, - 55 лет, и в ней - приключенческая повесть «Конец голубого креста». Повесть была подарена автором тётушке, потому уцелела в семейном архиве. Все прочие детские сочинения автор уничтожил в 10 классе в приступе юношеской депрессии.
Еще раритет – единственный уцелевший экземпляр самодельного литературного журнала «Гиршфельдовцы» (откуда такое название? В честь американского карикатуриста?) Выпускался Эдуардом Русаковым, студентом мединститута, и Евгением Поповым evgpopov 50 лет назад, тиражом 30 экземпляров. Стихи, проза, рисунки. Между прочим, статья Эдуарда Русакова о поэзии Пастернака. В конце журнала – дружеские шаржи. Вот шарж Русакова на Евгения Попова: молодой, но уже с бородой.
Авторов, как водится, своевременно разоблачили, но из комсомола не исключили. Русаков даже побывал секретарём комсомольской организации в психиатрической больнице – потому обещает публике в будущих мемуарах главу «Комсорг дурдома».
Еще юбилей – в бытность врачом в психоневрологическом диспансере деревни Поймо-Тины, 45 лет назад, Русаков впервые опубликовал свои рассказы в журнале «Енисей». 30 лет как ушел из медицины на вольные хлеба… 40 лет «Театральному биноклю», одной из любимых его книг... 20 лет назад – под впечатлением от работы в краевой администрации написал цикл рассказов «Декамерон-92»: в бомбоубежище чиновники Кырска прячутся от народного гнева и рассказывают разные истории... 10 лет книге «Психиатр. Палата № 666» … Последние 10 лет в Эдуард Иванович издаётся в основном в частном издательстве Николая Негодина.
Конечно, не обошлось без поздравлений. От краевых властей Эдуарда Ивановича поздравила министр культуры Елена Галактионовна Паздникова, от имени коллектива библиотеки – директор Татьяна Лукинична Савельева:
Валерий Александрович Пилипчук говорил о том, что статьи журналиста Русакова, когда тот пишет о художниках, это сжатые искусствоведческие работы, он «берет душу художника и показывает в нужном свете для читателя». На самом деле, документальная повесть Русакова об Андрее Поздееве "Свободен, как солнечный зайчик" с эпиграфом из Григория Сковороды «Мир ловил меня, но не поймал....» – дорогого стоит. В "Литературной учебе", Русаков, кстати, о ней так говорит: «Думаю, книжку про Поздеева переиздадут, на неё есть спрос. Но даже ради неё мне не хочется «биться и колотиться», хотя тут бы можно было. Можно было и администрацию подключить, добиться средств на переиздание. И скорей всего, можно было бы спокойно эти деньги получить. Но мне как-то это всё неудобно, не хочется. Даже не из идейных соображений – наверное, больше лень. И немножко противно…
Я старался изо всех сил, когда писал; и чтобы никак себя не выпячивать, своё с ним знакомство. Чтобы это было по-настоящему документально. Максимум фактов… Я это делал – может, кто захочет сделать капитальную книгу, монографию, альбом какой-то о Поздееве – он может взять мой текст за основу – и ради Бога, вперёд .. Это, по хорошему-то говоря, надо было бы сделать. А может, ещё и сделаю...»
Подаренная Валерием Пилипчуком работа:
«Подкова для Русакова» от Николая Ерёмина:
- Не стесняйся, Эдик, бери!
Поздравление от Александра Матвеичева:
ЕДИН ВО МНОГИХ ЛИЦАХ
EddyРусакову
Рождённый «Девою Марусей»
И «Полуголым королём»,
Творишь ты в необычном вкусе,
А мы усиленно жуём
Твой «Ряд волшебных изменений»,
Поверив, что «Любовь - кольцо»,
А кисть из буквенных мгновений
Рисует грустное лицо
«Блудного мужа» из баллады,
Чей враг - домашние его, -
И каждой строчке вроде рады,
И славу Эдику поём:
«Смотри, какой закат», читатель,
«Пёс-бегунок», но «Без любви»,
«Душеприказчик», «Друг-писатель»,
Ты «Без стыда» к нему прильни...
Ну а когда придёт «Повестка»
И «День нестрашного суда»,
Сыграй ты с Богом нашим дерзко
В дурные «Прятки», чтоб беда
«Во имя и Отца и Сына»
Не открывала «Чёрный свет»
Для Русакова - гражданина
Дверь в галерею личных бед -
К «Палате шесть – шесть – шесть»,
а к счастью -
В приятных снах и наяву,
Где я - своей и Божьей властью -
Тебя целёхоньким найду...
Эдуард Иванович, как известно уже всем, человек несуетный и скромняга – эту черту писателя подчеркнул даже ленивый. Зато Евгений Попов evgpopov, ныне московский знаменитый писатель, немало сказавший в разных журналах высоких слов по поводу творчества Русакова, так откомментировал пост Алексея Бабия
krasmem по поводу: «А вот мало кто знает, что практически в день своего рождения он выступал в Пизанском университете (Италия), где снискал немало подлинной популярности, ибо высоко пронес знамя подлинного красноярца до самых краёв этой Ойкумены».

О творчестве Эдуарда Русакова можно почитать, например, здесь, а с рассказами познакомиться в "Журнальном зале".
Е. Андреева